Газета "Вестник" № 24 - 2016 г.

«Берегитесь закваски фарисейской…»

Продолжение. Начало в №22, 23.

 

Из Евангелия мы помним, что фарисеи по отношению ко Христу и его ученикам были настроены, мягко скажем, критически. Как известно, есть позитивная (конструктивная) критика, деструктивная критика и необъективное критиканство. Цель критиканства – только  раскритиковать или навязать собственное понимание. В отличие от критиканства, критика, хотя и не всегда лицеприятна, все-таки направлена на изменение ситуации к лучшему. Этого нельзя сказать по отношению к фарисеям. Фарисейство и критиканство  вкупе с осуждением – вещи взаимосвязанные. А когда человек начинает осуждать ближнего? Когда хотя бы на немного возвысил себя перед другим, став для  него судьей.

Сейчас в мире набирает популярность неформальное движение «Мир без жалоб». Суть его в том, чтобы попробовать всего на двадцать один день отказаться от жалоб, критики и сплетен. Кстати, это полезное упражнение стараются выполнять около десяти миллионов человек во всем мире. С этой целью они используют пластиковые браслеты, хотя это не принципиально (можно использовать наручные часы), которые служат для них напоминанием и точкой отсчета. Когда человек принимает решение не жаловаться, не критиковать, не сплетничать, то надевает браслет или обыкновенные часы на одну из своих рук. С этого момента он начинает отсчитывать двадцать один день (из психологии известно, что столько времени нужно для формирования привычки). Когда человек поймал сам себя на жалобе, критике, сплетнях, сарказме, то перемещает браслет на другую руку и начинает отсчет заново.  С этой же целью на запястье можно надеть резинку или положить в карман монетку. Всякий раз, когда человек замечает, что опять сорвался, то перекладывает монетку в другой карман и отчет начинает заново.

Замечено, что в течение дня человек переодевает этот браслет или перекладывает монетку из кармана в карман по 15–20  раз в день, – до того сильна в человеке эта самая «фарисейская закваска». Более того, по статистике, чтобы человеку хоть немного приблизиться к неосуждению всего и вся и избавиться от недовольства, требуется минимум восемь месяцев упорной работы над собой. Когда начинаешь осознавать, сколько в течение дня на самом деле  грешишь, – это помогает измениться.

Кстати, это нехитрое упражнение позволяет отслеживать, что мы транслируем в окружающий мир, какие слова, какие у нас часто бывают мысли.  Таким образом вырабатывается навык трезвения, осознанности. Так вот, дух «фарисейский закваски» проник даже и в эту добровольную и честную работу над собой. Практика показала, что появляется немало тех людей, кто пытается жульничать даже в этом случае. Например, поймав себя на сплетничанье, человек, чтобы не переодевать браслет,  устраивает себе самовольный «выходной» на половину дня.  Или надевает сразу два браслета,  то есть «фарисейская закваска» проявляется и здесь. Кстати, люди жалуются для того, чтобы привлечь внимание, обрести власть, оправдать провал, дистанцироваться от ответственности.

Христианство учит быть благодарным за то, что есть. Невозможно жаловаться на то, что у нас есть и одновременно испытывать благодарность. Воистину, слава Богу за все!

Все мы помним евангельскую притчу о мытаре и фарисее, где последний молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» (Луки 18:14). В этих словах находится критерий, позволяющий определить, заражен ли человек вирусом фарисейства. Ключ к познанию себя в отношении «фарисейской закваски» звучит так: «Я не таков, как прочие человецы». Вся тонкость взаимоотношений человека с Богом заключается в том, что достаточно только подумать внутри себя и внутренне утвердиться: я не таков, как другие, я сделан из другого теста – и всё: человек уже мгновенно теряет связь с Богом, так как заражается гордыней фарисейства.

Кто же они, современные люди, имеющие в себе «фарисейскую закваску» и часто не догадывающиеся об этом? Классический пример: бабушки, целыми днями и вечерами сидящие у подъезда. Они всё про всех знают (наверное, даже тайные грехи своих соседей), всем перемывают косточки и, естественно, всех осуждают. Почему? Вероятно, потому, что в силу своего возраста считают себя имеющими право судить обо всех с высоты своего богатого опыта, и даже не замечают того, что совершают страшный грех осуждения ближних. То есть бабушки видят себя не такими, как прочие человецы-соседи,  они считают себя более «правильными», чем другие.

Однажды я был свидетелем того, как одну женщину люди, стоявшие в очереди за мясом, громогласно осудили за то, что она купила куриный окорочок, чтобы накормить бродячую собаку, которая жалостно смотрела на мясную лавку, и было видно, что собака голодна. Как думаете, почему у людей возникла такая странная реакция? Ларчик открывается просто, здесь опять просматривается фарисейская закваска: «Неужели кто-то может быть добрее, чем я?» То есть когда человека раздражает чужой успех, чужие способности, добродетели и прочее, то это свидетельствует о том, что с собой пора честно разбираться.

А что уж говорить о взаимоотношениях «теща-зять», «свекровь-невестка». Возможно, бытовая «фарисейская закваска» проявляется еще и в том, когда представители старшего поколения в семье пытаются навязать свое авторитетное мнение молодым родителям. Они уверены, что лучше знают, как вести семейную жизнь, воспитывать детей, что хорошо, а что плохо. И даже если они действительно оказываются правы в каких-то моментах, и их дети это понимают, то следовать их «добрым» советам все же не горят желанием. Множество полезных указаний, выданных потому, что молодым «желают добра», воспринимается в штыки. А все дело в том, что советы эти даются свысока, и про себя дедушки и бабушки думают, что они-то, конечно, гораздо лучше, чем ничего пока не понимающие в жизни молодые люди. «Вот в наше время…», с различными продолжениями – их любимое выражение.

Или еще пример. Сейчас модно быть членом какого-нибудь элитарного клуба, принадлежать к какой-нибудь «элите», лучшим людям, так называемым «голубым кровям» и тому подобному. О чем может свидетельствовать такое элитарное «кучкование»? Опять же демонстрация: «Мы не такие, как прочие человецы», –  хотя зачастую все это подается под благовидным предлогом возрождения культуры. Как говорится, «надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве».

Если обратиться к церковной истории, то много «фарисейской закваски» существовало в дореволюционных семинариях, да и в самих приходах было явное разделение на людей первого (богатых) и второго (бедных) сорта. Например, в те времена богатые православные стояли в одной части храма, а бедные – в другой. А уж во времена крепостного права об отношении богатых верующих к бедным не стоит и говорить…

К сожалению, подобных примеров проявления «фарисейской закваски» в повседневности можно без особого труда найти сотни, а то и тысячи.

Итак, перечислим основные характеристики фарисеев:

– Лицемерие.

Согласно словарю Ожегова, лицемерие  – это поведение, прикрывающее неискренность или злонамеренность притворным чистосердечием или добродетелью. Слово «лицемерие» в буквальном смысле переводится как «актер» или «лицедей». Иначе говоря, лицемерами называют тех людей, у которых внешнее поведение совершенно не соответствует их внутренним переживаниям и чувствам. Самое опасное, что нередко эту «театральность» некоторые верующие привносят и в церковную среду. Наверное, многие воцерковленные христиане в своей жизни сталкивались с такими лицедеями... А ведь там, где начинается лицемерие – вера умирает, потому что подлинная и живая вера всегда нелицемерна и искренна (1-е Тим. 1:5). И тогда ей на смену приходит подделка, суррогат, имитация веры, которая называется религиозность, обрядоверие.

У лицедеев-фарисеев слова расходились с делами, более того они, как «театралы», все делали напоказ. Их замаскированное тщеславие требовало аплодисментов публики... Не случайно Христос предостерегал нас: «когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди». Здесь снова делается акцент на лицедейство фарисеев: «по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Христос приводил фарисеям слова пророка Исаии: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 6:7). Господу нужна не наша внешняя праведность, а сокрушенное и смиренное сердце. Лицемерие противоположно искренности, а без искреннего покаяния нет спасения.  Спаситель предупреждал: лицемеры не смогут войти в Царствие Небесное.

Лицемерие – врожденное качество «ветхой» человеческой природы, свойственное как верующим, так и атеистам. Люди несовершенны и все в той или иной степени заражены грехом лицемерия. Для борьбы с лицемерием необходимо подражать Христу, а значит, нужно сравнивать себя не с другими людьми (будем помнить притчу о мытаре и фарисее), а с Самим Господом. Тогда наши мнимое совершенство и «праведность» мгновенно улетучатся. Это позволит человеку снять с себя маску лицемерия и начать жить по Евангелию, стараясь поступать во всем подобно Христу.

Если Господь живет в нашем сердце, то мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. А значит, наша любовь к ближним должна быть нелицемерна: «Любовь да будет непритворна» (Иак. 3:17); также необходимо стяжать веру нелицемерную, при этом  имея в виду, что и подлинная мудрость нелицемерна: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иаков 3:17).

Далее рассмотрим такие характеристики фарисейства, как формализм, категоричность, жестокость, мелочность, нарочитость, демонстративность, морализаторство, начетничество, фанатизм. А также поговорим о таком явлении, как фарисейство, с точки зрения современной психологии.

Продолжение следует.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.