Газета "Вестник" № 44 - 2016 г.

ГРЕХОВНАЯ ТРИАДА: ОБИДЧИВОСТЬ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, МАНИПУЛЯЦИЯ

Наверное, многие знают, что обидчивость – грех. Однако о том, как связана она с мечтательностью и манипулированием другими, мало кто задумывается. Здесь очередной раз проявляется мудрость, глубокое знание устроения души и духовная прозорливость наших святых отцов, которые предостерегали от «бесовской мечтательности». Подменяя настоящую жизнь, реальность миром бесплодных грез и фантазий, человек не только сбивается с праведного пути, но и в прямом смысле калечит свою душу. Нездоровая мечтательность-мнительность может превратить жизнь человека в кошмар и нередко доводит до самоубийства. Обладая врожденной способностью мысленно моделировать житейские ситуации и укореняясь в этом, человек зачастую теряет ощущение между реальностью и фантомом, существующим только в его сознании. Человек начинает жить в иллюзиях, так как руководствуется собственными фантазиями. По этой же причине часто рушатся семьи: например, женщина нафантазирует, наидеализирует в своем воображении того, чего не может быть, и начинает требовать исполнения своих грез от мужа. А он, соответственно, не может оправдать ее доверия. В результате, начинают страдать не только взрослые, но и дети…

Не зря святитель Игнатий (Брянчанинов) учил: «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному…» Так вот, способность обижаться напрямую связана с греховной мечтательностью и навязыванием своей воли другим. Каким образом работает эта «триада», рассмотрим чуть ниже, а пока обратим внимание на то, почему обижаться – грех.

Когда мы обижаемся, то вольно или невольно начинаем злиться, раздражаться, осуждать, а иной раз и мстить. Ведь задето самолюбие, которое горделиво ставит себя в центр этого мира, вокруг которого должны вращаться ближние. Однако в центре у православного должен быть Бог. Человек, как правило, не желает расставаться со своей картиной мира, и если ее что-то искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение, то есть обижается. Что такое картина мира, мы также поговорим ниже, а пока продолжим…

С духовной точки зрения, опасность обиды в том, что обижающийся нередко считает себя пострадавшим и потому занимает выжидательную позицию в борьбе с этим грехом. При этом он забывает слова Господа, что, культивируя свою обиду, человек лишается возможности прощения собственных грехов: «…если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11; 26). А что может быть страшнее этого, когда утрачивается живая связь с Богом?

Обида закрывает нас и от Бога, и от людей. Святые учат: как только обиделись, сразу помолитесь за обидчика. Даже через «не хочу»,  хотя бы просто автоматически. Хорошо в этот момент, даже если внутри все протестует встать перед иконой и положить за обидевшего поклон со словами: «Боже, помилуй этого человека (имя)». Таким образом, желая ему добра, мира и здравия, мы исполняем волю Божию! И Господь утешит, не заставит долго ждать: благодать Божия смягчит сердца конфликтующих людей. Заповеди о любви к Богу и ближним неразделимы.

Обида включает в себя несколько греховных состояний: осуждение, злопамятство и мстительность.

Не случайно многие святые считали перенесение обид своего рода проверкой на истинное христианство, на то, какова настоящая вера человека. Терпишь обиды с мирной душой и делаешь это ради Христа, значит, ты на верном пути. А уж евангельская заповедь о любви к врагам в принципе невозможна без навыка христианского терпения обид.

 Обидчивость и для самого человека, и для окружающих становится тем, что превращает жизнь в кошмар. Нередко именно она в семейной жизни становится еще и средством манипуляции, психологического давления, вызывая у близких чувство вины и скорби. Причем обидчивость – это качество незрелой личности, которое родом из детства. Это детский способ решения проблем, который во взрослом возрасте применять не стоит. Ибо где есть обидчивость, там, с психологической точки зрения, всегда присутствует и инфантильность, и безответственность.

Любой грех начинается с мыслей. Православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за движением своих мыслей и тонких чувств, дали нам схему развития греха.  Сначала в сознании появляется мысль о  грехе, «прилог», часто безобразный. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы беседовать с ней – это уже «сочетание», в святоотеческой терминологии. Далее человек услаждается греховным помыслом, в мыслях представляя себе, как он мог бы совершить  грех – это называется «сосложение». Следующий этап – «пленение», когда привычка наслаждаться греховными мыслями настолько захватывает человека, что он не может ей противостоять. После этого человек уже совершает грех в реальной жизни. Поэтому, чтобы избежать греха, необходимо отбросить сам прилог, первую мысль о грехе сразу после ее появления. Однако для этого нужно постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и Словом Божиим. Такую внутреннюю работу святые называют «трезвением», а противоположное устроение души: когда мысли парят бесконтрольно, как мошкара,  – мечтательностью. Проще говоря, при мечтательности душа, развращенная греховным воображением, заполнена нечистыми помыслами и желаниями. А значит, она теряет способность совершать добрые Богоугодные дела.

Вся эта мысленная «жизнь» возникает не на пустом месте, а напрямую связана с картиной мира человека. «Картина мира» – сложное философское понятие, поэтому, особо не углубляясь, скажу просто, что это представление человека о реальности. Изначально оно формируется под влиянием окружения и личного опыта, то есть связано с убеждениями. Иными словами, картина мира человека состоит из его убеждений о мире и самом себе. На основе этих убеждений (которые порой весьма субъективны) человек рассуждает, что «хорошо» или «плохо». Затем следуют поступки, которые он считает правильными или возможными. Сформировавшаяся «картина мира» работает как сортировщик новой информации, пропуская ее через разные «мысленные» фильтры. Картина мира – это как бы пласт информации, внутри которого действует сознание каждого конкретного человека. Причем это те пределы, границы, дальше которых человек не пойдет. Картина мира включает в себя и наши представления о картинах мира других людей с их представлениями о нашей картине мира. Это – как зеркала, друг друга отражающие и друг в друге отражающиеся. И зачастую зеркала далеко не идеальные. В этом смысле люди, живущие в одном мире, на самом деле живут как бы в разных мирах. По  сути, все живут в неких мирах, среди которых невозможно найти двух одинаковых: у аскета-подвижника своя картина мира, а у атеиста – своя.  Поэтому и говорят об адекватности картины мира того или иного человека. Все это имеет непосредственное отношение к обидчивости. Рассмотрим сам механизм обидчивости с позиции психологии.

Обида – неоправданные ожидания. Это противоречие между нашими представлениями, то есть неким мысленным моделированием будущего и определенного поведения людей, и реальностью, где оказывается, что все пошло не так, как нам хотелось. Наше представление – та часть воображения, которая моделирует картинки, которые мозгом воспринимаются как настоящая реальность.  Когда человек внутри себя рисует некую мысленную картинку, моделирует некое будущее, то начинает наделять это жизнью. То есть постепенно делает эту модель для мозга все более живой. Однако реальность, разумеется, другая и не зависит от наших фантазий. Соответственно, когда смоделированная картинка с нашим видением других людей, с тем, как они должны к нам относиться, вдруг наталкивается на их реальные реакции, то может возникнуть огромное противоречие между ними. Когда это противоречие вскрывается, то человек испытывает шок, он бывает сильно поражен. Это и есть то, что мы называем обидой. Если причиной этого внутреннего конфликта является какой-то человек, тот, кто повел себя не так, как мы ожидали, то обида будет направлена на него. Если причиной разрушения мысленного идеального мира является какая-то цепь событий или много людей, то это может быть обида на весь мир. Получается, что от вектора нашего воображения зависит наша реакция на то или иное событие. Значит, чтобы меньше обижаться, нужно научить себя не моделировать будущее и поведение ближних с точки зрения мечтательности. Вот почему все святые говорили о необходимости следовать воле Божией: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!»

 Нельзя заставлять других людей быть такими, какими мы хотели бы их видеть. Господь дал нам всем свободу выбора. Такая же попытка самовольно изменить других – это своего рода насилие: когда мы начинаем желать, чтобы человек был именно таким, каким нам хочется. Мы грешим, когда заставляем другого сначала мягко, а потом жестко, жить по нашему сценарию. К слову, немало существует жен, которые, особенно по молодости, всеми силами стараются переделать мужа.  Естественно, что другой человек будет этому сопротивляться. Возникает конфликт и как следствие – обида. Чтобы не стать рабом иллюзий, нужно прежде смотреть на то, что происходит в реальности: каков человек на самом деле и как себя ведет, к чему стремится, – тогда не придется мечтательно надеяться, что кто-то, например, супруг,  станет совсем другим, и тогда семейная жизнь наладится. Только Бог может изменить сердце человека. Хочешь изменить другого – измени себя, с Божией помощью. Тогда, избавившись от ненужных фантазий, мы избежим разочарований и обид – это и означает жить в реальности, иметь адекватную картину мира, что невозможно без молитвы и стяжания смирения.

 Даже близким людям порой весьма сложно не моделировать в своем воображении поведение другого, бывает, что это происходит полуосознанно, автоматически, ведь на этом строится все наше взаимодействие в миру. Если же человек будет больше предавать в руки Божии себя и окружающих, то не останется желания настаивать на том, чтобы другие вели себя так, как ему хочется. Воображение человеку нужно не для того, чтобы заставлять людей соответствовать нашим ожиданиям, но чтобы ставить самому себе правильные цели и быть способным как можно лучше служить Богу и ближним.

 Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.