Газета "Вестник" № 52 - 2016 г.

ЧЕЛОВЕК ПО СВОЕМУ ЕСТЕСТВУ – ТВОРЕЦ

Каждый человек по своей природе – творец. Способность творить – неотъемлемое свойство каждого из нас, которое дается Господом. К слову, один из признаков образа Божия в нас – способность к творчеству. Это тот евангельский талант, который нельзя закапывать в землю, но следует  приумножать.

В этом смысле творчество есть восхождение к Богу. Всё в этом мире может стать ступенью к Небу, способом приблизиться к вечности. В какой-то степени в творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Неудивительно, что творчество имеет целебную силу и является эффективным инструментом психологической помощи.

В наше непростое время  многим пенсионерам, малоимущим или просто душевно-сломленным людям особенно сложно. Именно для таких «ослабленных» людей более 30 лет назад врач-психиатр, психотерапевт Марк Бурно создал сугубо отечественный метод «Терапия творческим самовыражением». Этот метод показан людям, тягостно переживающим чувство своей неполноценности.  По-научному это называется дефензивность (с лат. – «защищаю», «обороняю») и  выражается такими свойствами, как застенчивость, робость, тревожность, мнительность, неуверенность и малодушие. Это противоположность агрессивности. Причем люди, именно по своей природе, а не по воспитанию, бывают агрессивными или дефензивными. Последние стремятся в тень жизни, туда, где меньше ответственности, и в этой тени мучаются от чувства неполноценности. Поэтому у таких людей часто бывает депрессия, ощущение «каши» в душе, с переживанием неопределенности, жизнь для них теряет смысл. Это становится причиной алкоголизма и наркомании. По словам Марка Бурно, в данной ситуации пациент просит вернуть ему самого себя.

И здесь хорошо помогает творчество. Когда человек начинает творить, в душе возникает свет, это то, что называют творческим вдохновением. Это светлая содержательная встреча с самим собой. Человек начинает сознавать: что ему близко и важно, что он на самом деле любит. В творческом вдохновении обретаются любовь и смысл, и как следствие доброжелательное отношение к людям.

Если человек естественно входит в творческий стиль жизни – это серьезная душевная помощь. Тем более что терапия творчеством проникнута ароматом родной природы и культуры. То есть происходит целительное, созидательное, благотворное оживление души творческим вдохновением. Причем, что важно, это общественно полезное творчество. Этот русский метод психологической помощи включает  в себя, помимо написания рассказов, стихов, рисунков, фотографий, творческое изучение отечественной культуры и истории. Все это делается для того, чтобы пациент, обратившись к нашему культурному коду, наследию, мог познать свою природу, «силу своей слабости».

По словам Марка Бурно, этот метод родился сначала как средство помощи ему самому. Этот врач сам от природы был дефензивным человеком, отчего, по его словам, ему было плохо и в школе, и в институте. Его одолевали робость и сомнения, несмотря на то, что он рос в семье психиатров. С годами он понял, что «дефензивный человек имеет свою особенную силу и богатство. Ему нужно помочь понять, что он не обломок человека, а существо в своей особенности совершенное, имеющее то, чего нет у других.

Сила слабости состоит в том, что именно люди, которых принято называть «слабыми», то есть не воинами, не практиками жизни, есть люди, способные видеть то, что не замечают другие, способны чувствовать это своей часто обострённой нравственностью. Такими были, например, дефензивные: Чехов, психиатр Корсаков, физиолог Павлов, писатель Андрей Платонов. А сколько подобных им по характеру учителей, врачей... Что они – слабые? Это сила слабости. Разве это просто слабость застенчивого человека, когда не собьёшь его с его нравственного чутья и поступка?»

По мнению Марка Бурно, «творчество страдающего человека, будь то рисунки, стихи, рассказы, всё что угодно творческое, непременно обладает высокой ценностью своего содержания, особенно — ценностью нравственного переживания. Люди, склонные к дефензивным страданиям, очень часто предрасположены именно к нравственным переживаниям. Пусть не великим, но ценным, важным для людей. Не стесняйтесь творить – для людей и чтобы своей душе помочь».

Почему так важно, особенно, подросткам и молодым людям, благодаря терапии творческим самовыражением найти «силу в своей слабости», чтобы человек понял и принял себя? Психиатр Бурно рассказывал случай из своей жизни. С ним в одном классе учился хрупкий, неловкий юноша с незаурядными математическими способностями. Его работы печатали в сборниках работ известных математиков, когда он учился в десятом классе, но для него это не было важно. Возможно, он не осознавал силу своего математического таланта. Его мучило, как он неловок в физкультурном зале: костлявый, никаких мускулов… Он хотел быть, как все: сильным мускулистым мужчиной, воином. Тренировал себя, занимавшись альпинизмом, чтобы преодолеть свою слабость, - и… погиб, сорвался в пропасть. А если бы ценил свою «математическую слабость», то, возможно, стал бы великим ученым и принес большую пользу нашей стране.

Почему так важно об этом говорить? Дело в том, что сейчас по суицидам (самоубийствам) Россия занимает девятое место в Европе. Причем довольно высок уровень именно подростковых суицидов.

Не всем удается в течение жизни не испытывать чувство собственной неполноценности или нерешительность, или стеснительность, страхи, тревожность и так далее. В определенной степени это свойственно многим людям. Кто-то внутренне легко справляется с подобными душевными трудностями, а кого-то они могут привести даже  к серьезным патологическим расстройствам. Нередко в поисках средств самопомощи в таких случаях человек прибегает к алкоголю, курению, лекарственным средствам без назначения врача. И это часто наносит большой вред ищущему исцеления организму.

В «терапии духовной культурой» помощь человеку оказывается через творческое вдохновение, снимающее напряженность ощущением-осознанием своих душевных богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода называется «эмоционально-стрессовым», то есть являющимся защитно-приспособительным подъемом жизненных сил, вызванным целебно-мягкими эмоциональными воздействиями.

Считается, что каждому было бы полезно приобрести стойкий душевный подъем, так называемый «насладительный стресс жизни». Как сказал мудрый Соломон: «Веселое сердце благотворно, как врачевство…» Термин «стресс» подчеркивает здесь влияние эмоционального напряжения на весь организм, в результате которого в кровь вбрасываются «лекарства организма», внутренний «эликсир жизни». Без вмешательства специалиста это бывает, например, когда человек влюбленностью исцеляется от болезни или обреченный на смерть больной не умирает, пока в состоянии эмоциональной увлеченности не закончит написание книги. Одним словом,  мощный душевный подъем, охваченность идеалами намного усиливает сопротивляемость организма в отношении физических болезней.

По мнению одного известного психотерапевта, если человек совершает что-то по-своему творчески и во имя добра и любви в широком смысле слова, – тем паче для Христа (по слову апостола: «Всё делайте в славу Божию»), – то оживляется его душевно-духовная индивидуальность, рассеивается мрак гнетущей тревожности и внутренней депрессивной неопределенности. Этому всегда сопутствуют творческое вдохновение, душевный подъем, доброжелательное отношение к себе и окружающим, с поиском хорошего вокруг, а также обретение смысла жизни, с ответами на вопросы: во имя чего я живу? Зачем я? куда иду? и т.д.

Согласно методу исцеления через творческое самовыражение, выходит, что перед человеком, имеющим внутренние проблемы вроде тех, что указаны в начале статьи, стоит задача: воспитать в себе такой целебно-творческий стиль жизни, который позволит постоянно пребывать в более или менее выраженном состоянии творческого вдохновения.

Терапия творческим самовыражением под руководством специалиста имеет два этапа, хорошо согласующихся с христианским мировоззрением. Первый: самопознание, изучение своего характера и познание других человеческих характеров и нарушений настроения. Второй: продолжение познание себя и других в творческом самовыражении, с осознанием своей общественной полезности и возникновением на этой почве устойчивого светлого, позитивного мироощущения.

Индивидуальный, а значит, всегда новый, оригинальный, свежий взгляд на мир, самобытное отношение ко всему окружающему – вот существо творчества в целом, к которому в поисках душевной гармонии приходит человек.

Например, когда он фотографирует, то, по сути, везде ищет себя и то, что поистине созвучно ему, его душе. Марк Бурно пишет: «Фотографическое творчество начинается там, где выражаешь себя, свое отношение к людям, вещам, природе… Смягчение душевной напряженности, успокоение светлым возвращением к себе самому приходит нередко уже во время съемки, когда ищешь с фотоаппаратом созвучное себе и, например, придумываешь и записываешь в книжку название будущего снимка… Успокоение, просветление наступает и при рассматривании своих слайдов или снимков в альбоме.

Творческая фотография – это вдохновенное творчество выбора (без пера, без кисти). Когда снимаешь с лечебной целью, важно прежде всего предаться своему вдохновению от созвучия с тем, что снимаешь, и «писать» это вдохновение на пленку, как поэт пишет стихотворение, а композитор – музыку. Есть еще у фотографии особенное свойство, которого нет у других видов творчества. Смотришь на старую фотографию и понимаешь: ведь все это действительно так точно и было! И эта трава с этими цветками росли в прошлом веке, и такие платья носили женщины. В такие игрушки играли дети. Фотоаппарат не способен выдумывать, в отличие от карандаша и кисти. Он только выбирает, высвечивает». 

В терапию творческим самовыражением входит еще и творческое общение с природой. Не удивительно, что некоторые, даже здоровые люди: врачи, психологи, педагоги – в процессе терапии творческим самовыражением впервые в жизни переживают светлое религиозное чувство. Этим методом уже стали интересоваться священники, катехизаторы, православные психотерапевты, поскольку он на практике помогает проникнуться религиозным переживанием.

Нередко люди в процессе такого рода терапии приходят к Богу, творчески обнаруживая одухотворенность в повседневном, например, в скромном полевом цветке или маленькой неприметной птичке. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Римлянам 1:19–20).

Этот терапевтический метод хорошо помогает человеку быть настолько творческим, добрым, вдохновенным, насколько он может стать, изучая природу и культуру в себе и вокруг себя.

В заключение хотелось бы отметить, что если терапия творческим самовыражением будет базироваться  на православном вероучении, изучении Священного Писания и трудов святых отцов, то целительная сила творчества будет неизмеримо больше. Ибо Сам Господь, через апостола Павла призывающий носить сильным немощи слабых, будет помогать страждущим сделать их слабость силой во Христе.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.