Газета "Вестник" № 5 - 2016 г.

«Станьте святыми, и у вас не будет никаких проблем с детьми»

Воспитание детей было и остается самым важным делом для добросовестных родителей. Процесс это сложный и многогранный. Конечно же, приоритетом в нем всегда остается воспитание в юных душах благочестия. «Ибо, – как сказал святитель Тихон Задонский, - как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется; и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца». А святой праведный Иоанн Кронштадтский так говорил родителям о детях: «…с помощию Божиею насевайте на сердцах их семена православного вероисповедания, напояйте оные страхом Божиим, приводящим к любви чрез исполнение заповедей Господних… А главное — молитесь Господу, да сохранит Он их от стрел и соблазнов вражиих, и поручайте покрову Матери Божией».

И все же, придерживаясь духовного вектора в воспитании своих чад, взрослым стоит знать основные принципы воспитания. Это нужно, чтобы в повседневной жизни родители могли избежать многих ошибок. Ведь мама и папа могут причинить большой вред детям неправильным подходом к ним, навязыванием своих искаженных установок, игнорированием потребностей ребенка и так далее. Ведь, как известно, травматические опыты детства на всю жизнь остаются с человеком и значительно усложняют его работу над собой.

В данной статье хотелось бы затронуть некоторые стороны воспитания детей, знание которых будет полезно как для родителей, так и вообще для людей, непосредственно контактирующих с детьми.

1. Одна из задач родителей – помочь детям раскрыть их природные способности и таланты, при этом не навязывая своих представлений о том, какими должны быть их чада. Хорошо поделиться с ребенком своими желаниями относительно него, но ни в коем случае нельзя давить на него и ломать, переделывая «под себя». Опытные родители советуют всячески поддерживать ребенка в тех областях полезной деятельности, куда больше всего его самого влечет. Прислушиваться к нему, всматриваясь в глубину личности малыша, чтобы увидеть, в чем, возможно, его призвание. По крайней мере, поощрять в том, что может стать для него любимым делом. И здесь, с одной стороны, с ребенком нужно чаще общаться на эту тему, то есть проводить своеобразную профориентацию, а с другой – дать ему возможность попробовать себя в разных областях: начиная от спортивных секций и кончая музыкальной школой. Хотя тут опять все индивидуально: например, некоторые дети сызмальства знают, кем они хотят стать. Знаю одного ребенка, который с трех лет заявил, что хочет стать инженером, и сейчас, будучи школьником, он активно развивается именно в этом направлении. Вспоминаю случай из своего детства. Я хотел записаться в шахматную секцию, а родители решили пристроить меня на хоровое пение (так как часто перед гостями я неплохо исполнял разные песни), но предметно заниматься пением мне было неинтересно. Как сейчас помню, преподаватель поставил меня у рояля и говорит: «Пой: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...» Я понял, что если сейчас спою хорошо, то придется долго «тянуть эту лямку». Поэтому по-детски схитрил и просто под музыку, как стихотворение, рассказал слова этой песни. Преподаватель впервые услышала такое исполнение, чем была крайне удивлена, как и моя мама. На этом моя певческая карьера благополучно завершилась.

2. Родители призваны обучить детей тем знаниям и навыкам, благодаря которым их чада смогут жить полноценной жизнью: умению смотреть на ту или иную ситуацию с разных сторон, рассуждать, как можно искать выход из создавшегося положения, смелости исправлять ошибки. Если говорить с ребенком о том, какое решение в той или иной ситуации он бы принял, какие варианты рассматривал и в результате поддержать его правильный выбор (основанный на евангельских заповедях), то это будет способствовать развитию у него самостоятельности и рассудительности. В подобной беседе вполне уместно обсудить с ребенком и нравственную сторону его выбора, мягко и ненавязчиво напоминая ему о том, как нас учит поступать Господь. «Ибо, — как заметил царь Соломон, — Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум… Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя… дабы спасти тебя от пути злого».

3. Важно научить детей достигать целей, основываясь на их внутренних потребностях, а не на внешних стимулах («собери игрушки – дам тебе конфетку», «хорошо учись – получишь деньги и т.п.»). Многие взрослые говорят детям: «Сначала подумай, а потом только делай». Это можно отнести к тому, что прежде, чем что-то предпринять, надо уметь задавать себе вопросы: «зачем я собираюсь сделать так или иначе? Почему я хочу поступить так: чтобы меня похвалили, или стараюсь ради доброго, полезного дела?» и тому подобные. То есть научить ребенка осознавать свои мотивы и намерения. Это поможет выработать привычку внимательно следить за собой, навык трезвения, столь необходимый православному христианину в любом возрасте. Через такой самоанализ развивается самосознание человека, что является необходимым качеством подлинной личности.

4. Во многих семьях существует проблема соперничества между старшими и младшими детьми. Тут стоит отметить: когда каждый ребенок чувствует, что он любим, имеет навык сотрудничества, к тому же воспринял от родителей ценности, способствующие развитию личности и характера, то у него не возникает желания соперничать с другими. При этом, естественно, родителям приходится много разговаривать с детьми, всячески увещевая их. Во время подобных разговоров старец Порфирий (Кавсокаливит) советовал: «Никогда ни к чему не принуждай своих детей. Когда ты им что-то хочешь сказать, то говори с молитвой. Дети слушают не ушами. Только когда приходит просвещающая Божественная благодать, они начинают слушать то, что мы им говорим…»

Важно понимать, что дети на подсознательном уровне считают, что если им уделяют внимание, значит, их любят,  и наоборот. К этому, по сути, верному заключению они приходят интуитивно. Чтобы взрослому это лучше осознать, давайте проведем «мысленный эксперимент». Представьте, что вашему супругу, родителям или теще, с которой хотите наладить отношения, вы начали в несколько раз больше уделять искреннего, «качественного» внимания и заботы. Нетрудно догадаться, какой будет результат.

Поэтому, если малыш начинает вести себя плохо, то для родителей это может быть поводом задуматься: достаточно ли внимания с их стороны получает ребенок и насколько оно «качественное». В отдельных случаях  дети могут даже заболевать оттого, что в таком случае количество получаемого ими внимания значительно увеличивается.

За любыми действиями ребенка стоят его конкретные потребности и нужды, так он пытается выразить желание, чтобы что-то было сделано для него. Если же то, что он предпринимает, не находит должного отклика у взрослых, то поведение малыша или даже большого ребенка становится неконструктивным. То есть он любым способом пытается привлечь к себе внимание, если не хорошим поведением и посильной помощью взрослому, то капризами или поминутным обращением к родителю по мелочам. В конце концов он все же получает свою порцию внимания, но, увы, негативного, в виде раздражения и гневных окриков. На самом же деле маленький человек нуждается в одобрении, поддержке своей значимости (выражаясь психологическим языком), ощущении себя нужным и занимающим важное место в жизни. Проще говоря, ему важно почувствовать, что он любим.

5. Также хотелось бы кратко упомянуть о том, насколько важно вложить в свое чадо правильный, евангельский взгляд на самого себя. Как сказал апостол Иоанн: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1). Важно, чтобы с детства человек имел понятие о том, что он Божий, Господь любит его и каждое мгновение его жизни наблюдает за ним. Необходимо, чтобы ребенок понял, что Господь печется, заботится о нем, и что Спаситель никогда не оставит его в беде. Это имеет огромное влияние на то, какие выборы сделает ребенок в будущем. Приведу пример. Находясь в нездоровой семейной ситуации, ребенок все равно делает свой выбор, как он будет жить в дальнейшем. Если семья неблагополучная, то он может полностью принять этот «уклад», с выводом для себя, что жизнь – это кошмар, где изменить ничего невозможно; только взрослые творят, что хотят. Либо он абсолютно отвергнет такую модель семьи, поймет, что рассчитывать нужно только на Божию помощь и свои силы, чтобы вести другой образ жизни и вырваться из жуткой семейной обстановки. Это говорит о том, что все зависит от того, как ребенок воспринимает себя и то, что с ним происходит, а также какие выводы из этого делает. Поэтому взрослым, имеющим контакты с детьми из неблагополучных семей, нужно, по возможности, стараться вести с ними чуткий глубокий диалог, чтобы привить юному человеку здоровый взгляд на себя и духовную жизнь в целом. 

6. Отдельно упомяну об одной особенности поведения детей, если в семье случается трагедия, будь то утрата одного из родителей или детей, развод родителей или даже переезд. Если происходит нечто подобное, то дети сильно из-за этого переживают и стараются, как только возможно, облегчить жизнь всем членам семьи. Они часто чувствуют себя виноватыми в том, что произошло, и часто берут на себя непосильную ответственность за других членов семьи. Если ушел папа (или мама), то его (ее) роль, соответственно, принимает на себя ребенок, стараясь воспроизводить даже манеру его речи и поведения. В итоге он лишается детства, чувствует себя некомфортно и тревожно, семейный порядок при этом нарушается.

Как правило, такое происходит, когда взрослые начинают вести себя, как дети, или говорить что-то вроде: «Как же теперь мы будем жить?..» и т.д. Ребенок в таком случае чувствует беспомощность тех, кто является для него опорой и, желая помочь, берет на себя ответственность, которую пока не способен понести. Чтобы этого избежать, взрослым необходимо дать понять ребенку, что они вполне смогут самостоятельно справиться со своими жизненными проблемами, хотя, конечно же, им нужна помощь ребенка в некоторых вопросах.

Родителям следует быть предельно внимательными к своим детям, особенно в трагических семейных ситуациях, чтобы вовремя заметить изменения в поведении своих чад и разъяснить им, что не следует брать на себя несоответствующую им роль взрослого. Что это непосильная для них ответственность, а  взрослые не так уж и слабы, как могло показаться. Когда ребенок убеждается, что это действительно так, то разрешает себе расслабиться, успокоиться и не взваливать на свои плечики чужую непосильную ношу, которая может его «раздавить».

7. Если ребенок пережил боль, то он находится в состоянии стресса и эмоциональной бури и не может поступать иначе, как только отвечать болью на боль, то есть мстить (обижаться и прочее). И это скорее крик о помощи, нежели желание сделать зло. Поэтому родителям стоит быть максимально внимательными к поведению детей и в случаях проявления мстительности выяснять у ребенка, чем она вызвана, как можно все исправить – в общем, понять подлинную потребность чада и помочь ему преодолеть свою боль.

«Вот что, – по мнению старца Порфирия, – является идеалом: чтобы мать разговаривала с Богом, а Бог – с ребенком. А иначе ты говоришь, говоришь, говоришь... и это в конце концов начинает восприниматься как давление, раздражает ребенка. И когда ребенок вырастает, наступает реакция: он начинает так или иначе внутренне мстить отцу и матери за то, что они давили на него в детстве».

С малолетства люди переживают много боли и обид. Редкий ребенок не испытывает подобных чувств. Вырастая, человек порой накапливает в себе столько обид, скажем, на родителей, что в течение многих лет он, сам не понимая того, бессознательно мстит им (что является страшным грехом). К примеру, одна женщина в детстве была обижена на мать за то, что она не покупала ей подарков, хотя у нее была возможность. Для матери важнее была покупка ковров и всякой роскоши. И, став взрослой и начав хорошо зарабатывать, дочь стала давать матери деньги, при этом дистанцируясь от нее. В ответ на этот «откуп» и отчуждение мать плакала. Причем женщина давала и так обеспеченной маме деньги, в которых она не нуждалась. Благо, со временем женщина поняла свои тайные мотивы и перестала так «щедро» мстить матери…

Естественно, если родители любят ребенка, то они всячески стараются это выразить, при этом давая ребенку определенную степень свободы. Когда маленький человек чувствует одобрение и принятие со стороны родителей, уважение его выбора и безусловную любовь, то он с большой вероятностью вырастет человеком, умеющим ценить и уважать себя и ближних. А это залог того, что он сможет жить в гармонии с собой и окружающими, умея дарить другим свою любовь, ибо научился этому от родителей. Кстати, как считают психологи, взрослый человек часто сам с собой разговаривает, ведет мысленный внутренний диалог голосом и даже интонацией одного из своих родителей.

И все же, если вернуться к главному – воспитанию детей в православном духе, то стоит вспомнить о том, что первым делом здесь является молитва.

Святитель Тихон Задонский писал: «Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение». А старец Порфирий (Кавсокаливит) советовал: «Каждый раз, как ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твоё дитя будет принимать от Христа один добрый помысел. Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твоё чадо и так оно начнет с Божией помощью исправляться...

Прежде чем дать совет ребенку, надо говорить о своих детях Богу. Говори (сказал как-то старец одной матери): «Господи Иисусе Христе, просвети моих деток. Я Тебе их вверяю. Ты мне дал их, но я слаба и не могу их направить, поэтому прошу Тебя: просвети их». И Господь будет говорить с ними, и они скажут: «Ох, не следовало огорчать маму тем, что я сделал!» И это будет их внутреннее чувство, по благодати Божией…

На семье лежит огромная часть ответственности за душевное состояние человека. Чтобы дети избавились от различных внутренних проблем, недостаточно советов, принуждения, доводов логики и угроз. Напротив, тогда проблемы, скорее, усугубляются. Исправление детей совершается через святость родителей. Станьте святыми, и у вас не будет никаких проблем с детьми».

И еще стоит помнить о том, что, ребенок – гость в родительском доме. Поэтому необходимо быть готовыми принимать его с любовью, вниманием, уважением и терпением. Но, как известно, любой гость, как бы ни дороги были ему хозяева дома, когда-нибудь обязательно их покинет. Либо с благодарностью и желанием вновь и вновь возвращаться к ним, либо с намерением не бывать гостем в этом доме ни при каких условиях. И тут уж выбор за родителями.  

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.