Газета "Вестник" № 26 - 2015 г.
Послушная Церковь или послушание Церкви
Сегодня все чаще можно услышать возмущения о том, что Церковь постоянно принуждает людей к чему-то. Церковь заставляет поститься, молиться, она вмешивается в наши семьи и проповедует свою политику ведения семейной жизни, она проникла в школы и навязывает нашим детям православную культуру и т.д. Так ли навязчива Церковь на самом деле или просто грешный мир, словно неисправимый ребенок, продолжает учить жизни свою Мать?
Мнение о том, что Церковь – это сплошная система запретов, не ново. Но если копнуть поглубже, то можно заметить, что все эти жалобы не что иное, как хорошо завуалированное самооправдание. Ведь не случайно говорят: лучшая защита – нападение. А как еще можно скрыть свою капризную натуру, как не тем, что выставить Церковь капризной. «Все мне можно» (1 Кор. 6:12), – говорит апостол Павел, и эти наставления льстят свободному до неприличия обществу. Но когда мы говорим: «но не все полезно», это уже, по мнению мира, покушение на частную территорию и навязывание своего мнения обществу: «Откуда вы знаете, что мне полезно, а что нет?»
Но Церковь никогда ничего не навязывает, а вот мир делает это постоянно. Вместо того, чтобы изучать богослужение, раздаются голоса о том, что нужно переделать его на русский язык, чтобы таким образом Церковь подстроилась под нерадивое общество.
По первому требованию священник должен причащать опоздавших или отсутствовавших на Литургии, нарушая богослужебный порядок и Устав.
Люди просят венчания без росписи, чтобы, живя в блуде, можно было на Исповеди сказать, что ты венчаный и спокойно причащаться. «Батюшка, ведь штамп – это ничто», – говорят изворотливые мастера избегать ответственности.
«Церковь навязывает изучение православной культуры в школах», – негодуют те, кто забыл, что школы появились именно благодаря Церкви при князе Владимире, а учение первоначально состояло в освоении Закона Божия и церковных книг.
Священник должен все знать, уметь общаться с сильными мира сего, пить с ними и уметь произносить тосты. Должен быть первоклассным строителем храмов, штукатуром и столяром, бухгалтером и предпринимателем, гинекологом и риелтором, политиком и блогером. Что это, как не навязывание духа мира человеку, проповедующему вечное спасение и заботу о душе!
На Радоницу священника постоянно просят отпеть очередного некрещеного. А когда священник пытается сослаться на каноническую базу, ему затыкают рот фразой: «Отец, ты просто цифру назови».
Общество, которое своим «богом в душе» никогда ни к чему не принуждается, постоянно указывает священнику, сколько должна стоить у него машина, часы или ряса, что он должен освящать и кого отпевать или венчать, что он должен делать, а чего не должен.
Мир отказывается замечать, что постоянно принуждает Церковь равняться на себя и подстраиваться под себя. Мир сам портит своих священников, и, как ни в чем не бывало, осуждает их личную жизнь. Священники ровно такие, каких мы достойны. И не нужно пытаться повлиять на Церковь. Как Мать, она всегда будет запрещать то, что вредно и пресекать то, что противозаконно.
Лучше будем влиять на себя, потому что принуждение уместно лишь в границах личного благочестия, а кто повышает голос на Мать (Церковь), тот, как сказал Господь, долго не живет (5 заповедь).
Иеромонах Роман (Кропотов)