Газета "Вестник" № 47 - 2016 г.

ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ

С древних времён человечество в своих религиозных обрядах использовало символизм «священной воды», «священного источника» и «священной реки». При этом разные религии по-разному используют водную символику, она по-разному в них интерпретируется, у неё разное происхождение, предназначение и приписываемые ей свойства. Поговорить о воде в таком контексте согласился физик-инженер, религиовед (выпускник ПСТГУ), пономарь Воскресенского кафедрального собора г. Твери, преподаватель «Основного богословия» воскресной школы для взрослых Олег Штейнер.

– Олег Анатольевич, первый вопрос как физику по образованию. Расскажите о псевдонаучном понимании воды в фильме Эмото Масару, где говорится, что у воды есть «память».

– В 2002 году по телевидению был показан фильм «Вода», оказавший сильнейшее воздействие на людей, в том числе и на православных. Именно этот фильм девальвирует полностью религиозные различия. Он говорит о том, что все равно, какая религия будет молиться над водой, – результат будет одинаков. По-моему, это фильм-провокация, ложь.

– Согласно этому фильму, плохие слова (как и музыка) портят структуру воды, а хорошие, напротив, ее гармонизируют, что выявлялось по мгновенному замораживанию воды и рассмотрению формы кристалликов в микроскоп.

– Ложь заключается уже в том, что есть такое понятие, как «структура» воды. Короткоживущие структуры, так называемые кластеры, которые возникают в воде, присутствуют в любой воде. Повторюсь, эти кластеры живут очень короткое время, при перемешивании воды они полностью разрушаются, а при 30 градусах воды они вообще не могут образовываться. Ложь в том, что если наговорить на воду разных слов, – она будет сохранять эту структуру много лет. А если влить эту воду в бассейн, то якобы весь бассейн будет «думать» так же, как та вода, которую в него влили. Нет, не будет. Самое ужасное, что люди, снимавшие фильм, занимались подтасовкой кристаллов замороженной воды: брали некрасивые кристаллы и приписывали их форму плохим словам, а про красивые и сказали, что над ними Моцарта играли или молитву читали. С научной точки зрения, это не кривизна эксперимента, а нечистоплотное, целенаправленное введение людей в заблуждение.

– У людей может возникнуть вопрос: почему вода так используется в Православии? Есть чин водоосвящения – кто-то может спросить: вода же меняется, она становится не такая, как из водопровода?

– Святая вода, с точки зрения физики, остается водой, в ней не становится больше каких-либо кристаллов, никоим образом не меняется ее химическая формула: она как была Н2О, так и останется. В ней не выпадают соли тяжелых металлов – если они там были растворены, то так и есть. Не меняется РН: если вода была жесткой, то такой же и останется – все равно, какая вода. Но  когда на водоосвящении православная молитва читается над водой, то она приобретает ту нетварную Божию энергию, которую никакими приборами зафиксировать нельзя. И эта нетварная Божественная энергия сообщает воде ту благодать, которую она несет тем людям, кто с верой эту воду употребляет.

Никакую информацию вода не приобретает в этом случае. Тот предмет, который освящается: икона ли, крест ли, или вода – они приобретают Божественную благодать, которая неразлучно, всегда с ними находится.

В Крещении Иоанновом люди входили в воды Иордана ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что омытие водою свидетельствовало об оставлении человеком прежней греховной жизни. Но затем к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью, чтобы водную стихию вновь сделать стихией жизни.

– Однако вернемся к теме водного символизма в разных религиях.

– Стоит отметить, что исследования этой темы в настоящее время проработаны слабо. Наиболее значимый исследователь здесь – румынский историк религий Мирча Элиаде. И то, его взгляды нужно корректировать в свете православного вероучения. Например, в своей работе «Священное и мирское», он так говорит о религиозном символизме воды: «Воды символизируют универсальную совокупность потенциально возможного; хранилище всех возможностей существования; они предшествуют всякой форме и составляют основу всякого создания… Погружение в воду символизирует возврат к доформенному, в однообразный мир предсуществования. Всплытие повторяет космогонический акт проявления формы; погружение, напротив, равноценно разложению форм. Именно поэтому символизм Вод предполагает в равной степени, как смерть так и возрождение… В каких бы религиозных системах мы ни сталкивались с Водами, они везде сохраняют одну и ту же функцию: разложения и разрушения форм, «смывания грехов». Они предстают одновременно как очищающие и регенерирующие силы…»

Здесь мы можем отметить несомненную приверженность автора к поиску сходных черт в символизме водных стихий, среди которых он выделяет: предшествие сотворению и поглощение сотворённого, разрушение формы, «смывание грехов», «новое рождение», умножение жизненного потенциала.

Практически с самых первых строк водный символизм появляется в тексте Ветхого Завета. Великое множество толкований «Шестоднева» показывает, что этот вопрос весьма сложен и требует тщательного исследования. А поскольку таковое толкование дней творения не относится к сфере догматической (сотворение мира из ничего под сомнение не ставится), то вполне уместно будет рассмотреть вопрос первых дней творения в аллегорическом ключе, стараясь связать библейское повествование с современными положениями физики и космологии.

Вполне вероятно, что когда Моисей созерцал величественную картину возникновения мира, то потом описывал это обыкновенным языком, понятным для современников. Не мог же он употребить в своём повествовании современных нам научных терминов. Вещи и явления ему непостижимые он постарался описать языком образов, доступных для осмысления простому и неучёному человеку. 

Поскольку среди христианских богословов нет разночтений по поводу того, что представляют собой небо (мир духовный, мир ангельский, мир духовных сущностей) и земля (мир материальный) первого дня творения, то у нас имеется возможность несколько по-иному взглянуть на землю и воду, описанные в первом дне. Согласно вполне успешно разрабатываемой учёными гипотезе так называемого «Большого взрыва», в истории существования вселенной были так называемые «тёмные века» – время, когда не существовал даже свет как электромагнитное излучение, у него ещё не было возможности появиться. И вот, описывая эту первичную «безвидную и пустую» субстанцию, Моисей говорит, что «Дух Божий носился над водою». Согласно современной космологической теории, для того, чтобы в первичном состоянии материи (очень условно назовём это материей, хотя в строго физическом смысле это ещё не было материей) начались процессы образования элементарных частиц, необходимо было, чтобы возникли пространственно-распределённые неоднородности. Проще говоря, для начала образования элементарных частиц нужно, чтобы внутри этой податливой, мягкой и бесформенной, как вода, вселенной пробежала волна. И вот – «Дух Божий носился над водою». Далее Моисей повествует о создании света, что вполне вписывается в логику гипотезы «Большого взрыва» – начали образовываться элементарные частицы и как следствие – электромагнитное излучение, свет.

Во втором же дне творения из той самой податливой, как вода, первоматерии Бог формирует то, что, собственно, уже можно «пощупать»: говоря современным научным языком, материальные космические объекты, в том числе нашу планету.

Таким образом, есть возможность связать библейское повествование о творении мира с современной гипотезой образования вселенной и выявить некий новый символизм воды, о которой говорится в первых стихах Священного Писания, представив его как некую изначальную бесформенность проматерии. Как мы уже отмечали, в начале творения Господь создаёт мир, уподобляя материю воде, наполняет её Своей животворной силой. Но грехопадение человека сделало воду источником смерти – в водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами. Потому-то Крещение и есть образ умирания в водах Потопа и возрождения к новой жизни во Христе.

– Каковы наиболее характерные отличия в почитании «святых источников» и «святых рек» в христианской традиции и других религиях?

– Несмотря на то, что многие внешние атрибуты почитания воды совпадают и похожи, православное понимание наполнено иным содержанием. И здесь феномен «священной реки» Иордан несёт на себе несколько смысловых интерпретаций одновременно. До прихода Господа к Иоанну Крестителю – это просто символическое действо, мало чем отличающееся от народной традиции индуистов погружения в Ганг раз в 12 лет для смывания грехов, с последующим возвращением таких паломников к прежнему укладу жизни. Однако даже Крещение Иоанново в корне отличается от индуистской версии «очищения от грехов». Омытие в водах реки Иордан служило лишь знаком, символом того, что человек исповедовал свои грехи и не желает возврата к ним, свидетельством уже произошедшего покаяния человека. После принятия Господом Иисусом Христом Крещения Иоаннова, с Его вхождением в воду, с сошествием Святого Духа на воды Иордана в корне меняется и статус самой реки Иордан, которая становится уже христианским религиозным феноменом – «священной рекой».

Феномен «священной реки» в христианстве «перерастает» определённое географическое местоположение, временно-пространственное бытие и становится двумерным. Эта двумерная природа христианского феномена «священной реки» проявляется в том, что простая вода, являясь и ритуально-мистическим символом в молитвах, и веществом в священнодействиях, существует уже и в этом, материальном, и в том – небесно-духовном мире: «...по верованию Церкви агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное…»

Но то, что описано и разъяснено с точки зрения богословия, не всегда совпадает с тем, как дела обстоят на практике, в нашей реальной приходской жизни.

Как правило, святыми именуются те водные источники, которые объединяет одно общее качество – все имеют непосредственное отношение к чудесным явлениям, произошедшим в этих местах по воле Божией, молитвами Богородицы и святых.

У многих оборудованных для поклонения святых источников располагаются информационные стенды, где написано, что купание в святом источнике или в крещенской проруби не предполагает освобождения или очищения человека от грехов. Что предпринимаемый человеком подвиг вхождения в воду источника должен совершаться с благоговением по отношению к святыне, с верой, что чудо исцеления или иной Божественной помощи происходит лишь по вере человека и всецело лежит в руке Божией.

Но зачастую мы наблюдаем отношение к купанию в святых источниках и в крещенской купели, во многом напоминающее отношение к такому купанию у язычников. Если человек, погружаясь в  крещенскую купель, полагает, что чудо должно произойти с ним вне зависимости от его веры, само собой, автоматически, то он поступает в точности, как язычник. Если при посещении святого места он бросает в воду монеты, то этим свидетельствует о язычестве своей веры: он, как и язычники, производит жертвоприношение или «кормление» духов места. Если человек считает, что, погружаясь в воду, он «подключается» к неким мифическим космическим субстанциям, то в этот момент он совершает чисто магический ритуал язычника... 

В этом случае имеется большое поле для пастырской деятельности по формированию должного отношения православных к такому явлению, как святые источники и святые реки.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.