Газета "Вестник" № 4 - 2015 г.

Храм во имя Воздвижения Креста Господня

Храм во имя Воздвижения Креста Господня впервые упоминается как деревянный в 1650 г. с приделами преподобного Симеона Столпника и пророка Иоанна Предтечи. В 1677 г. здание храма пустовало — не было священника, и поэтому служба в нем не велась. Не велась служба и в 1685 г., а пустовавший без церковной утвари храм пришел в ветхость.

Когда был построен упоминавшийся в 1800 г. очередной деревянный храм, неизвестно. Зато отмечалось, что рядом с ним возводился новый кирпичный храм с приделом святого великомученика Иоанна Воина и колокольней. Завершению работ помешало нашествие в октябре 1812 г. неприятельской армии Наполеона Бонапарта. Церковь ею была «…вся разграблена», а приписанная к ней деревянная Сретенская, что в Высоцкой слободе, «сожжена со всею принадлежащею к ней утварью». Сгорели и дома священно-церковнослужителей. Приходских дворов осталось только 10 вместо 79 числившихся ранее.

В 1814 г. «тщанием прихожан и добротолюбием жертвователей» кирпичный храм наконец-то был построен. В храме имелись приделы: правый — во имя святого великомученика Иоанна Воина, и левый — во имя иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих радость.

В 1888 г. на храмовые средства были построены деревянные дома для священно- и церковнослужителей. В 1916 г. за храмом числились приписанная часовня преподобного Пафнутия в местечке Кудинове и церковь Покрова на Высоком. Отмечалось также, что храм довольно крепок и крыт железом. Вокруг него находился церковный погост. Доход храма составлял кружечный сбор, проценты с капитала, положенного в кредитные учреждения, арендная плата за пахотную и сенокосную земли. Прихожане жили в селе Высоковская слобода — 131 мужчина и 138 женщин (всего 52 двора) — и в Боровске — 50 мужчин и 54 женщины (всего 26 дворов). Были в приходе и дома старообрядцев — 65, с проживавшими в них 158 мужчинами и 154 женщинами. В приходе храма числилась Высоковская земская одноклассная школа.

После октябрьских событий 1917 г. храм постигла печальная участь. В 1925 г. он был закрыт, а здание приспособлено под машинно-тракторную станцию. Во время военных действий октября 1941 — января 1942 гг. попаданием снаряда был поврежден юго-западный угол четверика храма, выбиты стекла, разрушен карниз, осколками и пулями пробита во многих местах кровля трапезной. Следы ружейно-пулеметного обстрела были видны и на южном фасаде здания.

Восстанавливать здание церкви не стали, а четверик приспособили под водонапорную башню: разобрали свод и вместо него поставили бак. В результате храмовое здание потеряло исторический облик, лишившись и завершения четверика, и внутренней отделки интерьеров. Ранее были разобраны верхние ярусы колокольни.

В начале 90-х гг. ХХ в. была предпринята первая попытка по восстановлению облика храма, в частности, мастера Боровского реставрационного участка отреставрировали алтарь. После чего восстановительные работы в силу объективных причин были прекращены более чем на десятилетие. За это время храмовое здание, продолжавшее стоять на городском балансе, сдали в аренду двум организациям: трапезную и нижний ярус колокольни — филиалу одного из московских вузов, а храмовую часть — общественной организации «Дом адаптации детей-сирот и инвалидов» под склад.

И кто знает, сколько еще лет данное храмовое сооружение, продолжало бы претерпевать различные испытания, если бы по инициативе директора вышеназванного «Дома адаптации» известной боровской художницы Л. Г. Киселевой не начались реставрационно-восстановительные работы, продолжающиеся до сих пор. В ходе них мастерами были выявлены фрагменты росписей храма, относящиеся к XIX столетию, архитектурные детали и конструктивные особенности, была восстановлена колокольня.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.