Газета "Вестник" № 46 - 2015 г.

Здравомыслие в работе над собой

По-настоящему мудрый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) высказал нестандартную мысль для тех, кто привык мыслить «правильными» штампами: «Человек, добрый умом, укрепляет и утешает прежде всего самого себя. И это совсем не эгоизм, как некоторые несправедливо утверждают, нет, это истинное выражение бескорыстного добра, когда оно несет высшую духовную радость тому, кто его делает…»

Действительно, невозможно научиться по-иному относиться к тому, что нас окружает, если не развивать в себе новое душевное устроение. В психологии давно известна зависимость восприятия мира от внутреннего состояния человека. Так, жизнерадостный ребенок и ворчливый дедушка одну и ту же летнюю поляну с разноцветными цветами видят по-разному. А значит, чтобы, с Божией помощью, изменить себя, необходимо преобразовать свой образ мышления, а вернее, мировосприятие. Как сказано в Писании: «…и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Хотя о какой здравой личной философии может идти речь, если по статистике каждый третий житель земного шара не знает, зачем он живет, в чем смысл его жизни, каково его призвание, предназначение и, как нынче модно говорить, миссия.

Известно, что лишь малую часть из того, что происходит с нами ежедневно, мы способны контролировать. Отсюда происходит большинство стрессов, внутренних нестроений и даже конфликтов. Постоянно сдерживать бурные негативные эмоции, чтобы никто «не пострадал» от твоей внутренней агрессии, тоже не всегда получится. «Терпелка» рано или поздно у любого заканчивается: у каждого своя мера терпения. Можно провести над собой эксперимент: сожмите сильно-сильно руку в кулак и продержите его в таком состоянии несколько минут – не получится. Аналогичное происходит и со сдерживанием сильных негативных эмоций.

Но есть способ, помогающий оставаться в уравновешенном, спокойном состоянии. Он одновременно прост и сложен: можно научиться изменять свое отношение к происходящему. Как сказал один мудрый человек: «Когда мы обретаем новые точки зрения, перед нами раскрываются новые пути осмысления всего, что с нами происходит». И тут многое зависит от того, насколько мы привыкли доверять Богу. Если внутри нас есть четкое осознание и глубокая уверенность в том, что воля Божия на самом деле лично для меня «благая, угодная и совершенная», то мы сможем успокоиться и принять тот факт, что неподвластное нашему контролю находится под контролем у Господа: «Все заботы свои возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5, 7).

У нас всегда есть выбор: какими мы хотим быть? От этого зависит очень многое. Причем хотелось бы заметить, что вопрос к себе следует ставить именно так, а не иначе: «Кем я больше не хочу быть?» Когда мы все свои душевные силы направляем на то, чего мы в жизни не хотим, вместо того, чтобы сконцентрироваться на желаемых изменениях, то из-за этого часто и получаем обратный, отрицательный результат. Это похоже на то, что когда мы о чем-либо не хотим думать, то именно эта нежеланная мысль назойливо крутится в голове. То есть в неподвластных нам обстоятельствах мы принимаем решение быть собранными, спокойными, владеющими собой, и не паниковать. А возложив упование на Господа, делать всё, что в наших силах, и предоставить Богу возможность совершить невыполнимое для нас. Но для этого необходимо научиться принимать себя, стараясь стать лучше, или хотя бы просто терпеть себя без самоедства. Святитель Феофан Затворник писал: «Первый предмет терпения есть терпение себя, хотя никто почти не обращает на это внимания...» А схиигумен Парфений учил: «Терпеть себя – значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не должно сильно расстраиваться или возмущаться, ни, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости. Тогда нужно смириться и молчаливо терпеть себя. Нужно помнить, что каждому человеку свойственно ошибаться, так как совершенных людей на земле нет...» Кстати, жизненные проблемы у многих людей, особенно молодых, часто проистекают из страха быть самими собой, который заставляет их играть несвойственную им роль. Например, форма ухода от самого себя – это пьянство. Когда перед танцами парень «пропускает для храбрости» стопку-другую, это говорит лишь о том, что там ему неуютно быть самим собой. Вопрос не в том, почему он ищет спасение в рюмке, а в том, почему он стремится удрать от самого себя?

Бывает так, что человек искренне хочет изменить свои негативные привычки, поведение. Например, стать более пунктуальным, аккуратным или просто прекратить кричать на собственных детей или придираться к близким по мелочам и так далее. Однако, каждый раз раскаиваясь в своем неправильном поведении и вновь обещая себе исправиться, продолжает наступать на  те же грабли.

Жизнь такого страдальца превращается в танец на граблях, то есть до депрессии и уныния остается меньше шага. С точки зрения психологии, отчасти это можно объяснить тем, что человек сам себе не дает возможности измениться, раз за разом ругая себя, можно даже сказать, внушая самому себе: «Ты копуша!..» или «неряха», «псих» и тому подобное. А ведь важно уметь договариваться с самим собой. Слово, сказанное даже самому себе, особенно в сердцах, имеет большую силу.

Таким образом, человек зачастую вешает на себя неприглядный «ярлык» и занимается бесполезным самоедством. А ведь он мог бы, прося помощи у Христа, шаг за шагом исправляться и, несмотря на кажущуюся незначительность предпринимаемых действий, все же стараться двигаться вперед. Как ни странно это прозвучит, но тем, что он дал себе нелицеприятное «звание», человек в определенной мере оправдывает свое бездействие. Как говорится, ярлык прилипает к тому, кто с ним соглашается. Иными словами, человек снимает с себя ответственность за свою жизнь. В данном случае можно говорить о том, что нельзя смешивать себя, образ Божий, с грехом, который есть в нас. И если у кого-то в доме, к примеру, нет порядка, то это еще не значит, что он неисправимый грязнуля и неряха. Он по-прежнему чадо Божие, просто у него в доме беспорядок. Или тот, кто всегда опаздывает, тоже не обязательно безответственный копуша – он человек, пока не научившийся распределять свое время. Думаю, такой взгляд на самого себя и ближних поможет избегать неплодотворного осуждения. А вообще подобные ситуации – призыв к действию, а не повод для самобичевания. Хотелось бы уточнить: речь идет о тех, кто страдает от собственной «неисправимости» и прилагает  усилия для исправления себя. И все вышесказанное отнюдь не повод расслабиться, успокоиться и, оправдывая себя, ничего не делать. Здесь имеется в виду, что самоедство разрушает нас, а подлинная вера дает силы двигаться дальше и желание жить. 

В Священном Писании сказано: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Бог видит наш потенциал, то, к чему на самом деле призваны и на что способны. Вот нам и стоит чаще задумываться о том, что Он призвал нас «из тьмы в чудный Свой свет», чтобы мы всегда радовались, непрестанно молились и за всё благодарили, «ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16–18). В этом истина: Господь желает, чтобы мы ходили «во свете, подобно как Он во свете». Как сказал митрополит Антоний Сурожский: «Мы призваны быть таковыми, чтобы люди, встречая нас, встречали бы отблеск Божией славы, могли бы не в наших физических чертах, а в том, что передается из глубин одного человека в глубины другого, увидеть нерукотворенный образ Божий: пусть несовершенный, но уже сияющий немеркнущей красотой вечности и Самого Бога». Прийти к этому через постоянное самобичевание и самоедство, согласитесь, не удастся.

Здесь можно увидеть огромное поле для работы над собой. И она заключается не только в том, чтобы замечать за собой грехи, промахи и несоответствия Божиему замыслу о нас, но и ясно незримо видеть в своем сердце образ Христа, на Которого стремимся быть похожи. Невозможно жить полноценно без внутреннего компаса. Человека без цели волны жизни кидают, как щепку, из стороны в сторону… Часто бывает, что верующий годами ходит на Исповедь, подробно рассказывает, что за собой заметил, но конкретных действий по преодолению своих грехов не предпринимает. От одной женщины услышал, как однажды ей довелось попасть на Исповедь к священнику, который удивил ее своим подходом к таинству. Выслушивая каждый грех, он затем спрашивал, какое качество души она будет стараться взращивать, чтобы заменить свою, например, обидчивость или раздражительность и так далее?

И действительно, святые отцы говорят о том, что любой грех можно заменить на противоположную ему добродетель. И, раз уж речь зашла о таинстве покаяния, то здесь хотелось бы вновь привести высказывание митрополита Антония о том, к чему оно должно приводить человека: «Когда мы думаем о покаянии, нам всегда представляется темная или серая картина скорби, сжатого сердца, слез... Но это только одна сторона покаяния. Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг. Без этого то, что могло бы быть покаянием, превращается в раскаяние – бесплодное и часто такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновлять». То есть покаяние должно побуждать  к тому, чтобы начать жить по-новому. Здесь стоит отметить, что слово покаяние, «метанойя» по-гречески, в переводе на русский язык означает «изменение ума». А чтобы «жить по-новому», повторюсь, нужно начать мыслить по-новому.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Память о благодеянии Божьем и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе». Благодарность также может помочь избегать зависти. Как сказано в Писании, «великое приобретение – быть благочестивым  и довольным» (1 Тим. 6:6). Снова обратимся к творениям святителя Иоанна Златоуста: «Станем же благодарить Бога за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим; таким образом мы в состоянии будем истребить зависть, и утвердить любовь, и сделать ее искренней… Мы научаемся так любить ближних и дальних, чтобы и их блага считать нашими».

Итак, полезно думать о том, какие душевные качества мы хотим в себе взрастить, и горячо помолиться, чтобы Господь помог нам в этом, чтобы Он Сам провел эту работу в нас, потому что без Него, как сказано в Писании, мы не можем делать ничего.

Слово Божие говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16), а также: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2:5) – это прямой призыв к работе над собой для каждого верующего человека. Часто в этом нас останавливает то, что больших и значимых добрых дел мы совершить не можем, а то, что в наших силах, представляется нам слишком несущественным. У старца Иоанна (Крестьянкина) есть «Слово о малом доброделании». Оно учит нас заниматься исправлением себя постепенно, шаг за шагом, медленно, но целенаправленно и постоянно. Вот как говорит об этом сам архимандрит Иоанн: «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах. Это способ самый простой и легкий войти в духовный мир и приблизиться к Богу…»

Удивительно: чем больше человек оторван от Бога, а значит, предан суете и мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию.

У нас всегда есть выбор: пойти на поводу у негативных мыслей и чувств, уверяющих, что мы неважны, неудачливы и никому не нужны, и начать говорить необдуманные слова или совершать поступки, о которых потом пожалеем, либо вспомнить о том, что Господь любит нас, даже если мы и ведем себя, как непослушные дети. Даже в удрученном душевном состоянии мы способны принять решение, несмотря ни на что, оставаться верными чадами Божиими, «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей», «бодрствовать и молиться» и даже быть милосердными, как и Отец наш Небесный милосерд. Ибо у Бога «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Господь хочет, чтобы все спаслись и достигли познания Истины.

Важно поймать этот момент выбора и, как это ни трудно, сделать хоть маленький шаг в сторону Христа и Его заповедей, а не сдаться в плен обиде, раздражению, осуждению, зависти или ненависти к самому себе. Господь сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Будем же приходить к Нему и взывать, и просить о помощи, особенно посреди эмоциональных бурь и душевной тесноты. И Он всегда примет нас и услышит, и вразумит, и исцелит тех, кто всем сердцем стремится быть послушным Богу и ходить во свете Его заповедей. 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.