Газета "Вестник" №20 - 2023 г.
Слово в день памяти прп. Пафнутия Боровского. 2023. Иером. Роман (Кропотов)
Преподобный Пафнутий Боровский. 2023
В эти светлые дни, когда православный мир празднует победу добра над злом, жизни над смертью хочется приветствовать вас словами вечного жизнеутверждающего благовестия – Христос воскресе!
Действительно не случайно Церковь установила так много дней для праздника Пасхи. Целых 40 дней мы празднуем это знаменательное событие, слышим пасхальные песнопения и приветствуем друг друга пасхальным приветствием. Потому что значение этого события невозможно переоценить. Мы с вами празднуем многие великие и важные праздники, связанные с Господом и Его Матерью, но Пасха – главнейший их этих праздников. Пасха словно венчает все остальные праздники, придает им смысл и завершенность. Победив смерть, Господь отворил нам врата Царства Небесного, в которое Адаму был закрыт вход и даровал нам вечную жизнь вместе с Ним и Его святыми.
Да и были бы святые без победы Христа над смертью? Ведь Дух Святой был ниспослан после воскресения Христова. То самое крещение Святым Духом, о котором говорил Господь апостолам (Деян.1:5), стало возможно именно после победы над смертью. И новозаветная Пятидесятница могла сменить ветхозаветную только после того, как новозаветная Пасха сменила ветхозаветную. Мы знаем, что в ветхом завете даже великие праведники попадали в ад после смерти. Несмотря на всю свою праведность и чудотворения, несмотря на свое дерзновение к Богу и даже дружбу с Ним, они не могли своими человеческими силами одолеть грех и смерть. Апостол Павел, прославляя веру ветхозаветных святых, говорит, что все они, хотя и были свидетельствованы в вере, хотя их и не был достоин весь мир, но они "не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр.11:40). И этим лучшим является – боговоплощение. Потому что только Христос мог разрушить возникшую в результате грехопадения преграду между Богом и человеком, только Его Жертва была способна примирить человечество с Творцом.
Таким образом, только Спаситель мог даровать людям совершенство. Данный Им закон лишь подготавливал человечество к Его приходу, был детоводителем ко Христу (Гал.3:24). И лишь победа над грехом и смертью могла открыть новую, новозаветную страницу истории человечества и впустить его в Царство Небесное, в благодатный мир Церкви. Ветхозаветный рабский страх перед буквой закона сменился сыновним исполнением заповедей по любви к Творцу, Который назвал нас Своими детьми и друзьями: "Я уже не называю вас рабами, потому что раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Ин.15:15).
И преп. Пафнутий Боровский является как раз одним из таких друзей Божиих, является одним из живых свидетельств того благодатного изменения человека, которое принес Спаситель в мир.
Каждый святой – это особое явление в жизни Церкви, и жизнь каждого из святых представляет множество назидательных и поучительных примеров. Мы видим святых на царских престолах, облаченных в порфиру, и при дорогах в рваных рубищах, видим святых воинов, и святых врачей, святых проповедников и святых молчальников, видим святых архиереев и святых простолюдинов, святых старцев, и святых младенцев, святых мужчин и святых женщин. И во всем этом многообразии святоотеческих примеров – мы видим непостижимую силу Божию, непостижимый Промысел, который может привести к спасению каждого, если его душа стремится к этому спасению.
Преп. Пафнутий искал спасения от юности своей. Он не тратил время юности на удовольствия и развлечения. И мы знаем многие примеры святых, которые познали Бога в юности. Блажен человек, познавший Бога в начале своего жизненного пути. Не случайно премудрый Соломон говорит: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Прит.22:6). Такой человек действительно избежит многих ошибок и бед, преткновений и недоумений, душевных ран и скорбей, неминуемо постигающих людей, не знающих Бога. Да, возможно, наступит время, и они придут к Богу, и они позна́ют Его любовь и прощение, но тот багаж грехов и страстей, накопленный от юности, значительно усложнит жизненный путь, словно жену Лотову постоянно будет тянуть оглянуться на прежнюю грехолюбивую жизнь.
Поэтому преп. Пафнутий не тратил время своей жизни на суету и пороки, но устремился к поиску самого главного, того единого на потребу (Лк.10:42), о чем человек никогда не пожалеет. Наверняка многие из нас, оглядываясь сейчас назад, жалеют о чем-то в своей жизни. Какие-то из ошибок можно исправить, а что-то исправлению уже не подлежит, например: предательство друга, приобретенные болезни или чья-то оборванная жизнь. И остается лишь сожалеть и без конца каяться в надежде, что Бог даст, наконец, желанное спокойствие совести. Но оно все никак не приходит. Потому что все имеет свои последствия и свою цену. "Вы куплены дорогой ценой" (1Кор.6:20), – говорит апостол. И если даже Господь Бог заплатил такую высокую цену за победу над грехом, то неужели люди, неужели мы с вами избежим ответа и последствий за свои грехи и нерадение о спасении? И пример святых и, в частности, нашего Боровского подвижника, это пример людей умевших ценить время своей жизни, людей осознававших скоротечность и непостоянность этой жизни. Что очень важно. Потому что как только мы сможем оторваться от земного, так тут же вспомним о небесном. "Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам" (Мф.6:33).
Мы живем в непростое время. Мир лукав и коварен. Искусными манипуляциями он похищает наше время, влечет к себе, делает зависимым от себя. Через подмену понятий он сбивает людей с прямого пути, черное представляет белым, а горькое сладким. Грехи и пороки возводятся в норму, а добродетель и здравый смысл подвергаются преследованиям. То, что еще недавно могло быть бредом сумасшедшего, сегодня может быть узаконено на государственном уровне. Соответственно, от умножения беззакония охладевает во многих любовь (Мф.24:12), теряется вера не только в Бога, но даже в человека. Люди теряют доверие друг к другу, видят друг в друге лишь возможность прибытка. Расчетливость, выгода и формализм сменили любовь, дружбу и искренность. Исказили, обезобразили их. Люди часто дружат и любят до первой беды. А как приходит беда, тут-то и выясняется, что настоящих друзей можно по пальцам одной руки пересчитать. Слова́ "ничего личного, только бизнес" – для многих современных людей являются жизненным девизом, определяющим их поведение и отношение к другим. И это не удивительно, так как у религии золотого тельца всегда было много последователей.
И отрадно, что многие прозревают, видят ненормальность своей жизни, но не знают, что с этим делать и как изменить. Измученные и уставшие они приходят, наконец, в Церковь. Но и тут оказывается не все так просто. Придя в Церковь, люди хотят сразу получить разрешение своих проблем, услышать ответ на свой вопрос, получить исцеление. Однако большинство при этом не хочет ничего менять в своей жизни. Но разве так все устроено? Разве, придя в больницу с язвой желудка, мы не будем соблюдать предписанную врачом диету? Неужели кто-то сможет сказать: "Нет, доктор, я буду есть то, что ел всегда, а ты вылечи мне язву". И если тело для своего исцеления требует каких-то ограничений, то тем более этого требует душа. Исцеление души всегда подразумевает серьезную работу над собой, отказ от всего того вредного и губительного, что стало любимым и естественным.
Ограничение и самостеснение – это необходимые составляющие заповеданного Христом самоотречения. "Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной" (Мк.8:34). Т.е. оставь все то, что тянет тебя к земле, что, по сути, убивает твою душу, и путем крестоношения следуй за Христом к воскресению своей души и вечной жизни.
Это путь, которым прошли все святые и преп. Пафнутий в их числе. Невозвратным помыслом устремляясь вперед, к почести вышнего звания (Фил.3:14), преподобный Пафнутий оставил нам пример достойный подражания. Ведь сейчас нам так недостает хороших примеров. Старцы и наставники уходят в вечность, оставляя нас в этом неспокойном мире один на один с нашими недоумениями и вопросами. Но вспоминая память святых и подвижников благочестия, мы учимся у них, вдохновляемся их примером и верим, что у Бога они живы и помнят о нас.
Пусть же в эти пасхальные дни надежда на милость Божию и молитвы преп. Пафнутия вдохновляет и окрыляет нас на нашем пути, а Господь пусть благословит наши начинания и укрепит в решимости следовать за Ним до победного конца.
Всех поздравляю с праздником! Помощи вам Божией, крепкого здоровья и неизменной пасхальной радости в душе!
Христос воскресе!
Иеромонах Роман (Кропотов)
14.05.2023