Газета "Вестник" №42

История — наставница жизни

 Беседа  А. Сигутина с  учителем истории В.Б. Прозоровым

 

Окончание. Начало в № 41.

 

С 1 сентября этого года в обязательную часть школьной программы четвертого  класса был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»,  влючающий в себя шесть  модулей, один из которых  - Основа Правосвной культуры.

 

- Что вы об этом думаете?

- По поводу выбора между курсами светской и религиозной этики можно сказать: «Основы светской этики» - это обезбоженный, по сути дела, курс. И это несмотря на то, что все светские, секулярные нормы морали всегда и всюду изначально восходят к установлениям той или иной религиозной конфессии. В качестве зримого примера можно привести всем хорошо знакомый «Кодекс строителя коммунизма», равно как и с детства знакомые лозунги, типа: «Кто не работает - тот не ест!» Эти примеры лишний раз подтверждают библейскую мудрость, говорящую о том, что «диавол - это обезьяна Бога», ничего и никогда не умеющая создать, а только лишь могущая переврать или просто своровать, выдав чужое за свое. А раз так, то стоит ли вообще брать за основу вторичное, когда можно обратиться к первоисточнику? Даже малые дети знают, что такое игра «в испорченный телефон». Исходя из этого, следует, что курс ОПК, конечно же, предпочтительнее.

Каждый человек, неважно, ребенок или родитель, должен слушать свое сердце, и, безусловно, каждый верующий имеет полное право на изучение основ именно своей, традиционной для него религиозной культуры, а по большому счету и основ своей веры, независимо от конфессиональной принадлежности.

Что касается лично моего мнения как родителя о данной проблеме, то я бы хотел, чтобы мой ребенок изучал «Основы православной культуры». Если бы у нас это сделали, это принесло бы несомненную пользу. Причем не только тем учащимся, которые относят себя к нашей исконной, православной традиции и вере, но и всем тем, кто принадлежит к иным религиозным конфессиям.

Почему представителям других конфессий было бы полезно ознакомиться с основами религиозной культуры нашего православного народа? Сейчас много говорят и спорят о проблемах интеграции прибывающих к нам представителей бывших братских народов Советского Союза, о росте межнациональной розни... Думается, с этой точки зрения всем приезжающим было бы полезно иметь хотя бы общее представление об основах культуры того региона, где они сегодня находятся. Если, конечно, они действительно хотят интегрироваться и нормально войти в нашу жизнь, не вызывая отторжения коренного населения. Более того, считаю, что если русский человек живет, к примеру, в Средней Азии или в Татарстане, ему и его ребенку будет полезно знать основы исламской культуры для того, чтобы, как минимум, не попасть в какую-нибудь курьезную ситуацию или  ненароком не оскорбить ничьи чувства.

 

«Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем
мире морали и нравственности в отрыве от религиозных
ценностей».

Из интервью Президента РФ В.В. Путина
по случаю вручения премии «Человек года-2007».

 

Тем более нашим детям, относящимся по факту и месту рождения к православной религиозной традиции, полезно  знать основы своей культуры. Очень уж несуразно выглядит и звучит на уроках истории, когда дети, крещенные от рождения, даже не знают (и это не единичный факт), в какого Бога верили их предки, либо вообще говорят, что они крещены, но в Бога  не верят. А ведь каждый христианин должен будет дать ответ о том, как он верил, не зависимо ни от чего.

Да разве можно забывать о том, что именно Православие было государствообразующей религией в нашей стране, и именно с верой в Господа Бога наши предки создали великую державу, которую мы сейчас, к сожалению, утрачиваем, разбазариваем. Это, на мой взгляд, и определяет, почему необходимо вводить в школьную программу обучения «Основы православной культуры».

О значении Православия, а соответственно и православной культуры в нашей истории очень хорошо сказал митрополит Иоанн (Снычев), один из наших величайших патриотов конца XX-го века:    «Разве это католические прелаты набатом поднимали новгородское ополчение на брань с псами-рыцарями и подавали последнее духовное напутствие дружинникам святого благоверного князя Александра Невского на залитом кровью льду Чудского озера? Разве это протестантские пасторы вдохновляли святую ревность донского героя, великого князя Димитрия на поле Куликовом, где страшная сеча с татарами решала: быть или не быть Святой Руси? Разве это мусульманские муллы удержали нашу Отчизну от распада в лютую годину Смуты, подвигнув Козьму Минина и Димитрия Пожарского на их жертвенный подвиг, а ратников русского ополчения на борьбу до победы? Разве это иудейские раввины с крестом в руках, под свист японской «шимозы» поднимали в атаку преданные, смертельно уставшие роты под Мукденом и Порт-Артуром, спасая русскую честь от позора? Разве это кришнаиты и буддисты на протяжении тысячи лет ежедневно, сосредоточенно, неспешно и благоговейно возносили ко Господу молитвы о «богохранимой» земле Русской, «властех и воинстве ея», отдельным молитвенным чинопоследованием поминая «вождей и воинов, за Веру и Отечество живот свой на поле брани положивших»?

Многие ли из вас смогут вспомнить сегодня хоть один случай, когда иноверцы и инославные, будь то католики или иудеи, в трудный для России час делом доказали ей свою верность, до конца разделив ее неласковую судьбу? Зато противоположных примеров в русской истории - сколько угодно!»

Изучение основ нашей православной культуры, равно как и отечественной истории нужно еще и для того, чтобы лишний раз оглянуться и поучиться у наших предков, у наших прадедов. Как им удалось создать такую могучую державу, привольно раскинувшуюся от суровых вод Баренцева моря до заснеженных вершин Памира и от берегов Балтики до Тихого океана? Благодаря чему они сумели объединить в одно целое многочисленные народы, большие и малые, жившие столетиями, кстати сказать, без межнациональных потрясений? А в годины тяжких испытаний: и в Смутное время, и во времена нашествия «двунадесяти языков» Наполеона, и во времена фашистского морока - плечом к плечу встававшие за наш общий дом, Россию, против грозного врага. Встававшие и раз за разом побеждавшие и выходившие более сильными, очистившись и укрепившись  духом в горниле преодоленных испытаний.

Как сумели они, такие  далекие и не совсем понятные для нас нынешних,  создать такую богатую культуру: пленяющие своей устремленностью  ввысь, к Небу, храмы; иконы, или, как раньше говорили, «образа», заставлявшие замирать огрубевшие и хладные сердца современников и пробуждавшие в них источник искренней, горячей молитвы; жития и гимны (акафисты) многочисленному Небесному воинству русских святых, наших с вами далеких и незнаемых сродников, чьим молитвенным заступлением  стоит и стояла всегда наша русская земля. Как они, наши далекие предки, выращивали хлеб на этой земле, поднимали города, осваивали далекие неведомые просторы, растили детей и сумели оставить после себя такое богатство, которое не удалось растранжирить и обратить в прах  нескольким поколениям их потомков, живших в страшном XX столетии.

Не потому ли, что предки наши все что делали - делали с молитвой, с Божьим благословением и в малом, и в большом. Поле начинали пахать - молились, на войну шли - молились, за стол садились - молились, прежде чем детей зачинать - также испрашивали в молитве Божьей помощи. Потому  и росла, и крепла держава наша; и даже самый страшный  враг, несмотря ни на что, всегда был побиваем; и народ наш всегда и телом, и духом был здоров, во всяком случае, такого количества больных (и, прежде всего, людей с искалеченной психикой и разумом) не было, а иначе кто бы все это пространство сумел освоить, заселить и оборонить.

Так может все же пришла нам пора обратиться к опыту наших предков, не пытаясь сесть на велосипед, собранный по чертежам, услужливо подсунутым нам адептами западной цивилизации и западного образа жизни?

А разговоры и предупреждения о том, что изучение основ православной культуры сделает наших детей более агрессивными и нетерпимыми к представителям другой веры, других народов, - правдой быть не могут. Да разве может вера, основой которой является призыв к Любви, где Сам Бог есть Любовь, сделать кого-то хуже, злее, безнравственнее? Все попытки перетолковать слова Евангелия о любви к ближнему в понимание вражды и ненависти к кому-либо иному есть наведение «тени на плетень» и имеет свой ответ в том же Источнике: «Да - да, нет - нет. А все остальное - от лукавого!»

«Начало второго тысячелетия равославия в нашей стране,
русского Православия, стало длягромного количества

наших людей временем обретения веры, и
это продолжается и сейчас».
Из выступления Президента РФ Д.А. Медведева, ныне
Председателя Правительства РФ, на встрече
с представителями РПЦ, Москва, 5 ноября 2011 года.

 

- Многие россияне для своих детей выбрали изучение светской этики. Что можно сказать по этому поводу?

- Мое личное мнение: это очень печально. Но мы имеем то, что имеем. Более того, когда еще несколько лет назад эта проблема впервые была поднята на общегородском методическом объединении учителей истории, то, точно не скажу, но мнения «за» и «против» ОПК также разделились. Правда, в более позитивной пропорции, где-то 50 на 50. Это говорит, прежде всего, о том, что половина учителей истории считает, что роль Православия и православной церкви в истории нашего народа не слишком значима, а выделять ее к тому же и вредно. Стоит ли тогда удивляться тому, что мы имеем вокруг себя. Сразу хочу сказать, что совсем не держу в мысли обидеть кого-либо из своих коллег, учителей истории. Я просто высказываю свою точку зрения, так же, как мы ее высказывали, на том совещании.

Хотел бы только добавить два момента. Недавно у нас появилась замечательная книга В. Ирзабекова «Тайна русского слова», а позднее и другие. Вообще это тот самый случай, когда «несть пророка в Отечестве своем». Этот удивительный человек, азербайджанец по национальности, но православный по вероисповеданию, так написал о русском языке, что трудно не согласиться с тем, что он более русский, чем многие из нас. Мне думается, его книги должны стать настольными как для учителей русского языка и литературы, так и для учителей истории, начальной школы и воспитателей детских дошкольных учреждений. Его книги, по сути, уже готовый учебник по курсу «История русской православной культуры», в той ее части, которая касается русской словесности.

 В шестой школе г. Обнинска, где я имею честь работать,  родители большинством голосов выбрали «Основы православной культуры». И этот предмет будет вестись. Что касается собственно проблемы преподавания ОПК, то здесь главное в том, что нужны подготовленные кадры.

А готовить кадры надо так, чтоб это были профессионалы, дабы не испортить хорошую идею. В случае чего ведь упрекнут именно тем, что взвалили на себя воз, а тащить его не можете.

 

В заключение хотелось бы  привести еще одну цитату из работ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), которая говорит о значимости в наши дни внимания к формированию и воспитанию национального самосознания подрастающего поколения. А инструментом  для этого должны служить школьные курсы: русского языка, русской литературы, истории православной культуры и истории, в первую очередь, отечественной: «Всем, кто любит Россию, а не плод собственной фантазии, пора прекратить поиск «современной русской идеологии», искусственное конструирование идеологических и мировоззренческих систем «для русского народа».

Русская идея существует в неизменной своей нравственной высоте и притягательности уже многие столетия. Она, по милости Божией, пережила века, смуты и войны, революции и «перестройки» и не нуждается ни в замене, ни в поправках, ибо имеет в своем основании абсолютную праведность Закона Божиего и Его святых заповедей. Эта благодатная опора русской жизни: личной и общественной, семейной и государственной - сегодня ничуть не менее прочна, чем во времена св. Димитрия Донского или патриарха Гермогена. Нужно лишь духовно «вернуться» в настоящую, непридуманную, историчес-кую Россию, опереться на незыблемое основание православного мировоззрения - и будет найдена точка опоры, позволяющая очистить нашу сегодняшнюю жизнь от бесовщины и нечисти богоборчества и русоненавистничества».

С В.Б. Прозоровым

беседовал Андрей Сигутин

 

Другие статьи номера
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.