Газета "Вестник" № 4 - 2016 г.

«Наши болезни – это проблемы отношений с Богом…»

Во Второй Всероссийской конференции по терапевтическому фехтованию принимали участие и сотрудники Общинного Центра  педагогики «Спас». Их опыт работы с нарко-и алкозависимыми, а также с детьми и подростками заинтересовал психолога из Нижнего Новгорода Владимира Щепина. И вот по договоренности с атаманом И.К. Лизуновым,  Владимир приехал на десять дней в общину «Спас», где наравне со всеми жил и «варился» в «Котле», участвовал в богослужениях, подолгу общался с иноком Максимом (Смирновым). Владимир Щепин не только многодетный отец и психолог, работающий с детьми и взрослыми, но и тренер по терапевтическому и историческому фехтованию. Причем Владимир не только тренирует, но и сам выступает на крупных соревнованиях по историческому фехтованию, уровня чемпионата России.

Первый мой вопрос Владимиру был о его понимании здоровья, с духовно-психологической точки зрения.

— Здоровье обычно понимают в узком смысле: здоров – это когда ничего не болит. Однако по определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.  К этому определению я добавил бы еще понятие и о духовном здоровье…

Также есть здоровые отношения между людьми: честные, порядочные, неагрессивные, открытые, способствующие личностному развитию. А психологическое здоровье – это по сути здоровые отношения с самим собой. Итак, говоря о здоровье, мы имеем, как минимум: телесное, материальное благополучие, здоровье в отношениях с другими и в отношениях с самим собой. Согласно Православию, для человека главное, конечно, духовное здоровье (обожение), хотя необходимо заботиться и о телесном здравии как даре Божием.

Большинство наших болезней – это проблемы отношений с Господом Богом, поскольку это первично, и отсюда вытекает все остальное: внутрипсихические, внешние конфликты. Физиологические болезни – это последний способ Бога достучаться до нас, чтобы мы задумались, туда ли мы идем, живем ли мы в согласии с волей Божией? Может, мы не внимаем себе и не обращаем внимания на обстоятельства, которые направляли нас совсем не туда, где мы сейчас?

Поэтому всегда себе надо задавать вопрос: здоровье мне нужно ради чего?..

Общеизвестно, движение – это жизнь. Современные же условия жизни и работы за компьютером доводят человека до того, что все наши движения находятся в зоне перед нашей грудью в радиусе полуметра. Хотя человеческий организм предназначен к тому, чтобы действовать на всех уровнях, во всех кинесферах (верхней, средней и нижний). Вспомним, например, работу крестьянина: собирает с дерева фрукты – задействована верхняя кинесфера, собирает картошку или пропалывает сорняки – нижняя кинесфера. Таким образом, человек гармонично развивался с головы до ног. Сейчас же человек ленится сделать элементарную 15-минутную зарядку, которая как считается, способствует продлению жизни на пять лет.

Кстати,  терапевтическое фехтование хорошо борется с гиподинамией (малоподвижным образом жизни).

 Да, многим сложно заставить себя делать зарядку: руки вверх, в стороны, для них это скучно. А во время фехтования человек удовлетворяет свою потребность в движении, но при этом с удовольствием машет мечом и участвует в поединках. Таким образом, эта каждодневная обязанность превращается в интересную деятельность, игру. Классические прямые, боковые, диагональные удары мечом расширяют нашу верхнюю и нижнюю кинесферу. Очень полезно выполнять их в приседе. Если посмотреть на движения с мечом с точки зрения физиологии, то при их выполнении все тело начинает жить. А если еще учесть, что в историческом фехтовании доспехи весят более 20 килограммов, а сражаться приходится иной раз и в сильную жару, то понятно, что это еще и хорошая закалка воли, характера.

Однако если говорить об общедоступном – терапевтическом – фехтовании, то это профилактика психосоматических заболеваний. Мышцы – зеркало психики, тело отражает наши переживания. Иначе говоря, все эмоциональные реакции отражаются в теле. Известно, что психотравматические события нашей жизни, особенно в младенческом возрасте,  «записываются» в наши мышцы – это так называемые эмоционально-мышечные блоки. В них происходит спазм нервных окончаний и кровеносных сосудов, что и приводит к различным заболеваниям. Во время же работы с мечом эти мышечные блоки уходят, кровоснабжение восстанавливается. Более того, различают как статические, так и динамические блоки. Важно, что при работе с мечом, с одной стороны, мы усваиваем новый стереотип, а с другой – каждое фехтовальное движение получается уникальным. Через эту двигательную практику происходит терапевтический эффект: наше внимание сосредоточено на технике, а тело живет в это время, и, самое главное, наш мозг не мешает ему жить. Благодаря всему этому уходят телесные блоки и зажимы.

Фехтование хорошо развивает координацию. А чем лучше развита координация, тем устойчивее психика.

Конечно. Терфехт в комплексе с другими методами – мощнейший инструмент оздоровления. Причем этот метод способствует здоровью человека во всех областях его жизни через осознание и психологическую диагностику себя, через терапию себя: исцеление тех или иных искажений телесных и душевных, а также через приобретение новых навыков, чтобы улучшить качество жизни. И оно действительно улучшается в том случае, когда человек начинает работать над собой и в результате следовать тому, для чего он пришел в этот мир, реализовывая свое предназначение. То есть каждому необходимо понять Замысел Бога о себе и осуществить свое предназначение. Важно найти свое направление и место в жизни, чтобы получить тот результат, который предназначен тебе Творцом. Также во время фехтования со смыслом учимся находить результаты своей деятельности в социальной сфере, в сфере личных отношений и т.д.

Некоторые современные ученые, опираясь на теорию функциональных систем академика Анохина, считают, что честность является необходимым условием здоровья. Давайте остановимся на этом подробнее, так как это очень созвучно с православным вероучением.

Чтобы быть здоровым, надо обязательно быть честным как с самим собой, так и с другими, также нужно принятие (смирение) и окружение единомышленников, которые также хотят быть здоровыми в широком смысле этого слова. Как известно, дурные сообщества портят добрые нравы.

Итак, поговорим о выработке честности. Выражаясь наукообразным языком, честность – это неискажение информации между нами и людьми, между нами и Богом. Для этого убираем разнообразные «блоки» (читай, грехи), мешающие прохождению этой информации, необходим постоянный честный обмен. Например, во время поста съели конфетку и вместо того, чтобы честно признать свою слабость и покаяться, начинаем оправдывать себя всякими способами, тем самым как бы ставя блок на прохождение  информации. Либо же не договариваю правду, потому что, например, боюсь доверять людям, чтобы меня психологически не ранили. То есть, чтобы человек был здоров, необходимо неискаженное восприятие реальности. Как говорится, меч не даст соврать, он всегда честен. Терфехт в этом отношении прекрасно работает на развитие честности.

Я провожу занятия терапевтической группы на основе фехтования. Недавно ко мне на занятие пришли две девушки, обе с симптомами телесных заболеваний. Одна из девушек химически зависимая. Другая называть свою болезнь не стала. Я поставил их в терапевтический поединок, в результате которого выяснилось: этот симптом ей нужен, то есть у нее явно присутствует «вторичная выгода» болезни. Проще говоря, девушка только делает вид, что хочет излечиться, а на самом деле болезнь ей выгодна: «Я болею и не заставляйте меня работать, мне не надо принимать решения. Заботьтесь обо мне, так я привлекаю внимание» и т.д.  Болезнь зачастую имеет цель «избегания необходимого», так как люди не умеют находить свое место в жизни, не могут себя реализовать. Если школьнику надо прогулять контрольную работу, он может сам нагнать себе температуру. Во взрослом возрасте выгода от болезни присутствует уже бессознательно: люди сами не понимают, почему начинают заболевать. 

Зачастую человек не хочет быть здоровым, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь, на самом деле, он ничего для здоровья не делает – только разрушает себя (курение, злоупотребление спиртным и прочее) и при этом говорит, что хочет быть здоровым. Это самообман.

На одно из занятий к нам пришел мужчина с запросом убрать «излишний вес». Я предложил ему побывать в такой жизненной ситуации: он закрыл глаза и встал в круг участников группы. Я не сказал ему, что будет происходить, лишь пояснил, что в этом упражнении ему нужно осознавать себя отдельно от своей проблемы, то есть что будет происходить между ним и его избыточным весом. Он закрыл глаза, я раздал чомбары (мягкое оружие) людям, и мы его начали аккуратненько со всех сторон вшестером прорабатывать: мягко, но колотить, как вениками в парной… В результате выяснилось, что причина излишнего веса мужчины в том, что он испытывал бессознательный страх: мир враждебен, мир опасен, он меня постоянно бьет. И его жир ему нужен был, как защитная броня. Мы поместили его в ситуацию, когда он как бы отделен от мира и не принимает концепцию Бытия. И естественно, все, что происходит, для него страшно, непонятно. А в нашей жизни так и бывает: если мы начали себя искореживать греховным поведением, то Господь через обстоятельства начинает нас выправлять. Мы же почему-то воспринимаем это не как помощь нам, а как что-то опасное – хотим избавиться от малейшего дискомфорта, защититься. Что касается лишнего веса, жира, то, как выяснилось, повторюсь, его предназначение было защитой от страха, он выполнял функцию брони. Постоянно быть в напряжении тяжело, поэтому в таких случаях формируется пассивная защита.

Для мужчины это было своего рода откровением, которого он не ожидал. Ему стало понятно, что никакие диеты и другие способы похудения не помогут избавиться от лишнего веса, пока он не решит проблему с доверием миру. Человек приобрел такую форму, исходя из глубокого внутреннего убеждения, что мир враждебен, он против меня. А нужно принять тот факт, что Бог помогает, сохраняет, защищает его, а если и наказывает, то для его же пользы – выковывает из него что-то… Этот мужчина может отказаться от этого откровения, забыть про него, а может все-таки начать над собой непростую глубокую духовную работу, обратиться за помощью к Богу…

В Православии есть понятие трезвения. Это непрерывное наблюдение за собой, за своими помыслами, страстями, проявлениями грехов и так далее. В этом случае человека сложно сбить с пути истинного, поскольку  у него трезвый разум, он находится в ситуации, в себе, в отношениях, в целях и так далее.  В терапевтическом фехтовании это называется «практика присутствия». Согласитесь невозможно полноценно фехтовать и при этом не присутствовать в поединке.

Так же для здоровья необходима ежедневная практика «внутреннего молчания», внутренней тишины, успокоения. Об этом хорошо написано в самом начале православного молитвослова: «…немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным…»

Протоиерей Андрей Ткачев сказал, что «человек является невротиком, когда не терпит тишины. Панический ужас вызывает тишина в течение пяти минут у большинства современных людей. В этом смысле для миллионов людей болезнь единственный способ лечь спокойно и не дергаться, чтобы впервые задуматься о том, что с тобой происходит…»

В этом смысле практика молчания – это нахождение в присутствии Божием,  общение с Господом в тишине. Об этом хорошо пишет в своих книгах митрополит Антоний Сурожский. Я это называю находиться в спокойствии и внимании к себе и к ситуации, когда мы просто присутствуем, наблюдаем – трезвимся, пребывая в молчании, тишине и покое. В этой практике молчания, в этой тишине мы можем понять, куда нам сегодня двигаться, как нам сейчас поступить, чтобы это соответствовало воле Божией. Как говорится, «у Господа нет других рук, кроме наших». Здесь также важен вопрос цели и результата.

Действительно, светская психология без духовности может быть опасной для здоровья души.

Любая практика, куда не введен Бог, является искажением. Если целью и результатами является комфорт, удобство и личное здоровье, то это по большому счету никуда не ведет. Это ложная цель. Если человек не начнет действовать по воле Божией, то ничем хорошим для него это не закончится.

Смириться – это уметь принять с благодарностью.  А принятие напрямую связано с доверием. В терфехте есть комплекс упражнений, который помогает человеку не пугаться, не отбиваться, не нападать, а адекватно принимать. Если в повседневной жизни я начинаю от кого-то эмоционально защищаться, когда мне что-то говорят, это следствие непринятия. Также мы получаем отрицательную обратную связь от человека, когда в разговоре случайно наступаем на его «больные мозоли» (убеждения, взгляды, мировоззрение). Здесь важно понимать природу этого сигнала, условно говоря, «от больной или здоровой» части личности он исходит. Так тренируется навык понимания: сколько в моей эмоциональной реакции истины, а сколько там «больного». Например, когда я занимался в «Котле», с проходящими реабилитацию в общине «Спас», то встретил одного паренька с явными психологическими проблемами. Мы в «Котле» работали плавно-плавно, а он вдруг резко ударил меня. Понимаете мое состояние: я не ожидал угрозы, он как бы меня раскрыл, этим воспользовался и нанес сильный удар. Я у него спрашиваю: «Что происходит?» А он отвечает: «Помнишь, ты меня больно задел». То есть произошло определенное искажение информации, о чем ранее говорили. Во-первых, у меня есть искажение: я не ощутил, действительно, насколько возможно резко сам нанес удар, а во-вторых, вместо того, чтобы мне ответить на это сразу же, он это делает отсрочено, спустя время. А я уже не понимаю, за что мне это «наказание». Я ему говорю: «Стоп, вот там ты бы мне сразу и показал, что я был не прав». И я бы понял этот урок, получив адекватную обратную связь. А он вместо этого копил, копил обиду, а потом только мне больно сделал. К сожалению, в жизни такое поведение чревато дальнейшим разрастанием серьезного конфликта с выяснением отношений. Вот как важен навык прояснения  неискаженной обратной связи, и ее принятия. Особенно это необходимо в воспитании детей, чтобы не было отсроченного наказания.

— Сейчас многие говорят о счастье, как вы его понимаете?

— Состояние безусловного счастья для меня заключается в том, что, несмотря на все наши искажения, личный травматический опыт и так далее, я чувствую: Господь через нашу жизнь, окружение, дела, ситуации творит благо. Все, что происходит, я принимаю и называю это безусловным счастьем, ведь «любящему Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Причем наше внутреннее состояние не может быть самоцелью, так как оно является лишь «обратной связью», показывающей, насколько соответствует моя жизнь воле Божией. И если она соответствует, то часто основным нашим чувством будет удовлетворение, тихая радость. Есть некий результат, который Господь хочет от нас в этом мире. Есть большой смысл в наших отношениях между нами и другими людьми. В Евангелии Хритос сказал: «Если двое или трое соберутся во имя Мое, то Я посреди них», то есть Господу важно приходить и быть между людьми, когда они договорились о Его целях.

Соответствовать образу Божию, который есть у Него, – один из важнейших результатов. Мы не можем взять и досконально описать, какими мы должны быть. Но вся наша жизнь выстраивается так, что к этому образу мы потихоньку начинаем идти с Божией помощью. Если мы от него отклоняемся, то здесь возникает понятие греха. Если брать буквальный перевод слова «грех» с греческого, то это «амортия» — не попал в цель, то есть не достиг божественного результата. Мы можем совершать те или иные действия в нашей жизни, развивать те или иные качества, которые нас приближают к обожению, если мы сознательно не грешим. В противном случае происходит непопадание в эту божественную цель. Причем у нас есть свобода выбора: попадать в нее или нет. И вместе со свободой выбора мы имеем и ответственность. Не попадаем в божественный результат – получаем последствия в этой жизни, попадаем – получаем положительную «обратную связь» в виде определенных душевных переживаний и жизненных событий, которые для нас полезны. Это же относится и к здоровью. Из истории Церкви известно много случаев исцелений людей (даже от серьезных заболеваний), когда они начинали жить духовной жизнью по заповедям Божиим.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.