Газета "Вестник" № 11 - 2015 г.
Кто любит сына или дочь более меня - недостоин меня
«Батюшка, здравствуйте! Очень сильно болеет дочь. Постоянно молюсь, но все бесполезно. Можно ли обратиться к целителю?»
Это один из вопросов, которые задают люди священникам. Этот вопрос поистине талантлив, поскольку, несмотря на свою краткость, он так богат своим содержанием. Чего в нем только нет: надежда и отчаяние, маловерие и сомнение, поиск решения и беспросветный мрак, боль, уныние и печаль, но главное, о чем хотелось бы сказать, это неверие в Промысел Божий. Воля Божия всегда была загадкой для людей. Не только простые смертные, такие, как мы с вами, но и великие люди, например, Антоний Великий, пытались понять действия Промысла Божия: в чем он состоит, каков его принцип. Однако его глубина настолько непостижима, что даже великим, просвещенным Святым Духом, умам было запрещено пытаться вникать в эти тайны.
Господь дал нам разум, но прекрасно понимал, что его одного будет недостаточно. Человек — существо пытливое, он, как любознательный ребенок, будет пытаться все разобрать по винтикам и разложить по полочкам. Тогда Господь вложил в человека веру, чтобы там, где слабый и близорукий разум не смог познать сути и не остался неудовлетворенным, там ему помогли бы крепкие руки веры, выносящие его из мрака неведения.
Мы действительно похожи на детей, которые, когда чего-то не понимают, то слышат объяснение от Бога в Священном Писании. И хотя еще не пришли в достаточный возраст, чтобы вполне осознать услышанное, но вера Отцу, Его словам успокаивает нас, вселяет уверенность в правильности Его слов.
«Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, но постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю, — говорит преподобный авва Исаия, — ибо венец всех благ состоит в том, чтобы возложить на Бога всю надежду».
Действительно, венец всех благ — это иметь твердое упование на Бога, Который промышляет о нас. Но мы так слабы, так беспомощны, что, слыша вышеприведенные слова: «Я постоянно молюсь, но все бесполезно», уже ничему не удивляешься в этой жизни. Но все равно хочется спросить: а где тот залог веры, который дался человеку в Крещении? Где тот опыт услышанных молитв, который, несомненно, есть у каждого? Где затерялись слова Евангелия о том, что у нас и волосы на голове все сочтены? Где, наконец, предание себя и своего дитя в руки Божии? Все это бесследно пропало, исчезло, забылось. И причина этому только одна — богозабвение.
Это страшный недуг человечества. Богозабвение — это болезнь, поражающая верующее общество, причиной которой бывает — маловерие, страх, малодушие, стремление к исполнению своей воли, а также неправильная любовь к своим детям. Мы так желаем видеть своих чад здоровыми, что приходим в отчаяние при их страданиях. Желание получить исцеление во что бы то ни стало всегда было следствием проявления маловерия, что доказывает вышеприведенный вопрос. И если Бог помочь мне бессилен, если Он остается глух, то всегда есть альтернатива — обратиться за помощью к врагам Божиим. Вот до чего доводит маловерие и стремление настоять на своей воле.
Мы бы вконец забыли о поиске воли Божией, в чем и состоит смысл жизни человека, если бы сам Бог не дал нам напоминание на все века. Это — Крест Христов. Именно он, постоянно сопровождающий нас, украшающий купола храмов, сверкающий на солнце среди зеленой листвы, хранящийся рядом с нашим сердцем и величественно возвышающийся сегодня перед нами — является самым сильным примером исполнения воли Божией даже до смерти! Именно Крест Христов показывает всем нам, какой подвиг предлежит всякому желающему следовать воле Отца Небесного. Именно Крест Христов является лучшим примером любви родителя к своему чаду.
В Евангелии есть замечательный момент, который является важным в вопросе познания смысла страданий. Спаситель говорит Своим ученикам: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:7). Ключевое слово здесь — надлежит. Святитель Григорий Нисский говорит: «Вникни в значение этого „надлежит”, и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста».
Как часто нам нужно размышлять над этим словом, над тем, что скрывается за ним. Кто знает, чему надлежать благоизволил Бог в нашей жизни, в жизни наших детей? Каким путем необходимо нам пройти ради вечного спасения и прославления имени Божия? Кто знает, может быть, та болезнь или даже смерть ребенка — это то, чему надлежит быть, что единственно важно и нужно для этой души и ее окружающих. Сколько раз своевременно посылаемая Богом смерть избавляла человека от еще больших грехов.
И если это так, тогда мы знаем, как нужно молиться в таких обстоятельствах. Пример тому мы опять видим в лице Господа Иисуса: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42).
Посмотрите, как мудро составлена молитва! Мы просим избавления от скорби, от смерти, но одновременно выказываем полную готовность в случае необходимости пройти это испытание. Нас заботит лишь одно — чтобы исполнилась воля Божия. Не наша жизнь, не здоровье детей, не другие завуалированные под благочестие, но, по сути, эгоистичные желания, а исключительно воля Божия. Это предел всех молитв, их логическое развитие и завершение. Это понимает человек, когда перестает просить у Бога чего-то, но просит лишь исполнения Его воли. И в этом все для человека: тут и покорность сердца перед непостижимыми судьбами Творца, тут и смирение перед Божественной волей, тут и детское доверие тому, чего человек не знает, но несомненно верит своему Небесному Отцу. И Отец делает с таким то, что является оптимальным для человека, спасительным, имеющим далеко, даже за пределы этой жизни, идущие перспективы.
Потому будем взирать на Крест не только как на знамение победы, но и как на удивительный пример исполнения Божественной воли, пример того, как можно любить Бога больше своих детей, пример следования Божественному плану, хотя и непостижимому, но всегда имеющему своей целью поиск Божественной правды, прославление Божественного имени в нашей жизни или в нашей смерти.