Газета "Вестник" № 1 - 2016 г.

«Спокойствие – это инструмент, чтобы мы не ранили друг друга»

Окончание. Начало в № 53 

Получается, что уравновешенность тоже надо тренировать, держать себя в этом состоянии?

– Мне кажется, что в отсутствии забот и тревог таится опасность, что я себя могу как бы «заморозить», то есть стану более равнодушным. Здесь главное не перегнуть палку. У меня такое понимание. Надо оставаться живым, потому что искусственное спокойствие помогает тебе в некоторых ситуациях, но если ты вовсе перестанешь реагировать на обстоятельства, в которые тебя ставит жизнь, то это получится как-то неестественно.

Надо находиться в реальной жизни, а она ставит перед тобой те задачи, которые надо решать здесь и сейчас. Иначе можно впасть в  равнодушие, безразличие.

Выходит, что спокойствие, о котором мы сейчас говорим, наверное, ближе к некоему этическому понятию: чтобы я как спокойный человек не ранил своих окружающих. Поэтому в том, что касается дела, бизнеса или моей работы нельзя оставаться спокойным: я должен быть вовлечен. А чтобы в этой вовлеченности, целеустремленности я не поранил других, необходимо спокойствие и понимание, что ближних надо щадить, не «прокатываться катком» по их чувствам. Это эмпатия и тот самый баланс, о котором мы говорили. Получается, что спокойствие – это инструмент, чтобы мы не ранили друг друга.

В этой связи вспоминается известный педагог, мастер целого направления воспитательной работы, профессор Надежда Егоровна Щуркова. У нее есть интересная разработка, так называемая «этическая защита». Она заключается в умении ответить на провокацию, хамство с чувством собственного достоинства и не задевая чувства других,  но при этом все-таки давая понять, что человек поступил неправильно. Этическая защита – это сохранение нравственного уровня общения при посягательстве на достоинство человека, защита от безнравственного поведения. По мнению, Надежды Егоровны «великодушие обескураживает, снимает психологическое напряжение, поворачивает к добру. Человек в атмосфере великодушия свободно проявляет свое «Я». Этическая защита обладает психотерапевтическим воздействием на личность школьника: снижается агрессивность, уходит обида, забываются ссоры… инициируется активность и воскресает оптимистическое восприятие жизни. Достижение цели осуществляется посредством ряда операций, одна из ключевых – «великодушное прощение».

– По сути, «я победил – ты победил».

– Да, высший пилотаж. Но при этом человек понимает, что он все-таки делает неправильно. Этическую защиту Н. Е. Щурковой даже рассматривают как раздел практической педагогики. Педагоги очень уязвимы и умение выходить из сложных ситуаций с учениками, не оскорбляя их и в то же время давая понять, что что-то не так, во многом делает более эффективным отношения «учитель-ученик». Такое нравственно-этическое понимание спокойствия мне наиболее близко. 

 

*   *   *

Психотерапевт Дмитрий  Вячеславович Галкин

– Дмитрий Вячеславович, что такое спокойствие?

– Это состояние гомеостаза, духовного, душевного и физического равновесия. В таком случае все системы организма работают в штатном режиме, без чрезмерных усилений, без мобилизации. Это как раз то, что нужно, чтобы быть здоровым человеком. В организме есть хороший «люфт запаса», где можно испытывать различные эмоции определенной силы, и при этом он все равно остается в равновесии. С позиции психофизиологии, только чрезмерные нагрузки на организм способны вывести организм из состояния баланса.

– Скажите, пожалуйста, как психиатр, как доктор, спокойствие вообще необходимо для человека?

– Да, абсолютно. Человек должен быть уравновешенным, в гомеостазе, в противном случае, при внутреннем неспокойствии, у него чрезмерно растрачивается энергоресурс. Это уже не просто функционирование организма в стрессе, а его работа в постстрессе. В таком случае все жизненно важные процессы уже идут по-другому, не так, как в состоянии умиротворения.

– Как прийти к спокойствию, выработать его, натренировать, что ли?

– В определенной степени это опыт. Спокойствие достигается людьми, которые не только имеют знание, но и опыт, и умение находиться в определенных условиях жизни. Формирование подобных навыков расширяет определенный социальный ареал и усиливает чувство безопасности у человека. Для кого-то  заблудиться в лесу одному грозит чрезмерной психологической нагрузкой, а, например, спецназовец и в глухой таежной чаще будет чувствовать себя как дома.

Спокойствие – это когда человек находится в состоянии внутреннего баланса, уравновешенности, внутренней тишины. Он умиротворен. Чем человек спокойнее, тем это лучше: он и более адекватный, и меньше глупостей натворит в семье и на работе. Умиротворенность дает положительный настрой – тихую радость, но ни в коем случае не чрезмерные положительные эмоции, поскольку даже они затратны для организма. И потом есть правило «эмоционального маятника»: сначала радость, а потом печаль. А когда есть внутренний баланс, то жизненные силы, которые есть у человека, он может более осознано тратить.

– Кстати, в Православии приветствуется умиротворенность…

– Чтобы отдавать людям душевную теплоту, принятие или, например, сочувствие, надо сначала у себя это накопить. А когда я буду растрачивать свой внутренний ресурс на сильные положительные или отрицательные эмоции, то мне будет нечего отдавать людям. Каждый человек вольно или невольно влияет на других, даже если ничего не говорит, не пропагандирует – просто своим образом жизни.

Если больше было б спокойных, умиротворенных людей, то всем от этого стало бы только лучше – без пустой беготни, суеты и спешки. Вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского, «стяжи дух мирный – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Один мой друг периодически ездит на север в командировку. Приезжает туда в деревню из Москвы, начинает делиться новостями. Как он рассказывает, люди в течение примерно четверти часа его слушают, а потом заявляют, что так и не поняли, что он хотел им сказать. «Ты, – говорят, – успокойся, а потом расскажи все заново». Как он понял, его скорость подачи информации выше скорости их восприятия. Северяне никуда не торопятся, постоянно находясь в состоянии умиротворенного спокойствия, как будто они уже везде успели. Для них даже посевная проходит без лишней суеты: они вышли на поле, посмотрели, какой ветер, что при такой погоде делать целесообразнее – то и делают. Не загадывают наперед, живут сегодняшним днем… Мой знакомый посмотрел на них – действительно, счастливые люди. А потом делится со мной: «Я с московским «энтузиазмом»  пожил там неделю и стал таким же...» Он получил заряд спокойствия, понял что эта беготня вся от лукавого и не нужно никуда торопиться. Делай свое дело без суеты, живи себе спокойно, помогай людям – и будет тебе благо.

*   *   *

Священник Владимир Войтов:

– Славянское слово «мир» имеет много значений. Интересующее нас значение – это благодатный покой в душе человека. Такое понимание несет в себе эквивалент в греческом языке и выражается одним словом: «ирини». Евангелие написано по-гречески, и везде, где Христос говорит: «Мир вам», – используется слово «ирини». Потом этот возглас Христа был преломлен в Церкви как: «Мир всем!», или «ирини паси!». Еще раз, «ирини» – это не сытость комфорта, а успокоение человека в Боге.  

– Как современному человеку победить раздражение в повседневной суете? 

–  Первое, с чего нужно начать, – наблюдать за действием своих страстей: внимательно смотреть, что во мне есть. Нельзя считать, что раздражительность – это случайность, надо понимать, что это во мне зарождается и из меня исходит. Второе. Святые Отцы говорят, что надо возненавидеть грех. Под этим подразумевается: увидеть губительность этих своих греховных состояний и оценить их разрушительное действие. Внимательное наблюдение за собой подскажет, что рождается от моего раздражения: падает настроение, повышается пульс, начинается тахикардия – даже физиология на это реагирует быстро. Третье. Надо стараться избегать ситуаций, провоцирующих этот грех, сколько возможно. И еще нужно покаяние, которое должно подтолкнуть человека к призванию Бога, чтобы Он Своим действием изгнал грех из души, чтобы Господь вошел в нас, как говорится в молитве «Царю Небесный»: «прииди и вселися в ны». Для чего? «И очисти ны от всякия скверны…» духа и плоти. У нас все молитвы имеют этот контекст. Ещё надо убедиться в том, что я сам не могу преодолеть грех. Но сделать это можно именно в процессе борьбы – теоретически не убедишься. Надо много раз пасть и встать, чтобы убедиться, что действительно без Бога-Спасителя я не могу исцелить этот грех. Тут возникает смирение.

Вот еще на что следует обратить внимание. У каждого человека остается свой характер, который он наследовал от предков. Например, праведный Иоанн Кронштадтский был очень горячим человеком. Но это не мешало ему быть святым. Другой может быть совершенно кротким, но не святым, потому что это просто его природное свойство. В первом случае была борьба, противостояние греху, следовательно, – единение с Богом. Жизнь во Христе. А во втором – никакой жизни не было. У известного исповедника двадцатого века игумена Никона (Воробьева) в «Письмах духовным детям» есть такая мысль: «Как в зерне яблони заключена вся яблоня в потенции, а не осина, так и каждая индивидуальность есть нечто неизменяемое в своей сущности. Но можно и должно менять внешнюю, ветхую сторону на новую по заповедям евангельским». Горячность – это природное свойство, которое быстро реагирует на всё, – с этим не надо бороться. Но нужно приложить все силы, чтобы ветхие, греховные, злобные, мстительные проявления изменить на новые, праведные, великодушные, милосердные. 

– Беспокойство является ли грехом?

– Беспокойство может являться грехом, а может, и нет. Иногда успокоенность является грехом. Например, пьяница боролся, боролся с пьянством – устал бороться и тихонечко спивается… В двадцатом веке в культурологии появился термин «пассионарность» – внутренняя энергия человека, которая толкает его к деятельности. Бывает, человек вялый, и практически ничто не вызывает у него беспокойства. А может быть и наоборот: человек очень живо реагирует как на положительные, так и на отрицательные события своей жизни. Само по себе беспокойство может иметь разную нравственную оценку: и положительную, и отрицательную.

– Согласно словарю Ожегова, беспокойство – это тревожность, волнение, суета, сутолока. А если у человека появляется такая тревожность, хорошо ли это? В случае с алкоголиком, он свою «выученную беспомощность» воспринимает уже как образ жизни.

– Беспокойство может быть и в положительном контексте. «Мама беспокоится за тебя», – говорим мы ребенку. То есть она заботится о тебе, любит тебя, она неравнодушная мать. А равнодушная не беспокоится – ее ребенок гуляет целыми днями, предоставлен сам себе, безобразничает… Все-таки в нашем лексиконе слово «беспокойство» не имеет отрицательного оттенка. Если бы успокоились наши великие творцы музыки, например, Сергей Васильевич Рахманинов или Георгий Васильевич Свиридов, то они бы не создали своих произведений. Если бы сейчас успокоился Алексей Ильич Осипов, один из крупных проповедников, знаковых, о котором епископ Тихон (Шевкунов) сказал, что он миллионы привел к вере, то что бы из этого вышло? Во много раз тише и скучнее был бы голос нашей Церкви… Успокоенность может как раз быть равнодушием. Надо различать это. 

– А раздражительность является грехом?

– Конечно, да. Раздражительность – это проявление страсти гнева, одной из восьми греховных страстей, если следовать аскетическому учению святых отцов. Нет человека, свободного от этой страсти.

– То есть раздражительность обязательно проявляется по отношению к другому?

– Не обязательно. Поставил вещь, а она упала, человек раздражается. Может даже без видимых внешних причин возникать раздражение.

– А если у человека внутренняя тревожность, беспокойство? Это может быть грехом, а может и не быть...

– Беспокойство может быть выражением каких-то грехов. Например, маловерия. Нашли, скажем, у человека какую-то болезнь, он и забыл про Бога, весь погрузился в состояние тревоги: «чем все кончится, что со мной будет…». Тут же могут быть задействованы и другие страсти – гнев, уныние, печаль. Кстати, все восемь греховных страстей взаимообусловлены и взаимозависимы. Святые отцы-подвижники четко видели эту взаимообусловленность страстей: как одна из другой вытекает, одна другую воспаляет, как они между собой связаны. Повторюсь, один из законов борьбы с грехом – избегать тех факторов, которые его провоцируют. Святые отцы постоянно обращают на это внимание. На этом принципе максимального ограждения себя от внешних искушений и основано монашество. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) сравнивает монашество с оранжереей, которая укрывает от бешеных ветров, и там цветут великолепные цветы. 

– Случайно видел выступление одного эмоционального, темпераментного ученого, который сказал, что в любой стрессовой ситуации его успокаивает только одно: слушание пения Валаамских монахов. Пяти-десяти минут достаточно, чтобы умиротвориться. Что вы об этом думаете?

– Очень полезно дома слушать церковные песнопения. Я знаю людей глубоко духовных, использующих это средство. И не только против раздражительности. В чём заключено действие песнопений? Во-первых, тексты стихир, тропарей составлены богопросвещёнными святыми отцами. Во-вторых, сама музыка, не авторская, а именно церковная рождена в лоне Церкви, а, следовательно, исполнена церковным духом (это не тавтология). Есть разные виды церковного пения, например, Валаамские монахи используют пение с исоном – это греческий стиль. У нас был очень мягкий, лёгкий, искренний стиль, ныне, почему-то почти нигде не исполняемый, – ранний русский партес XVII в. (до Н. П. Дилецкого), гармонизация знаменного распева. До революции было серьёзное обращение к использованию знаменного распева в современных формах. Действительно церковные песнопения обладают свойством успокаивать (но не расслаблять) человека.

Если же мы хотим не просто успокоить себя, но попытаться исцелить сами корни греховного беспокойства, то есть душевные греховные страсти (стяжательство, гнев, печаль, гордость), то должны изучать идеально отработанные методики, предлагаемые нам для этого святыми jтцами. Самые глубокие «методички» по исцелению души – это «Слова подвижнические» прп. Исаака Сирина и «Лествица» прп. Иоанна Лествичника.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.