Газета "Вестник" № 45 - 2016 г.

Каковы мысли в душе человека, таков и он…

Недавно я побывал на семинаре одного известного психолога, специалиста по когнитивной психотерапии. Когнитивная психотерапия – это распространённая во всем мире форма психотерапии, основанная на предположении, что причины психологических проблем и нервно-психических расстройств человека кроются в ошибках мышления, которые необходимо исправить. Как здесь не вспомнить библейское изречение: «Каковы мысли в душе человека, таков и он» (Притчи 23:7). Святые отцы также большое внимание уделяли наблюдению за своими помыслами или трезвению. Ибо душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Кстати, согласно психологии, именно наши мысли рождают в нас те или иные чувства.

Прежде чем рассказать об основах когнитивной психотерапии, которая, на мой взгляд, вполне приемлема и для православных, чтобы лучше познавать себя и более глубоко готовиться к исповеди, хотелось бы поделиться впечатлениями о самом семинаре. Большинство присутствовавших там не имело психологического образования. Это были обыкновенные люди «с улицы», которые захотели научиться лучше понимать себя. Действительно, отличительная черта этого метода в том, что он очень технологичен, а значит, освоив его, человек сможет сам себе оказывать психологическую помощь. Там используются даже психологические формулы, универсальные, практически, для всех людей, что похоже на «психологическую» физику. Берешь определенный психологический параметр, вставляешь в эту формулу и уже знаешь, какой будет результат на выходе, выражающийся в той или иной эмоции или переживании. Основную формулу приведу чуть ниже, а пока поделюсь своими впечатлениями о ведущем.  

Больше всего мне понравилось в нем не столько логичность его мышления, умение четко выражать свою мысль и аргументировать ее, сколько его терпение, выдержка и доброжелательное отношение к людям. Представьте такую ситуацию: он объясняет тот или иной параметр психологической формулы и то, как это связано с нашей жизнью, а девушка, похоже, впервые пришедшая на подобный семинар, об одном и том же спрашивает его много-много раз. Хотя он объяснял это буквально только что и довольно понятно, на примерах. И таких, как она, было еще несколько человек в зале. Временами они пытались перебивать его вопросами или замечаниями, забегая вперед по теме, на что он с улыбкой отвечал им, что именно этим сейчас и занимается. Такая невнимательность никоим образом его не раздражала и не выводила из себя. Он так же терпеливо, спокойно, а, самое главное, с уважением продолжал объяснять вопрошающим одно и то же по многу раз, пока всем не становилось понятно. И это несмотря на то, что кто-то вопрошал его даже с претензиями.

В тот момент ко мне пришла мысль, что если бы мы так умели терпеливо, искренне относиться друг к другу, то, возможно, и конфликтов бы у нас не было. Не зря Священное Писание учит нас: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21:19). И святые отцы также призывали стяжать эту добродетель. Например, святой Паисий Святогорец сказал: «Если человек терпит, то все встает на свои места». А старец Иосиф Исихаст говорил так: «Во всех искушениях и скорбях требуется терпение, и оно – победа над ними».

Причем терпение этого психолога было не показным, внешним, а благожелательным и искренним. К слову, когда в конце мероприятия его попросили написать пожелание в виде автографа на своей книге, там были такие слова: «С пожеланием мудрости и душевного равновесия». Стоит отметить: обычно человек желает другому то, что для него самого значимо, и к чему он стремится.

 

Что такое эмоции

и как ими управлять

Эмоции – это реакция на то или иное событие, то есть, в конечном счете, на информацию. Существует следующая схема: мозг, получив эту информацию, решает, насколько она опасна или безопасна. Далее, оценив степень ее опасности, мозг пытается мгновенно выбрать между решением двух задач, что делать: бежать или сражаться. Либо убегать, либо сражаться – это активные действия, на которые необходимы ресурсы, чтобы активировать тело. Парадокс в том, что человек зачастую таким образом реагирует на мнимую опасность, например: чей-то безобидный косой взгляд или сказанное слово. А мнительные люди в своем воображении могут и вообще дорисовать любую опасную картинку. Мысленно ситуация просчитывается моментально, в виде полуосознанного образа без деталей, –  это происходит на уровне мгновенной информации, понятной мозгу, и даже если «опасность» человек допридумывал сам, то организм все равно сразу же реагирует, как на реальную угрозу.

Первая реакция – это активация ресурса, те самые эмоции. По сути, все это происходит на уровне инстинктов и рефлексов, минуя рассудочную часть мозга, разум.  Соответственно, если говорить об управлении эмоциями, то для этого необходимо задействовать разум. То есть в ответ на первую информацию, когда рептильный, древний мозг будет инстинктивно решать задачу выживания, мы можем своей разумной составляющей мозга увидеть: никакой реальной опасности нет. Именно так и бывает в огромном количестве случаев из повседневной жизни.

Людям, которые реагируют крайне эмоционально, потому и сложно управлять своими эмоциями,  что у них одна, «животная», часть мозга на эту опасность реагирует, а вторая – разумная – не в состоянии это сбалансировать. Мозг воображаемые, придуманные самим человеком картинки воспринимает как настоящую реальность и действует соответственно. Рассмотрим простой пример – страх публичных выступлений. Человека начинает колотить нервная дрожь, эмоции переполняют и прочее, а  надо просто проанализировать спокойно: чем опасна сцена? Там вообще никакой опасности нет: человек так бурно реагирует на выдуманную опасность, которую даже не осознает. Причем выступление на сцене не связано с выживанием, это не вопрос жизни и смерти, а неосознаваемое рефлекторное реагирование. Когда человек осознает, что угрозы нет, то ему легко управлять своими эмоциями. Для тренировки можно посмотреть разные бытовые ситуации, которые вызывают негативные эмоции, и увидеть: в основе негативных эмоций оказывается страх, реакция на угрозу, в основе которой лежит решение: бежать или сражаться. Для мозга это – задача на выживание. И эмоции – это способ выживать. В общем, все в принципе сводится к вопросу личной безопасности. А кто наш истинный Защитник? Конечно, Господь! Доверие Богу и искренняя молитва к Нему помогает человеку жить осознанно и спокойно, контролируя инстинктивные проявления своего «ветхого» человека.

Стоит иметь в виду, что эмоциональный человек тратит много сил на свои переживания. Может доходить до абсурда: человек настолько привыкает к перерасходующему силы режиму, что ему уже кажется, что меньшее количество эмоций равносильно чему-то ненормальному. Человек, привыкший к яркому проявлению эмоций, приучил себя к этому режиму. Но это режим перерасхода, абсолютно не нормальный и вредный как для здоровья, так и даже для реального спасения, ибо в экстремальной ситуации необходимо сохранять хладнокровие. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Притчи 17, 27).

 

Три условия страдания

Теперь давайте рассмотрим, как, страдая, не страдать. Существуют три условия страдания: «сверхзначимость», «ужасные последствия», «обобщение».

Первое условие – это сверхзначимость. Это когда мы придаем происходящему избыточное значение. Допустим, жена хочет, чтобы муж относился к ней более чутко и внимательно. При этом женщина говорит себе, что это настолько важно, что без этого отношения не могут продолжаться, и важнее этого нет ничего в жизни. А если внимания со стороны мужа нет, то, по ее мнению, это просто ужасно – личная катастрофа. Такое бывает оттого, что человек в своем сердце не ставит Бога на первое место, осознавая, что Бог любит нас всегда, – тогда человеку легче переносить черствость и равнодушие близких. Более того, когда человек не считает, что близкие должны вести себя определенным образом, у него нет осуждения в случаях неоправданных ожиданий.

Возвращаемся далее к схеме страдания: переходим ко второму компоненту – «ужасные последствия». Женщина начинает запугивать себя, говоря: «Если он не будет любить меня так, как мне хочется, то хуже ничего и быть не может. И это так плохо, что я этого не перенесу». В общем, так или иначе, человек унижает и пугает себя. Также здесь происходит непонимание того, что такое истинная любовь, и что никого нельзя «переделывать» под себя.

Третий компонент, на котором зиждется страдание, – обобщение. Это когда в своих многочасовых разговорах с самим собой человек применяет такие слова, как «всегда», «никогда», «все», «никто». Например: «меня никто не любит», «у меня никогда ничего не получится» или, в нашем случае, «я никому не нужна». То есть человек обобщает всё до вселенских масштабов и ввергает себя в уныние и одиночество.

Так, применение человеком этих трех компонентов рождает страдание. Важно помнить, что без нашего участия страдание невозможно. В сущности, именно человек сам себе и создает свое «мнимое» страдание. Как сказал преп. Амвросий Оптинский: «Кто от каких скорбей изнывает, а мы с тобой несем скорби собственного сочинения».

Все вышесказанное можно выразить психологической формулой: А + В = С, где «А» – активирующее событие, коим может стать любая жизненная ситуация: развод, увольнение, болезнь. «В» означает  убеждение, исходное положение, принципы, аксиомы, на основании которых человек оценивает случившееся. Проще говоря, «В» – это внутренний диалог, личная философия. «С» означает последствия, т.е. те эмоции и переживания, которые человек испытывает. Как правило, человек испытывает страдание, страх и т.д., когда во внутреннем диалоге появляются Иррациональные убеждения (ИУ). Не вдаваясь в тонкости когнитивной терапии, отмечу: существует четыре группы ИУ:

Долженствование (предъявление завышенных требований к себе, окружающим и миру).

Например, человек считает, что ему все должны. И вот приходит такой индивид впервые в храм. Он считает, что там все должны быть как минимум святыми и праведными. И вдруг в храме какая-то бабушка возвращает его с небес на землю своим замечанием, сделанным в резкой форме. Бывает очень больно, когда рушатся иллюзии, созданные должествованиями, – человек вообще может больше не зайти в храм…

Обесценивание (кого-то или чего-то).

Низкая терпимость к не исполнению ожидаемого: «я не смогу этого перенести».

Катастрофизация: «мир рухнет, если что-то не произойдет».

Суть метода когнитивной терапии в том, чтобы ИУ заменить на рациональные убеждения (РУ).

Кстати, святые отцы учили не отождествлять себя со своими мыслями, ибо они могут посылаться лукавым.

Итак, для обретения душевного баланса необходимо:

Долженствование заменить на Предпочтение, вместо требования. То есть это Выбор, поиск альтернативы.

Обесценивание заменить на Принятие.

«Я не смогу этого перенести» заменить на Адекватный взгляд на мир, то есть: «да, будет трудно, но я справлюсь, с Божией помощью, несмотря ни на что». «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Такая адекватность возможна у человека только при наличии ответственности за себя и свою жизнь и стремления следовать заповедям Божиим.

Катастрофизацию заменить на, по сути, философское отношение к жизни. Как говорил Екклезиаст, «и это пройдет». То есть бывают вещи и похуже, ничто не катастрофа. Опять же, это близко к смирению. Как говорят православные, необходимо со всем смирением предаться воле Божией. Преподобный Никон Оптинский писал: «В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей».

Таким образом, мы видим: все секреты счастливой, полноценной жизни давно уже заложены в православном вероучении. А всевозможные научные и психологические методы лишь очередной раз подтверждают это.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.