Газета "Вестник" № 19 - 2016 г.
О жизни земной и небесной-2
Священник Анатолий Чернов, настоятель прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в деревне Кривское известен многим еще и как художник и писатель. Однако мало кто знает, что его прадедушка был священником. Более того, священники, которые служили на земле Калужской до революции, с фамилиями: Казанские, Тихомировы, Дёшины, Колыбелины, Соловьевы – это его родственники. В общем, все его прадеды по материнской линии были священниками.
Продолжение. Начало в № 17.
— Отец Анатолий, как научиться прощать?
— Есть разделительная черта, как лезвие бритвы, которая отделяет этот суетный мир от пространства жизни по вере. Если мы полностью принадлежим этому миру, с его моралью и взглядами, тогда нам все позволено, потому что «Бога нет», и нужно «брать от жизни все», ибо «ты этого достоин». Завтра не будет, а все вокруг – это то, что ты должен потребить и как можно больше, иначе потребит кто-то другой. И вся секулярная мораль…
Но по другую грань земной жизни совсем другое возникает, совершенно иной, духовный взгляд на мир. Когда человек открывает для себя евангельские истины, то все его представления о самом себе и окружающем мире коренным образом меняются, а знакомые понятия обретают новый смысл. Оказывается, все люди – действительно, братья либо по Адаму, либо во Христе. А брата нельзя «потребить», использовать и выбросить вон из своей жизни. Человек в православном понимании – образ и подобие Божие, и как бы он себя ни коверкал, что бы с собой ни творил, но искорка Божия-то в нем все равно есть. И если в тебе есть искорка Божия, ты и его искорку увидишь. Тогда язык не повернется и рука не поднимется на злое дело по отношению к нему. А уж тем более хранить в себе на него обиду, непрощение и месть.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках говорит о том, что если он обнаруживал, что к кому-то испытывает неприязнь, то тут же начинал молиться. Во-первых, о том, чтобы Господь его сердце умягчил по отношению к тому человеку, а во-вторых, чтобы и сердце другого расположилось к отцу Иоанну. И в результате между ними устанавливались добрые отношения.
Как Бог может помочь нам, когда мы испытываем злость и желаем кому-то недоброго? Поэтому начинать надо прежде всего с себя. Многое потом увидим в другом свете. Через несколько лет даже стыдно будет, что из-за пустяшной мелочи отношения испортились.
— Расскажите больше всего запомнившийся эпизод, связанный с духовным окормлением школьников.
— Когда я только начал преподавать в школе, то с ужасом обнаружил, что наши дети не имеют понятия о милосердии, о доброте и о благодарности. Стали об этих добродетелях все вместе размышлять. Например, я записывал на доске вопрос для обсуждения: «Кому мы должны быть благодарны?». Дети сами начинали перечислять: родителям, учителям, Родине и так далее. И постепенно догадывались: Богу! Таким образом, дети сами приходят к правильным выводам. Они свободно высказывают своё мнение, видя, что священник это мнение не осуждает, а ставит на всеобщее голосование. Их слушают, их слышат, они обсуждают, могут спорить. Так они учатся не только свободно высказывать своё мнение, но и уважать мнение другого. В общем, развлекая, учим мудрому, доброму, вечному.
Как-то у нас был случай, что кто-то из детей стал воровать, но мы коллективно, сообща с этим справились. Хотя сначала дети сказали много злых слов в адрес воришки и единогласно проголосовали за то, чтобы найти этого человека и бойкотировать его. Затем я предложил всем вместе помолились «по методу святого Иоанна Кронштадского», о смягчении наших сердец, а потом и сердца воришки. Помолились, и я им сказал: «Давайте представим, что этот человек никогда не ел сладостей. У него никогда не было красивых дорогих вещей и, возможно, не будет! Может ли кто-то подарить этому человеку те конфеты, что он взял без спроса?» Поднялись несколько детей и сказали, что не обижаются и дарят. Так «подарили» и другие вещи. Далее поставил на голосование: «Что будем делать с воришкой?» – Напряженная тишина. — «Простим? Да!» – И лес рук в классе.
После этого воровство вещей закончилось, и те, что исчезли, скоро «нашлись».
Важно помочь детям сформировать правильные убеждения. Зло злом не исправляется. Милосердие выше справедливости – такой урок получили тогда и я, и дети.
— Вы с супругой женаты уже почти полвека, как вам удавалось все эти годы преодолевать разногласия, без которых не обходится любая семья?
— Бывало всякое, но у обоих ума хватило гордыньку не у другого, а у себя любимого поприжать. В принципиальных вопросах мы едины, а про мелочи мудрые люди говорят, что спорящий с женщиной напрасно тратит дни своего долголетия. Иногда, когда в семье возникает, выражаясь педагогическим языком, проблемная ситуация, я говорю супруге: «Тебе поссориться со мной не удастся: ты не снаружи на меня напрыгиваешь, ты у меня внутри бьешься, в сердце!» — и всё проходит, всё заканчивается, даже если до этого пять минут дутья было.
Когда же мы с женой стали воцерковлёнными верующими, то я воспринял супругу, — надеюсь, что и она меня, — как свой Крест ко спасению и как драгоценный Дар Божий. А с Креста не сходят и даром Божиим не разбрасываются. Если муж и жена живут каждый своими интересами, забывая слово «мы» и опираясь только слово «я», то в их отношениях в любой момент могут пойти трещины. Надо уметь, несмотря ни на что, порадовать жену, похвалить ее, и она чтобы могла найти доброе слово для мужа. Сильной половине ласковое обращение тоже необходимо. Супругам надо уметь ладить, несмотря на недостатки друг друга. И ещё сказано в Писании: «Да не зайдёт солнце во гневе твоём!» — лучше отходить ко сну примирившимися, чем обиженными или гневающимися.
Господь дает друг другу мужчину и женщину, чтобы у них была семья и любовь. Чтобы человек в этом мире возрастал во взаимной любви, приобретая Божественные черты: любовь, милосердие, верность, жертвенность, смирение, доброту, умение прощать обиды. В этом смысле семья – великолепная школа, дающая возможность всё это в себе воспитывать.
И еще. Хорошая жена – муза для своего мужа. Она может так мягко и с любовью указать ему на какие-то его недоработки, что лишь вдохновит его совершенствовать свое мастерство в чем-либо, а не отобьет все желание этим заниматься.
— Значит, жена должна вдохновлять мужа?
— Смотря на что. У гениев, говорят, были жены, как музы вдохновляющие. Жена, которая может ничего не понимать в музыке, оказывается музой для композитора! Знаете, почему? Мы с вами сейчас смотрим друг на друга и приходим к выводу: мужчина вытесан топором, а женщина – ангелоподобное существо, утонченное, оно другое. Женщина – украшение нашей мужской суровой жизни. И мы, глядя на нее, пишем стихи и музыку, безо всякого повода дарим ей цветы. И признаемся в любви той, которая к музыке или к живописи может не иметь никакого отношения. Любимая женщина дана мужчине для украшения жизни, и в этом наши радость и вдохновение.
Однако женщина мужчину не только на творчество вдохновляет, но и на мужественные поступки.
Если бы в древности на Руси были комитеты солдатских матерей, и они бы решили не пускать своих сыновей на Куликово поле или на Ледовую сечу, то сегодня бы наш народ выглядел по-другому, и вера была бы другая. А матери русские своих сынов благословили на эти битвы, пожелали им победить или погибнуть, но не отступить. Что их сыны с честью и сделали. Слава вечная им и матерям их!
— Для вас как творческого человека, ваша матушка больше вдохновительница или цензор?
— Конечно, Муза-вдохновительница, а не критик. Посмотрит новую мою работу и честно говорит: «Это еще полуфабрикат — не стоит пока людям показывать…» Такая честная оценка очень вдохновляет. Начинаешь подрабатывать текст или рисунок, так сказать шлифуешь, полируешь, пока произведение не заживет, не заиграет новыми красками…
— В Писании сказано: милость Божия превозносится над судом. Это основной акцент православного вероучения, хотя кто-то не может или не хочет этого осознать…
— После того, как Русь приняла Крещение, многое оказалось заимствованным не из учения восточных отцов, а из католического, судейско-торгашеского учения. Сейчас, благо, есть возможность отодвинуть его в сторонку и посмотреть, чему на самом деле учили апостолы, мужи апостольские и их ученики.
Святые восточные отцы растолковали волю Божию. Поняв главную суть любви Божией к нам, они говорят, что даже те, кто в этом мире ни единого доброго дела не совершили и ни единого желания не имели творить добрые дела, всё равно являются любимыми созданиями Божиими – человеками. Потому что Господь и за первосвященников, и за воинов, которые Его распинали, и за все человечество молился. Он не только Бог христиан, а Бог всех людей.
Мир духовный совсем иной, чем наш материальный. В Евангелии Господом Иисусом Христом сказано, что в Царствии Небесном есть обителей разных множество. Наверное, есть дворцы, как царские, а есть и обители попроще, но все у Бога живы – это самое важное. О том мире мы можем только догадываться. Нам сказано через святых отцов, которые имели по этому поводу откровения: «Не принимай всё, что в этом мире, как отражение мира горнего – это совершенно искаженное представление о том, что ждёт нас там».
— Психологи считают, что у ребёнка отношение к Богу Отцу складывается из отношения к земному родителю.
— Наш великий мудрый, добрый русский народ давным-давно Бога называет «Боженька», а священников — «батюшками».
Отношения родителей и детей… Тут есть очень важные и опасные моменты, которые мы, священнослужители, должны тактично и осторожно детям и родителям объяснять. Священник может детям напомнить заповедь Божию: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле». К тому же, как родители относятся к своим родителям, так и выросшие дети будут относиться к ним. Как в Писании сказано, «что посеет человек, то и пожнёт»!
— От светских людей приходилось слышать: как же так, у вас Бог любви, а создал вечные адские мучения…
— Нам раскрыты в Евангелии некоторые интереснейшие вещи. Оказалось, что Воскресению Христову предшествовало нисхождение во ад. И нам объяснено: ад не мог удержать Безгрешного, грех – смерть, а Господь говорил Своим ученикам: «…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Его арестовали, мучили, казнили. И ад был «взорван». На иконе Воскресения Христова изображены двери ада, замки, цепи и прочее, и люди, которые там находились, часто на иконе Воскресения Христова изображаются с нимбами, как у святых. И падшие праотец и праматерь Адам и Ева теперь с нимбами. Господь открыл врата адовы, а человечество, соединив с Собой, усыновил.
И ещё в Евангелии написано, что многие праведники воскресли и многие люди видели их во Святом Граде. Христос открыл нам прямую дорогу в Рай – и надо идти по ней, а для этого необходимо находиться в лоне Матери Церкви православной.
С собой ничего не возьмешь, никакие коллекции накопленных богатств, свою машину, дворец в Майами или персональный самолет. Даже дорогой памятник над могилой или мавзолей ничего не добавят. Слава земная – вся тут и останется. У гроба нет карманов.
Наше Отечество – Царство Небесное, как учит Господь Иисус Христос. Есть туда прямая дорога, иди: Евангелие – карта, святые – маяки, и компас – совесть христианская. Они нам показывают путь: не иди туда, там болото, а там пропасть, там река, которая тебя унесёт – все, кто ходили туда и туда, погибли. Иди проверенной дорогой, которую тебе показали святые отцы. Дорог много, а спасительный путь один – вера православная.