Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 1

Управляющий совет как новый ресурс в продвижении курса "Основы православной культуры"

Кто же сегодня управляет школой?

 

Управление школой строится на двух принципах: единоначалия и самоуправления. Единоначалие осуществляет избранный коллективом и утвержденный Учредителем директор школы. К формам самоуправления школы относятся: Педагогический совет, общее собрание трудового коллектива и Управляющий Совет, решения которого, принятые в соответствии с его компетенцией, являются обязательными для всех работников, обучающихся и их родителей. Данный триумвират сосуществует в образовательном учреждение одновременно, имеет свои права и обязанности. Но только Управляющий Совет в соответствии с Уставом школы является коллегиальным органом управления, объединяя всех участников образовательного процесса, от учредителя, администрации школы, педагогов, родителей и до учеников.

Анализируя действующую нормативно-правовую базу конкретного образовательного учреждения, а именно Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарусская средняя общеобразовательная школа № 1» (МБОУ ТСОШ №1), приходим к выводу, что именно это и есть три кита, на которых держится современная система управления образованием. При этом нисколько не умаляется роль директора школы, скорее здесь она выходит на передний план. В состав педагогического совета и Совета трудового коллектива входят непосредственные подчиненные директора. В составе Управляющего Совета также 2/3 членов впрямую от него зависящие: учителя и ученики. И лишь 1/3 часть УС, которую составляют родители, более-менее не зависимая от Учредителя и руководства данного ведомства (уровень района или города, области, федерации). Именно у этой части участников образовательного процесса есть максимальная «степень свободы», а значит, непосредственная возможность не только влиять на политику, проводимую в стенах школы в интересах как детей, так и педагогов, но и выступать защитником и двигателем интересов своей школы на любом уровне.

 

Центральное место Управляющего Совета

 

Управляющий Совет создается на пересечении интересов трех субъектов: учредителя, директора и инициативной группы участников школьного сообщества, по-другому - участников образовательного процесса. На этой основе определяются и закрепляются Уставом школы права и обязанности всех участников образовательного процесса, формируется нормативно-правовая база образовательного учреждения. При этом Управляющий совет занимает центральное место в жизни школы, взаимодействуя с такими подсистемами, как педагогический совет школы, совет трудового коллектива, директор школы и администрация, совет родительских комитетов, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, ученическое самоуправление.

Следует отметить, что в Тарусском районе данная форма управления получила всемерную поддержку и с начала 2007 года начала активно внедряться в образовательные учреждения района.

В целях реализации комплексного плана модернизации образования и в связи с расширением участия общественности в управлении деятельностью образовательных учреждений Тарусского района, Постановлением Главы администрации МР «Тарусский район» № 1327 от 11.11. 2008 года было утверждено Положение об Управляющем Совете МОУ «Тарусская средняя общеобразовательная школа №1 им. М.Г. Ефремова».

В настоящее время Управляющий Совет школы состоит из пяти представителей педагогического коллектива, в том числе директора и заместителя по учебно-воспитательной работе. В его состав входят по два человека от родителей детей первой, второй и третей ступеней обучения и два представителя ученической общественности, представитель учредителя.

Серьезные изменения претерпел Устав школы №1. В частности, в четвертом разделе «Управление образованием» теперь четко разграничены полномочия Учредителя, директора школы, педагогического совета, совета трудового коллектива и, наконец, Управляющего Совета школы.

 

Управляющий Совет обсуждает приоритеты воспитания

 

Руководствуясь нормативными документами, одним из первых вопросов, рассмотренных УС (январь 2009 г.), было определение приоритетов воспитания и развития обучающихся МОУ ТСОШ №1 в современных условиях, а также разработка Программы развития школы на 2009-2012 годы. Было принято решение о том, что школа должна быть ориентирована на «обучение, воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, возможностей и состояния здоровья».

Администрации школы было поручено разработать проект «Программы развития МОУ ТСОШ №1 им. М.Г. Ефремова на 2009-2012 гг.». Было подчеркнуто, что особый интерес у Управляющего Совета в этой Программе представляет второй раздел «Характеристика социального заказа на образовательные услуги», так как именно УС является непосредственным заказчиком со стороны муниципалитета (через представителя учредителя), родителей, учащихся, общества в целом.

В соответствии с Программой было решено ввести в школе системное преподавание курса «Основы православной культуры» по учебно-методическому комплекту Аллы Валентиновны Бородиной на всех ступенях образования, а именно с 1-го по 11-й классы. Администрации школы было поручено разработать план мероприятий, необходимых для исполнения данного решении:  проведение родительских собраний, круглых столов, анкетирование; организация повышения квалификации учителей, преподающих ОПК; обеспечение учебно-методическими пособиями детей и учителей, а также создание учебного кабинета основ православной культуры.

Чтобы реализовать задуманное, были объединены усилия многих. Необходимость введения в школе ОПК широко обсуждалась     на общешкольном собрании председателей классных родительских комитетов, на классных родительских собраниях с обязательным участием  представителя Управляющего Совета школы.

Следует заметить, что уже с 2008 года в районе развернулась широкая  дискуссия вокруг введения предмета «Основы православной культуры» в школы. Так, по инициативе УС в ноябре 2008 г. проводился районный Круглый стол по теме: «Роль духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в формировании здорового общества». В нем приняли участие В.Р. Легойда, в то время  председатель комиссии по вопросам образования Общественного совета ЦФО, зав. кафедрой международной журналистики МГИМО; протоиерей Александр Кузин, зав. сектором по связям с епархиями Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, представители администраций г. Тарусы и Тарусского района, педагоги и родители, духовенство, общественные деятели, представители СМИ.

 

Учителя приобщаются к духовной традиции Православия

 

Особо хочется подчеркнуть огромную помощь и поддержку в обучении учителей преподавателями Московской Духовной академии и Семинарии (МДАиС) Троице-Сергиевой Лавры. Для тарусских учителей на базе Академии неоднократно проходили встречи с профессорско-преподавательским составом, посещение музеев,  экскурсии по Лавре и Академии. Огромное  впечатление на  педагогов и родителей произвела встреча с профессором МДАиС Алексеем Ильичем Осиповым, когда обсуждали тему: «Ювенальная юстиция – сбывшееся пророчество».

Неоднократное повышение квалификации учителей, преподающих ОПК, проводилось на базе района по заказу отдела образования администрации Тарусского района сотрудниками Калужского института повышения квалификации работников образования. Такие курсы организовывались по программе М.Н. Мироновой «Православная культура: психолого-педагогические аспекты» с участием  автора и разработчика первого учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной и автора муниципального проекта по формированию культурной среды образовательного учреждения на основе духовной традиции Православия Т. В. Анохиной.

Именно последний проект побудил тарусян обратиться к боровскому опыту. Этому способствовало  участие их во  Всероссийской конференции «Уроки Смутного времени», проходившей в Боровске в октябре 2010 года, а затем  просветительская встреча в Тарусе, где обсуждалась тема «Образовательный ресурс издательской деятельности Свято-Пафнутьева Боровского монастыря» (14 декабря 2011 года). С этого времени происходит конструктивный взаимообмен и совместная работа муниципального руководства, духовенства, учителей и директоров школ, что и составило основу  четырехстороннего  договора «Боровск-Таруса».

В настоящее время  работа по повышению квалификации проводится сотрудниками Калужского государственного института модернизации образования. Эффективность курсов обеспечивается тем, что они проходят с участием духовенства Калужской епархии на базе Миссионерско-просветительского центра Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и Свято-Тихоновой пустыни.

 

Помощь благотворителей

 

Для приобретения учебно-методических пособий по курсу «Основы православной культуры» Управляющим Советом были использованы добровольные пожертвования Попечителей Тарусского отделения Международного Фонда славянской письменности и культуры. (Председатель Тарусского отделения Фонда  Наталья Денисовна Верзилина,  председатель Попечительского совета - Людмила Владимировна Шуклина). По инициативе и при финансовом участии Управляющего Совета, а также привлеченных им благотворителей, был создан кабинет основ православной культуры, который был торжественно открыт и освящен 15 января 2011 года. Основные средства были внесены фирмой ООО «Волна»  (генеральный директор – Юрий Михайлович Борисов).

Порядка пятисот тысяч рублей было израсходовано на ремонт и оборудование этого кабинета, ставшего в конечном итоге  «Центром духовно-эстетического воспитания и развития школьников».

Кабинет стал многофукциональной базовой площадкой не только для проведения уроков «Основ православной культуры» и предметов эстетического и гуманитарного циклов. Здесь проходят классные часы, кинолекторий, районные семинары, круглые столы, родительские собрания, учеба учителей и другие мероприятия.

В настоящее время разрабатывается проектное предложение об организации на базе школьного Центра ресурсной площадки в сетевом взаимодействии школ Тарусского района по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников. К результатам работы Центра можно отнести 75%-й  на первом году охват учащихся школы, посредством различных форм и методов, изучением основ православной культуры.

 

Разъяснительная работа продолжается

 

Несмотря на позитивные результаты, Управляющий Совет продолжает вести   разъяснительную работу о переходе начального, а затем и среднего образования  на ФГОС второго поколения, об изменениях в связи с этим базисного учебного плана образовательного учреждения и тех возможностях, которые при этом открываются перед участниками образовательного процесса. А именно, что «часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (3 часа в неделю - прим авт.), может быть использована на изучение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные». А также, что «в часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность», которая, в соответствии с требованиями ФГОСа, организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. И здесь на эти цели отводится десять часов. Как они будут использоваться школой – решает, в том числе, и Управляющий Совет.

Таким образом, за короткое время нам удалось продемонстрировать  школьному сообществу Тарусского района, что через органы государственно-общественного управления образованием можно участвовать в формировании учебного плана школы в «части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса».

В итоге Управляющим Советом было принято принципиальное решение: в целях исполнения поручения Губернатора Калужской области, решения образовательного Форума от 21 января 2011 года, сохранить и расширить преподавание курса «Основы православной культуры» в школе за счет одного из трех часов Базисного учебного плана, определяемых участниками образовательного процесса.

Управляющий Совет своим решением закрепил изучение основ отечественной культуры, а не основ вероисповедания (Закона Божьего), как иногда ошибочно думают отдельные родители.

Более того, процесс позитивно развивается дальше. Уже в 2011-2012 учебном году МБОУ ТСОШ №1 им. М.Г. Ефремова заявлена как региональная инновационная площадка по теме: «Повышение педагогической культуры (компетентности) родителей как базовое условие решения задачи духовно-нравственного развития подрастающего поколения» (научный руководитель Войтенко Т.П., проректор по научной работе КГИМО).

 

Управляющий Совет инициирует творческие проекты

 

С помощью и при непосредственном участии Управляющего Совета школы в настоящее время в рамках Федерального проекта «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» и областной стажировочной площадки по теме «Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения» и «Образование как общественный договор: повышение педагогической культуры родителей», школа работает как ресурсный центр над моделью взаимодействия школы и семьи.

В настоящее время работа разворачивается через многочисленные образовательные творческие проекты. Здесь также активную позицию заявил Управляющий Совет, предложивший свою модель взаимоотношений родителей, педагогов и учашихся  МБОУ ТСОШ№1, оформившуюся и претворяемую в жизнь в виде школьного проекта «Общее дело». Его девиз, кстати, звучит: «Действуй смело на общее дело!» Проект последовательно реализуется через коллективные творческие дела, школьные конкурсы и традиционные мероприятия.

Таким образом, очевидно, что Управляющий Совет школы становится новым ресурсом не только в продвижении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательные школы, но и  является гарантом создания благоприятных условий для становления системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся через активное привлечение родителей к преобразованию уклада всей школьной жизни. Боле того, это и есть тот ресурс, который мы смело можем использовать для получения высоких результатов и эффективности модернизации региональной системы образования.

 

Другие статьи номера
Православный календарь