Газета "Вестник" № 17 - 2015 г.

«Культурный» вызов современного мира…

Говоря о вызовах современного мира, мы не можем обойти стороной нынешнее искусство. Зачастую оно, как червоточина, медленно, но уверенно пытается разъедать здоровый плод традиционной культуры… Наверное, многие слышали о скандальной постановке «Тангейзер» Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Это кощунственная режиссерская интерпретация вагнеровского сюжета,  оскорбляющая религиозные чувства христиан, вызвала большое возмущение православной общественности. В данном случае, неравнодушные православные не отвернулись, не прошли мимо этого безнравственного вызова, успокаивая свою совесть словами: «Мы верующие, и нас не волнует светское искусство». Они стали пикетировать этот, заметьте, государственный театр, где, по сути, за наши с вами деньги еще и надругались над евангельским образом. По скромным подсчетам эта кощунственная постановка, разрушающая духовные скрепы нашей страны, обошлась налогоплательщикам в десятки миллионов рублей. Получается какой-то театр абсурда: сами вкладываем огромные бюджетные средства (только гонорар исполнителя, сыгравшего Тангайзера, составил  более 9 миллионов рублей) в разрушение духовности и нравственности. 

По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, эту постановку следует еще проверить на содержание в ней порнографии и пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Как верно заметил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда: «Искусство живет по своим законам, и Церковь не пытается навязывать свои законы художнику. Но ни один разумный человек не будет говорить, что искусство абсолютно автономно. Автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведение на суд общества…»

И вот этот «суд общества», общественное обсуждение, катализировался после заявления митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, который сказал, что в опере не по назначению используется церковная символика. Свой вклад в борьбу с театральным кощунством привнес и известный миссионер протоиерей Александр Новопашин, который твердо считает, что в данном случае так называемой свободой творчества прикрывается циничное и безнравственное поведение людей. А дальше дошло до того, что крупные общественные политики и власть имущие стали высказываться по этому поводу. Так, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий публично заявил, что «в постановке перейдена граница нравственности…»

В общем, дело дошло до Министерства культуры РФ, оперу «Тангейзер» сняли с репертуара Новосибирского академического театра оперы и балета, а директор театра освобожден от занимаемой должности… Однако не все так просто: у этой скандальной постановки нашлись сторонники и защитники, которые решили взять реванш…

Прокомментировать «вызов современной культуры», а именно происходящее в связи со скандальной постановкой, мы попросили  священника Анатолия Чернова, настоятеля прихода в честь Иверской иконы Божией Матери в деревне Кривское:

— Сложно говорить о том, что сам не видел. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Лучше сознаться в неведении, нежели высказать ведение душевредное». Однако в Интернете есть многочисленные «картинки» и чужие комментарии. Из них-то, как из разрозненных кусочков мозаики, можно сложить и увидеть общую картину.

— И что сложилось?

— Пришли на ум слова святого преподобного Варсонофия, старца Оптинского: «До страшных времён доживёте вы… Теперь повсюду ненавидят христианство. Оно есть ярмо для них, мешающее им жить, вольно и свободно творить грех. Разлагается, тлеет, вырождается новое поколение. Хотят жить без Бога. Ну, что же! Плоды этой жизни очевидны. Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными силами человека. Эта сила посторонняя, злая сила. Источник её — диавол. Что-то мрачное, ужасное грядет в мир…»

Ещё он писал: «Вера Христова есть дыхание и жизнь русского народа. С оскудением этой веры в сердце народа неминуемо прекратится и жизнь его. Каждый народ ставит те или иные задачи, которые и составляют сущность, содержание его жизни, но у русского народа одна задача, которая коренится в глубине его души. Это вечное спасение его души, наследие вечной жизни, Царства Небесного».

— Как вы восприняли события вокруг постановки «Тангейзера» в Новосибирске?

— Вынужден предварить свой комментарий ещё одной ссылкой на святителя Игнатия (Брянчанинова). Он писал: «Раб Христов не может быть врагом чьим-либо».

Защитники «эпатажного шедевра» в своих высказываниях опасаются введения цензуры и отстаивают право на «творческое переосмысление» классики. Мудрая цензура, думается, позволила бы остаться в живых редколлегии французского журнальчика и давала бы этим людям возможность заниматься творчеством ещё долгие годы! Есть грань дозволенного и недозволенного. На это есть стыд, разум и совесть. У обезьян стыда нет!

Прошлой осенью меня дети уговорили съездить в Москву на спектакль театра Ленком «Ва-банк». Это исковерканная версия пьесы А. Островского «Последняя жертва».

Я пришёл в ужас от мерзости и пошлости бойкого действа, которое со знакомой прекрасной пьесой не имеет почти ничего общего. Вот тебе и знаменитые театр и режиссёр, вот тебе и знаменитые артисты! А зал хлопал в ладоши и смеялся пошлостям.

…Дожили! Кто-то из мудрецов сказал, что «театр — это школа диавола».

Что ж, ученики-зрители под руководством своих учителей (растлителей-просветителей) добились заметных «успехов». Подумалось: «Чему учит и куда зовёт мир современный театр? Знаменитые сцены российских театров — храмов Мельпомены — уже не раз за последние годы подвергались осквернению матершиной, постельной нетрадиционностью, пошлостью, бездарностью и «нижепоясным» эпатажем.

Пираты от культуры захватили корабль! Из какой кадровой колоды появляются, как НЛО, всё новые и новые одиозные рулевые на ниве духовного просвещения народа российского через высокое искусство?!

Как «рыбак рыбака, так и дух духа узнаёт издалека!».  В защиту постановки, где карикатурно показан Господь и Бог Иисус Христос, подали голоса те, кому, похоже, глубоко наплевать на то, что значительная часть населения России считает себя православными христианами. По делам их видно, какого они духа. По репертуару и «смелым прочтениям» это становится окончательно понятно. Карикатуры на пророка Мухаммеда в российских театрах не показывают. Видно, боятся!..

Кстати, про «сотворчество» у нашего гения А. С. Пушкина есть такие строки:

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой…

— В контексте нашего разговора строки великого классика звучат особенно ярко.

— Они, как глоток чистого воздуха. А еще, помните, у Пушкина Сальери говорит:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля…

Мне кажется, это очень актуальный ответ нашего классика заблудившимся современным деятелям искусства.

В моём ответе слова Пушкина приводятся только в «философском смысле» и не относятся к тем, кто искренне хочет приобщить наш народ к самым высоким достижениям современной западной цивилизации. Но высказывание великого русского гения имеет прямое отношение к тем, кто пытается запачкать наши души грязью культурной «канализации»…  

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.