Газета "Вестник" № 11 - 2015 г.

«Богатыская силушка» на Калужской земле

Процесс патриотического воспитания детей и молодежи — дело многогранное, так как оно должно базироваться на крепком духовном основании — православной вере. Уникальный пример такого целостного воспитания подрастающего поколения — служение иеромонаха Феоктиста (Петрова), который уже много лет возрождает традиции, дух Святой Руси, будучи президентом «Академии Святорусского богатырства» и руководителем Школы православной культуры «Русский Богатырь». Двадцать лет назад отец Феоктист в красивейшем месте Жигулевских гор на берегу притока Волги — реки Усы, основал «Богатырскую слободу», где круглогодично живут мальчишки и девчонки из разных регионов России, постигая традиционные русские ремесла и ратоборство. В слободе царит дух братства и сплоченности. Стоит отметить, что в 2000 году кинорежиссёр Никита Михалков снял документальный фильм «Город Святого Креста» об этой «Богатырской заставе» в Тольятти и о школе, наподобие кадетского корпуса, действующей при ней… Постепенно этот опыт богатырского воспитания стал распространяться по разным городам нашей страны, в которых стали открываться подобные «Богатырские заставы». Там не только укрепляют молодёжь физически, но и прививают ей любовь к Родине, традициям, дают нравственные ориентиры, укрепляют духовно. Не случайно на каждой богатырской заставе есть православный храм или часовня.

В середине февраля приобщиться к «Богатырской Силушке» смогли и жители Калужского края. Впервые в Калуге, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, в рамках духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, в Центральном городском парке прошло мероприятие с таким названием. Организаторы данного праздника — епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, а также всероссийская школа православной культуры «Русский Богатырь», представителями которой были Тульская Богатырская Застава (г. Тула) и Знаменская Богатырская Застава (г. Орел).

Калужская «Богатырская Силушка» проводилась в святорусских богатырских традициях, погружая всех участников во времена героической Древней Руси. Праздник был направлен на сплочение общества вокруг идеалов добра и исторической преемственности русской культуры.

Люди, присутствовавшие на празднике, познакомились не только с исконными русскими забавами, но и сами смогли принять в них участие, например, в различных боях «стенка на стенку», игровых состязаниях, попробовать себя в стрельбе из лука и боях мешками на бревне. Большой интерес как у мужчин, так и у женщин вызвал переход по бревну с коромыслом с полными ведрами воды. Но  самое главное, что все: и зрители, и участники праздника почувствовали себя единой семьей, ответственной за нашу Родину и ее будущее. А оно, по мнению наших современных богатырей, как раз состоит в том, чтобы восстановить святоотеческую систему семейных отношений и воспитания детей, наладить преемственность поколений и, в том числе, с помощью таких праздников, напитать души людей братской любовью, открытостью, щедростью и правдолюбием.

Во время этого праздника мне удалось побеседовать с главным воеводой Тульской богатырской заставы Андреем Викторовичем Губарем.

— Ядро у нас в Тольятти, а богатырские дружины есть в разных городах России-матушки. Мы как воеводы ездим туда, участвуем в праздниках. Также вместе с объединенной дружиной ездим на разные фестивали, например, «Россия  — великая судьба!» в Санкт-Петербурге, фестиваль ГТО на Красной площади, «Иволга» на Селигере, — то есть организовываем наши «Богатырские силушки» на форумах, где собирается молодежь. Мы предлагаем программу выступления  в святорусском ключе, и хотим разогреть сердце русского человека, чтобы он научился любить свое Отечество и вспомнил, что мы, как всегда, ходим по золоту, но смотрим то на Запад, то на Восток и не ценим того, что имеем. Например, они берут у нас кулачный бой и делают из него бокс, берут нашу традицию по катанию яиц на Пасху и делают из этого боулинг — они из всего делают бизнес. А мы к этому относимся, как к само собой разумеющемуся и не ценим, как надо, не любим наследия наших могучих благочестивых предков, а потому не воспитываем как должно любовь к Отечеству в своих детях. Мы хотим, чтобы люди это ценили и любили —  на это нас настраивает батюшка, иеромонах Феоктист, который возглавляет эту школу и является автором этой реконструкции.

— Если в других городах захотят сделать что-то подобное, можно ли с вами связаться?

— Если есть люди, которым это интересно, то мы с ними контактируем и выясняем, что за праздник они планируют проводить, какие есть возможности для его организации. Иногда мы благотворительно проводим «Богатырскую силушку», иногда собираем какие-то средства с праздника  на питание дружины, доспехи, транспортные расходы. Если кто-то хочет обучаться богатырству в нашем понимании, мы это только приветствуем. Мы охотно делимся всем, что знаем по этой теме, потому что вода, которая застаивается, превращается в болото. Более того, учимся друг от друга. В этом смысле каждый праздник — это хорошая школа, где мы общаемся, и в этом общении возрастаем. У каждой дружины есть свои наработки: московская дружина одно показывает, тульская — другое, орловская — третье, — мы постоянно в общении, в движении.

— Долго этим занимаетесь?

— Около 20-ти лет. Сначала занимался совсем другими видами спорта: посещал спортивную школу волейбола, а потом у нас открыли секцию у-шу, и я  пошел туда. Там был весьма интересный тренер. Он приехал с Дальнего Востока, очень добрый был человек. Служил на атомной подлодке, облучился. Своих детей у него не было, и он много отдавал детям. И у него не было агрессии, чем он сильно отличался от других… 

Со временем я стал инструктором. Потом мне стало интересно: мы столько воевали, у нас такая огромная земля, неужели у нас нет своей системы воспитания юношей, мужчин? Я стал читать жития, летописи. У меня появилась православная дружина, я окончил катехизаторские курсы, возглавлял Тульский Союз православных хоругвеносцев, мы ходили крестными ходами. Приходили и на Калужскую землю, где было историческое «Стояние на Угре», там в 2002 году торжественно установили четырехметровый поклонный крест.

— Помнится, предложение увековечить эти события поклонным крестом поступило именно от Тульского Союза православных хоругвеносцев…

— Да. Поклонный крест, посвященный заступничеству Божией Матери за русскую землю, был установлен представителями Союза православных хоругвеносцев после длительного крестного хода. Он начался 28 июля 2002 года с молебна в тульском Кремле, где присутствовало около 600 человек из Тульской и Калужской областей. А 4 августа, в день установки поклонного креста, паломники прибыли  в Тихонову Пустынь. Здесь, по окончании Божественной литургии, Поклонный крест был торжественно освящен. Горсть земли, привезенная тульскими паломниками с Куликова поля, была высыпана к основанию креста. Это должно было символизировать соединение ратной славы Куликова поля и реки Угры.

Каждый такой поход сплачивал нас. Я брал своих воспитанников, проводил православные лагеря, а потом познакомился с батюшкой Феоктистом, который в своей программе многое соединил. Появилось понимание, что богатырство — это особый вид церковного, миссионерского служения. 

Сказания о богатырях времен Святой Руси, когда Русь только была крещена, о защитниках Земли Русской, веры православной — это остается в памяти народа. Если мы возьмем наши воинские сословия: белое офицерство, казачество, других, — то 20-й век очень сильно всех повредил, и за тот период времени не осталось такого идеала воина, который можно было бы взять и сказать, что это непоколебимый, незыблемый идеал. Потому что разные примеры есть в том, что я перечислил, люди по-разному себя проявляли.

А богатырский дух мы понимаем так: богатырь — это носящий Бога в своем сердце. В этом смысле богатырство — это некое служение, которое мы видим в Церкви. Никита-воин, еще не будучи крещен, окруженный врагами, воскликнул: «Господи, спаси меня!». На него напало сто восемнадцать воинов, и он всех победил, остался жив и уверовал во Христа. Его товарищи ему не поверили, пришли и увидели сто восемнадцать человек, которых он своим копьем поразил… Это особый дар, который дается от Бога, но не без усилий со стороны человека — синергия такая получается. Поэтому богатырство — это, конечно, дар, но еще и труд.

Отрадно, что наше выступление проходит во Всемирный день православной молодежи. Сегодня здесь много верующих людей с детьми, и нет никакой агрессии. Даже поединки проходят в виде игры.

Мы живем на русской земле, но не видно русских людей: ни в одежде, ни в поведении — ни в чем. Посмотрите, как одето большинство современных ребят: на их одежде сплошные иностранные надписи, — общечеловеческая как бы культура нас уже победила.

Когда мы выступаем на Красной площади, то приезжие иностранцы среди других участников фестиваля идут только к нам. Почему? Потому что они приехали увидеть русскую культуру. Нормы ГТО, футбол, баскетбол —  этим их не удивишь. Они видят храм Василия Блаженного, Кремль, но они когда видят русскую традицию в действии, это оказывает на них особое впечатление. Вот на этом бревне они: испанки, итальянки, американки, китаянки — носят коромысла с ведрами воды. И только первый вопрос: «Это за деньги?» — мы говорим: «Нет, конечно!». И все трудятся и за Матушку-Россию так же носят это коромысло. Они приехали к нам в гости, и мы должны познакомить их с нашей культурой. Но самое главное — познакомить с нашей традицией своих же соотечественников —  подчеркнул Андрей Губарь.

Ответственный за это мероприятие в Калуге — иерей Игорь Горня, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Калужской епархии. Мы попросили батюшку рассказать о том, как пришла идея устроить в Калуге такой необычный богатырский праздник.

 — Впервые с таким опытом мы столкнулись год назад, когда ездили на Орловскую Знаменскую богатырскую заставу. Там мы познакомились с воеводой Александром Николаевичем, с ребятами из его дружины и посмотрели, как они работают с молодежью. Такие «Богатырские силушки» они регулярно проводят уже в течение нескольких лет по всей России. Также познакомились с вдохновителем проекта «Богатырская слобода» иеромонахом Феоктистом. Он является активным участником этих мероприятий. Накануне Сретенского праздника мы им позвонили и предложили устроить такой праздник в Калуге. Они согласились. В Калуге это событие произошло впервые, но на Покров прошлого года оно проводилось в Перемышле, то есть на Калужской земле «Богатырская силушка» уже не первый раз. Сегодня к нам приехали два коллектива, две богатырские заставы: из Орла и из Тулы.

Как известно, Культурный центр этого движения свято-русского богатырства  находится в Тольятти. Основная цель Знаменских богатырских застав — популяризация русской культуры, привлечение внимания общественности к тому, что нужно заниматься своей молодежью, прививая им традиции нашей русской культуры. Ежегодно летом, на праздник святого равноапостольного князя Владимира, в Тольятти проводится главная «Богатырская силушка», кульминация всех праздников богатырских застав, куда съезжаются коллективы со всей России.

— Обратил внимание, что девушки, когда выходили на выступления, крестились.

— Да, все наши участники — люди верующие, воцерковленные.

— Какое у вас впечатление от выступления, вам понравилось или в других местах праздник был организован лучше?

— На других силушках я не присутствовал и до последнего момента у меня, конечно, было напряжение: как все это будет выглядеть со стороны. Но основное впечатление от того, что я увидел, это, конечно, мощная волна положительных эмоций, которая просто, как говорится, накрывает и свое внимание присутствующие уже ни на что другое, кроме выступлений богатырей, не направляют. Самое интересное, что во время таких культурно-массовых мероприятий у нас нет просто зрителей: все становятся участниками, даже дети. Это, в первую очередь, семейный праздник.

— Думаю, сейчас возрождать русские традиции, учитывая хотя бы политическую обстановку в мире, необходимо.

— Да, это способствует единению народа, подчеркивает наше единство и братство.

— Что бы вы хотели пожелать?

— Чтобы это стало традиционным мероприятием для нашего города, и мы все регулярно встречались бы на этих праздниках, общались и стали дружнее, — верно заметил отец Игорь.

Я поблагодарил батюшку за беседу и подумал: «Как было б хорошо, если бы такие Богатырские Заставы появились и на нашей Калужской земле…»

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.