Газета "Вестник" № 12 - 2016 г.

Быть, а не казаться-3

Окончание. Начало в № 10,11

 

– Что такое целостность?

– Целостность – общее понятие, имеющее несколько уровней. Самое простое – это целостность моего тела, моей психики с точки зрения здоровья. Если мы идем дальше из концепта  бытия-в-мире, из осознавания себя в мире или себя как неразрывного целого с миром, то уже здесь целостность подразумевает наличие связей.

Если мои связи с другими людьми и окружающим миром в целом не нарушены, то я способен на гармоничное общение с ними. Значит, между нами есть целостность. Когда люди (два-три человека или группа) начинают взаимодействовать друг с другом, встречаясь, беседуя, участвуя в общем деле, то они образуют некую целостность, которая начинает развиваться по законам живого организма. От осознавания малых целостностей мы движемся к познанию самой большой, тотальной целостности: целостности нашего бытия-в-мире.

– «Осуществление» – это именно приобретение целостности?

– Да, бесспорно, поскольку только целостный человек может полностью раскрыться в жизни. Это означает, что на все широкое поле возможностей, которые выпадают в его жизни, он способен откликнуться и максимально вложиться в них. То есть осуществиться. Осуществление возможно только в целостности.

Счастье в деятельности – это также осуществление. Слово это очень емкое, его корень – «сущ», то есть «суть». У каждого человека есть его суть. Причем это не только что-то, спрятанное глубоко внутри. Суть человека выходит из специфики его жизненной ситуации как таковой – она шире. Она не столько в человеке, сколько и в нем, и одновременно в его мире, в его жизненной ситуации. И эта суть требует осуществления, того, чтобы что-то родилось на свет Божий. Как в первой книге Бытия, когда Господь сотворил небо, землю, зверей: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). И наша суть тоже нас зовет что-то произвести в этом мире, чтобы это получилось хорошо. Чтобы я в своем небольшом мире, как Бог, мог сказать: это хорошо весьма.

Есть определенная закономерность в стадиях развития человека как личности. Сначала он пребывает в некоем симбиозе с матерью, со своей семьей, своей культурной средой, первичными коллективами. А потом он начинает от них сепарироваться, то есть отделяться, постепенно приобретая черты индивидуального сознания, самосознания. Это естественный процесс, иногда он проходит конфликтно в подростковом периоде. А потом, после сепарации, должна произойти интеграция (соединение, объединение частей в целое) на новом уровне.

Если человек возвращается в целостность, то есть осознанно выбирает: да, это моя семья, это мой коллектив на работе, это мой народ, моя страна, моя вера, – то он включается в целостность, происходит его интеграция в целое без потери осознанности, осознанная интеграция. Это финальная стадия развития человека. К сожалению, современная психология интеграции очень слабо разработана, особенно западная, которая застряла на стадии сепарации.

Духовно развитые люди перестают чувствовать себя отделенными от мира, от других людей и переживают свою тотальную связь, неотъемлемость и неразрывность с миром других людей и с природой вообще. Тут можно вспомнить о том, что святые через соединение с Богом приобретали такую связь с окружающей природой, что находились в гармонии даже с опасными животными (как это было в Раю). Так, Герасим Иорданский вылечил раненого льва, встретив его в пустыне. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой сам умер на могиле преподобного и был зарыт близ гроба святого. Всем известно о мирном соседстве святого Сергия Радонежского с медведем. И подобных примеров есть множество.

– Если взять тех же Адама и Еву, первородный грех, а расплачиваются потом все поколения. То есть это связь все равно всех со всеми. Если перевести на современный язык, то  последствия поступков одних людей все равно отражаются на жизни других людей.

– Конечно. Святые люди, которые живут в этом состоянии переживания своей целостности с другими и миром, исходя из этой целостности, лучше и яснее понимают место и задачи в жизни, как свои, так и других людей.

– И при этом они свою личность не теряют. Они по-прежнему уникальны как личности и в то же время соединены со всем миром.

– Конечно. Кстати, миссия и призвание – это как раз понимание своего места в мире и в жизни. «Миссия» звучит красиво, даже мистически, но вещи это, на мой взгляд, очень простые. У каждого живого существа на этой земле, даже у капли, есть своя миссия. И в чем эта миссия? Она очень проста: раскрыть во всей полноте, согласно своей сущности, свою суть, свой потенциал.

– Грубо говоря, если ближе к человеку, то это жить на сто процентов?

– Конечно, а у человека появляется другое измерение, в связи с тем, что человек – это существо, которое живет вместе с другими людьми, «совместное». Оно раскрывается именно в этой совместности с другими людьми. И возможности раскрытия своего потенциала, миссии у человека на порядок больше, чем у всех остальных существ. И здесь как раз, когда говорят о том, что человек создан по образу и подобию Божию, то это как раз про возможность творить. Свобода творчества у человека на порядок выше, чем у всех других существ. Но как бы там ни было, закон один: чтобы осуществиться, нужно почувствовать эту свою человеческую сущность в каком-то конкретном проявлении. Например, прочувствовать сущность русского человека, если я русский, и раскрыть ее во всей полноте и уникальности.

По моему глубокому убеждению, экзистенциальный терапевт, собственно, и способствует этому, главная цель его – сделать человека счастливым. Весь вопрос заключается в том, как мы понимаем счастье. Начнем опять с этимологии: «С-частье», быть с частью. Эта тема тоже связана  с миссией. У меня есть некая часть, которая дается мне как задача, я ее осуществляю, и я же ею владею. Когда я с этой частью, я могу осуществиться во всей своей полноте, поэтому я счастлив. Но это еще не все. Если опять к этимологии слова идем, счастье – «быть с часом», то есть успевать. Этот зов Бытия каждый раз обращается к человеку в определенное уникальное время. Если ты его пропустишь, не отзовешься, не успеешь – время для осуществления того или иного феномена в твоей жизни уйдет. Быть счастливым – значит успевать. Как говорил Суворов: «Я был счастлив, потому что повелевал счастьем».

– Что такое принятие себя?

– В экзистенциальном смысле принятие себя означает, прежде всего, принятие своего мира и себя в этом мире, поскольку центральное значение для человека всегда имеет его ближний круг людей, если он принимает их такими, какие они есть. Это не значит, что если кто-то злоупотребляет алкоголем, то мне все равно, потому что равнодушно его принимаю. Нет. Но я принимаю его как потенциально здорового человека, как образ Божий. Принимаю его как своего, от него не отгораживаюсь. И часто такое отношение помогает встать на правильный путь. Как говорится, нужно любить грешника, но ненавидеть грех.

Принятие себя – это, прежде всего, принятие своего мира. Может показаться, что если переключаешься на мир, а про себя как телесную оболочку забываешь, то это неправильно. Когда я говорю про мир, я имею в виду себя, уже включенного в свой мир. Принимая свой мир, я принимаю и себя, свою телесную оболочку, со всеми ее особенностями. К слову, «с-мирение» – это быть с миром, а не отдельно. Не противостоять миру, не противопоставлять себя ему, а быть с миром – в этом суть смирения.

Принятие – это всегда выбор: это – мое. Причем не пассивное, а активное полное принятие. Принятие как готовность откликнуться, ответить, отозваться. Например, человек делает свой осознанный выбор быть настоящим православным христианином, то есть он понимает, что «это – мое» и моей жизни без этого нет.

– Готовность откликнуться на зов Бытия.

– Да, на сто процентов, вложиться полностью. Выбрать как «мое» и полностью вложиться – это и есть принятие. Принятие – готовность к стопроцентной отдаче, настрой на служение. Кстати, ближний, Другой (человек) – это тот, кто все время открывает мне меня же, давая возможность стать новым, более настоящим и подлинным.

– Что такое гармония?

– Понятие гармонии легче всего представить в виде музыкальной метафоры. Когда мы слышим гармоничную музыку, то видим в ней определенный порядок, чувствуем, что она создает определенный настрой, который начинает проявляться и развиваться в жизни, как она есть. И гармоничные отношения – это отношения, где присутствует живой порядок. Не механистичный, а живой порядок отношений, форм, границ, в которых живые сущности и люди могут развиваться и осуществляться во всей своей полноте.

– Что такое забота и доверие?

– Забота – важнейший  термин в экзистенциальной традиции. Собственно, забота – это и есть сущность человеческой жизни. Забота о чем? О том, чтобы феномены нашей жизни раскрывались во всей полноте, согласно их сущности. Если я создаю семью, то должен позаботиться, чтобы семья раскрылась во всей своей полноте, чтобы этим семи «я» было хорошо, и каждое из них выросло и состоялось.

Доверие для меня – это готовность вступить в максимально полный духовно-душевный контакт, соприкосновение с человеком; или вступить в контакт с другими явлениями жизни, четко осознавая и принимая то, что это потребует от тебя серьезно измениться. То есть это готовность в полноте откликнуться и измениться. При этом если говорить глобально о доверии к Богу и миру, то это некая уверенность, что то, что тебе жизнь, мир, Бог предлагает –  для твоего же блага.

– Прочитал умную мысль: говоря слово «жизнь», мы редко соотносим это именно с духовной жизнью…

– Я понимаю, что имеет в виду автор. Когда говорят о духовном, для него это некое идеальное понимание способа жизни или приближение к таковому. Наш мир, я уже неоднократно говорил, его современная парадигма больше всего ведет к идолам потребления, кастомизированная (customer – поребитель (англ.)) цивилизация. Этот способ быть человека ориентирован на что? На меня любимого, якобы Мир только для меня. Сейчас этого стало больше, и в этой связи человек действует из менее гармоничных отношений с Богом, с миром, с природой, которая является даром Божиим.  То, что мы сейчас делаем с Землей (в смысле экологии), является нарушением нашего человеческого призвания.

Когда святителя Василия Севастийского вели на казнь, он вдруг увидел, что рядом с ним бежит собачка на трех лапках, потому что одна из них ранена. И тогда он забыл о том, что его ведут на смерть – его так пронзила жалость к этому животному, что он остановился и благословил ее, и Господь явил чудо: собачка побежала здоровой…

Однако возвращаясь к экзистенциальной теме: в одной книге по православной догматике я прочитал, что Бог – это Жизнь.

– Готов подписаться.

– А предмет исследования экзистенциальной психологии как раз жизнь. Неслучайно Наталья Инина считает, что это направление современной психологии очень близко к христианской психологии. Позвольте нашу беседу закончить ее цитатой:

«Путь спасения, хоть и узкий,  есть всегда. Он состоит в личностном становлении самого человека, его духовном и психологическом взрослении и, как следствие, способности брать ответственность за свою жизнь на себя, выдерживая груз свободы и возможного одиночества.

Зависть, злость, обида, жадность, тревога, страх, но и радость, открытость, доброта, щедрость, альтруизм – все эти и другие чувства проходят фильтр нашей психологии…

Мы молимся, надеемся, уповаем на то, что нам повезет, и мы избежим всех этих трудностей и испытаний. Однако именно преодоление трудностей, мужество встретить страдания лицом к лицу помогают нам подняться над собой и своей психологией, преодолеть собственное Эго и возрасти в меру нашей личности, нашего духовного предназначения».

В общем, каждый человек призван именно Быть, а не казаться, чтоб в своей подлинности стать способным приблизиться к Истине, которая есть Христос. 

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.