Газета "Вестник" № 37 - 2015 г.

Три года храму в честь иконы Божией Матери Иверская в Кривском

Как незаметно пролетело время! Три года назад в сельском поселении Кривское Боровского района совершилось маленькое чудо Божье – сформировался православный приход и появился храм в честь Иверской иконы Божией Матери! Многие это восприняли с большой радостью, однако среди  местных жителей были и те, кто решил не признавать новый храм в здании бывшей школы-интерната как полноценный и упорно обходят его стороной.

 

Именно с такого непростого вопроса у нас и началась беседа с настоятелем храма священником Анатолием Черновым:

Если этот местный житель считает себя членом Русской Православной Церкви, то должен бы признать совершённое Высокопреосвященнейшим Климентом, митрополитом Калужским и Боровским три года назад освящение храма. Разве освящение храма не подтверждает полноценность нашего храма? Все богослужения и таинства здесь точно такие же, как в самых старинных и самых знаменитых православных храмах!

– Ходили слухи, что некоторые известные в Кривском люди говорили, что храм там никому не нужен, и что достаточно храма, расположенного в деревне Тимашёво, да и Обнинск недалеко.

Ну, во-первых, опрос жителей, проведённый десять лет назад, показал, что большая часть населения тогда высказалась за строительство православного храма в Кривском, во-вторых, традиционно храм это духовный центр населённого пункта.

Много есть в России мест, где живут люди, искренне считающие себя частью русского народа. Можно, конечно, жить и имея в центре поселения казино или обходить вечерами стороной ресторан для временно гуляющих на воле «братков», но по всей округе от подобных заведений дух-то распространяться будет сатанинский.

Во время повального роста в мире бесстыжести и ненависти, только православная вера ещё учит милосердию и уважению друг к другу. «У православного человека врагов нет!» – говорили наши святые. Как важно противопоставить нашу веру поднимающейся в мире волне злобы, жестокости и презрения к ценности человеческой жизни.

Кто-то воспринял возврат к православию как новое модное веяние. Есть люди, похваляющиеся паломническими поездками на Святую Землю или Афон, и ни разу не пришедшие помолиться в русские храмы.

– Можно в упоении собственного тщеславия объездить самые дальние монастыри и зарубежные знаменитые православные храмы. Можно даже исповедаться плохо понимающему русский язык сербскому, греческому или грузинскому иеромонаху и причаститься там, в далёкой Сербии, Греции или Грузии страшных и животворящих Христовых Тайн. Некоторые «русские православные люди» ухитряются за рубежом даже креститься и венчаться. В наше время трудно кого-либо чем-либо удивить, но иногда просто диву даёшься наивной дерзости тех, кто летит в «страну далече» за Божией благодатью, пренебрегая той благодатью Божией, что находится рядом с их домом. Благодать с гордой хитростью и с «чёрного хода» не получают!

Если можно, ответьте на упрёк о храме, расположенном в не приспособленном для этого помещении.

– В Древнем Риме богослужения совершались в тёмных подземельях – катакомбах. Кто из тех христиан, кто там молились и причащались, хоть в малой степени интересовались тем, что находится на поверхности земли над этим святым для христиан местом? А в Риме тогда много было мест нечистых и мерзких! Ну и что?

А что можете сказать для тех жителей Кривского, кто хочет узнать о своём священнике Анатолии Чернове побольше?

– Мне 65 лет. У меня за плечами школа в Калуге,  МВТУ им. Баумана, затем два года службы офицером в Советской Армии на Дальнем Востоке, работа на инженерных, руководящих должностях на приборном заводе «Сигнал» в Обнинске. Признан был там лучшим молодым рационализатором завода в 1978 году и участвовал в составе областной делегации на выставке НТТМ-78. Три года преподавал в ЦИПК программирование для станков с ЧПУ. Получил высшее партийное и высшее профсоюзное образование, несколько раз обучался на различных курсах. С 1978 года – лектор общества «Знание» со специализацией на военно-политических вопросах. Был членом партийного комитета завода. Из КПСС вышел на год раньше Б. Н. Ельцына. Последняя должность на заводе «Сигнал» – председатель профсоюзного комитета завода. На эту должность был выбран на общезаводском референдуме.

Заводчане когда-то шефскую помощь селу оказывали.

– Вместе с трудовыми коллективами завода «Сигнал», я на бескрайних полях у деревни Вашутино не раз собирал в вёдра за копалкой картошку, за рекой Протвой дёргал морковку и рубил кочаны капусты. И думать тогда не думал, что когда-то буду в Кривском священником.

После «Сигнала» с 1992 года была работа в своём частном предприятии. Мы делали книги-малютки, папки «Личное дело» и «папки «Пенсионное дело» для госучреждений, папки и короба для архивов. В числе заказчиков были учреждения силовых министерств, музеи, администрации ряда областей России. Работали у меня в основном женщины, многие с детьми. И это в то время, когда большинство предпринимателей от таких приносящих лишнее беспокойство работниц всяческими путями избавлялись. В лучшие времена в моей фирме было до 80 работников. Начальный капитал был не наворован: кредиты трижды брались в Конверсбанке под залог моих картин.

А как стали православным священником?

– Много думал и читал о различных религиях. Видно, мои предки – православные священники – вымолили. Стал, с вашей подсказки, посещать православный храм в честь равноапостольных Великого князя Владимира и Великой княгини Ольги в Обнинске. Потом привёл туда и жену. Она крестилась в 50 лет, потом мы повенчались.

После встречи с Людмилой Киселёвой – боровской художницей, я принял решение сменить род деятельности. Если мои предки Казанские, Тихомировы, Соловьёвы и Колыбелины были на боровской и калужской земле православными священниками, то священство – выбор для их праправнука вполне естественный.

Рядом с Белкинским храмом есть могила священника Фёдора Тихомирова и его жены Анны.

– Я, когда в Кривское еду на службу, всегда поминаю священника Феодора и его супругу Анну Тихомировых, похороненных у алтаря церкви в Белкино – это мои прадедушка и прабабушка. Один дед Михаил Дмитриевич Соловьёв, сын священника,  был до Великой Отечественной войны директором сельской школы в деревне Аграфенино под Боровском. Его жена, моя бабушка Шура, дочь сельского священника Семёна Фёдоровича Тихомирова из храма Успения Пресвятой Богородицы в деревне Аграфенино, в этой школе до 1952 года преподавала русский язык и литературу, а её старшая сестра Елизавета – математику. Потом бабушка уехала на Урал, чтобы нянчить меня, туда приехали после распределения по окончании учёбы в институте мои родители-инженеры, В новом городе тогда ещё не было ни яслей, ни детских садиков. Я был первым родившимся в этом городе мальчиком, прежде родились две девочки.

Одного желания стать священником мало. Надо было учиться.

– В 2008 году я окончил Калужское Духовное училище и в 2010 году Калужскую Духовную семинарию (учась заочно), и был рукоположен митрополитом Климентом в дьяконы, а через полгода в священники. После нескольких месяцев службы в храме в честь Рождества Христова в Обнинске владыка назначил меня настоятелем прихода в деревню Кривское.

Помню, как-то спрашивал вас о спиленном и подожжённом Поклонных Крестах в Кривском. Нашли поджигателя и «пильщика»?

– Недружелюбно в Кривском воспринял один из местных жителей появление Поклонного Креста на месте будущей стройки храма. Мой однофамилец, но не родственник, Борис Владимирович Чернов, в ночь, когда все православные люди встречали Рождество Христово, «после трёх выпитых им бутылок водки», как следует из материалов расследования, проведённого полицией, пришёл с канистрой солярки поджигать этот крест. Ранее полиция не нашла того, кто предыдущий Поклонный Крест спилил и сбросил в канаву, куда ловкие ассенизаторы под покровом сумерек сливают содержимое септиков. Этот спиленный неизвестным злодеем Святой Крест теперь прикреплён к наружной стене нашего храма. Какие-то неизвестные недоброжелатели постоянно упорно сдирают с досок объявлений в Кривском расписания наших богослужений.

А кто-то помогает?

– Хочу поблагодарить всех, кто бросал в кружки для пожертвований деньги для храма, кто передал на храм посильную помощь. Откликнулись на просьбы о помощи и местные предприниматели: Шухардин А. А., Дудин Р. С., Коссинский А. А., Гераскин А. П., Дубинкин Л. В. Добровольное пожертвование на дело Божье освящает бизнес и те деньги, которыми предприниматель распоряжается.

Возможно, что кто-то из богатеньких думает, что все имеющиеся в его распоряжении деньги можно и нужно тратить только на свои всё возрастающие потребности. Несчастный человек даже не понимает, что деньги его, которыми он ублажает лишь себя любимого, на пользу ему не пойдут! Они не осчастливят ни его, ни членов его семьи. «Как пришло, так и ушло!» – говорит наш очень неглупый русский народ. «У гроба карманов нет!» – дополнили эту мысль православные святые. И ещё они сказали: «Не надейтесь, пожить вам только для самих себя Бог не даст!»

Посмотрите, какими бедами и болезнями вразумляются алчные и эгоистичные люди! Кто-то из них потом иногда становится человеком, а кто-то так и умирает мелкой жадной тварью, как раздавленный дурно пахнущий клоп. Все, кто имели с этим субъектом дело, при его жизни, когда его в землю закопают, вздыхают с облегчением. А ведь это же беда – выходит, человек за зря, впустую прожил свою жизнь.

Знаю такие печальные истории… Кому и чем помогали ваши прихожане?

– Приход из своих скромных средств всегда с большим напряжением оплачивает счета за электроэнергию и тепло. Прихожане собирали деньги и вещи для жителей многострадального Донбасса, для россиян, пострадавших от пожаров и наводнений, собирали деньги на сооружение памятников в Калужской области, на помощь людям, попавшим в тяжёлые жизненные ситуации.

Что сейчас появилось нового в здании, где находится ваш храм?

– На первом этаже в здании, переданном во временное пользование Калужской епархии, расположен храм, трапезная, учебный класс, кабинет настоятеля, небольшой выставочный зал и просфорня. На втором этаже располагаются кружки бисероплетения и рисования, в них бесплатно занимаются дети местных жителей. Мольберты и гипсы для натуры купили добрые люди. В небольшом спортивном зале разместился клуб единоборств. Причем бремя коммунальных платежей взял на себя приход, а не родители. Нашлась комната и для общества кривских пенсионеров.

Сейчас живописью занимаетесь?

– В детстве я посещал изостудию. Некоторое время, будучи взрослым, увлекался живописью, даже два курса заочного народного университета в Москве закончил по классу живописи. Я участник нескольких художественных выставок в разных городах России и за рубежом. В книге покойного П. П. Шубина о художественной жизни города Обнинска на букву «Ч»  есть краткая справка и три репродукции моих картин. Сейчас делаю графические иллюстрации к своим книгам.

В настоящее время три моих книги одобрены Издательским Советом РПЦ и готовятся к изданию, а две новые книги готовятся для получения там литеры.

У вас хорошо получалась работа с детьми. Из лагеря «Златоуст», где вы были две смены старшим духовником, дети возвращались домой и пересказывали родителям ваши сказки и рассказы о святых.

– Два года я преподаю (бесплатно) в Кривской школе «Основы православной культуры» встречаюсь с учащимися и воспитанниками детского сада в Кривском. Все школьники Кривского уже побывали в нашем храме, детки из старших групп местного детского садика тоже тут были. Кроме того, меня приглашают на встречи со школьниками балабановских и обнинских школ.  В 2015 году в Балабаново и Обнинске уже прошли больше 40 таких встреч. На этих встречах я рассказываю детям свои сказки, жития святых, говорю о православных праздниках. В виде поощрения за хорошие ответы и просто на память, дарю им листы со своими контурными рисунками для раскрашивания.

А встречи со взрослыми?

– Было около десяти встреч с людьми взрослыми и пожилыми в библиотеках Обнинска и Боровска, на родном заводе «Сигнал». Чтобы делать дело духовного просвещения ещё лучше, недавно подал документы на заочное обучение в магистратуру Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского.

  А как со строительством храма в Кривском?

– В Кривском место для храма выдели. Правда, денег на проект и строительство нет. Как ни тяжело решиться, а начинать строительство храма надо самим! Хотим иметь «настоящий» храм в Кривском – надо завершить подсыпку грунта на месте будущего строительства, собрать деньги на проектную документацию и начать работы. Эскизный проект храма владыка Климент одобрил.

Всюду принято создавать для строительства и поддержания храмов объединения попечителей, и возглавляют эти попечительские советы самые уважаемые люди, а входят в них и представители бизнеса и органов местной власти. Дело батюшки - богослужения и работа с людьми, а не выклянчивание денег. Замечено: чем дальше батюшка от добывания финансов, тем чище атмосфера вокруг него и храма. Храм – это не батюшке памятник, а «послание» благотворителей, местных жителей и избранных ими властей к своим потомкам.

Что бы хотели сказать читателям?

– Зайдите и убедитесь сами в том, как сегодня красив и благолепен внутри наш небольшой и уютный храм! Пусть он и устроен в приспособленном помещении! Совсем небогатые люди поделились своим достатком и теперь у нас есть всё, что необходимо для богослужений. А как красиво поёт наш клирос! Сияют в утренних и закатных лучах маковка и крест над храмом (деньги дал молодой предприниматель не из Кривского). Постепенно всё новые люди появляются на богослужениях и всё чаще их можно видеть в храме… Две старушки (не из Кривского) дали приходу деньги для приобретения комплекта колоколов. С Пасхи 2014 года звон колокольный разливается по округе  и зовёт людей на службу, сопровождает крестные ходы и возвещает об окончании богослужений.

В знаменитом романе Эрнеста Хемингуэя есть такая финальная мысль: «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол, он звонит по тебе». Кривское, просыпайся!     

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.