Газета "Вестник" № 4 - 2017 г.

НАСЛЕДИЕ СУВОРОВА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

В прошлом году вышла в свет военно-патриотическая книга известного путешественника и священника Федора Конюхова о выдающемся полководце Александре Васильевиче Суворове. Прославление трудов и побед величайшего полководца, не знавшего поражений и отступлений, вдохновило отца Федора на написание этой книги. И это вполне понятно. Жизнь и подвиги Александра Суворова – лучший пример для подражания юным потомкам. Стоит отметить, что эта книга, написанная хорошим русским образным языком, предназначена, прежде всего, для детей и подростков. Кстати, в предисловии отец Федор написал: «Подрастающему поколению, с Верой и Правдой, будущим защитникам Отечества – Посвящаю!» Также в  книге, помимо военных подвигов нашего великого полководца,  приводятся его наиболее известные афоризмы.

Книга Фёдора Конюхова «Александр Васильевич Суворов» издана для передачи в молодёжные военно-патриотические организации и клубы, дошкольные и школьные учреждения страны для патриотического воспитания подрастающего поколения и популяризации суворовских училищ.

Отрадно, когда выходят подобные книги, жаль только, что это случается крайне редко... Недавно, можно сказать, совершенно случайно, я узнал, что член Союза литераторов России, автор бестселлера «Руководство по Суворову» Вячеслав Летуновский еще два года назад специально для подростков написал книгу о Суворове, но до сих пор его рукопись пылится в столе. И все из-за того, что возникли сложности с иллюстрированием этого учебного пособия. Очень бы хотелось, чтобы нашелся художник-иллюстратор, который помог бы решить эту проблему, и эта нужная и полезная книга наконец-то была бы издана. Ведь жизнь Александра Суворова – достойный пример для подражания во всех отношениях, что особенно важно для лиц подросткового возраста.

 

Более десяти лет кандидат психологических наук Вячеслав Летуновский занимается приобщением молодого поколения и взрослых к величайшему наследию А. В. Суворова. Сегодня Вячеслав Владимирович любезно согласился рассказать об этом более подробно.

– Вячеслав Владимирович, недавно  для взрослых вы стали проводить военно-деловую игру, в ходе которой учите делать субъектный анализ по Суворову («ГЛАЗОМЕР») и составлять сценарий достижения победы. Расскажите об этом начинании, ведь данную игру вполне можно проводить и с подростками.

– Размышления о том, как Суворов вел бы сражение с войсками Наполеона, если бы они встретились, возникают не только у меня, но и у многих исследователей того времени. Мы знаем, что Суворов и Наполеон были современниками, и даже чисто гипотетически возможность их встречи на поле боя была. Наполеон завоевал Италию для Франции, въехал в Египет. И пока он там находился, Суворов отвоевал Италию у Франции для Австрии. То есть был период времени, когда они на самом деле могли встретиться. И поскольку оба они были выдающимися людьми и полководцами, то возникает закономерный вопрос: что бы получилось, если бы они встретились на поле боя? Были попытки моделирования этаких гипотетических сражений, я и сам об этом писал в своей последней книге. Но в данном случае я решил сражение Суворова с Наполеоном использовать как тренинг для развития навыков оценки ситуации с помощью знаменитого суворовского «глазомера», умения разработать стратегию, сценарий будущих действий и сценарий победы. Наиболее удобный для этого формат, как оказалось, – моделирование ситуации сражения при Бородино. Есть достаточно много хороших материалов по этой теме: тщательно описаны русские и французские войска, есть описание личностных характеристик военачальников. Есть много хорошего видеоматериала, есть карта – все необходимое для того, чтобы составить такую, скажем, военно-деловую игру. Если говорить «военным» языком, то это похоже на командно-штабные игры, которые проводятся в армии. Только мы добавляем в них аспект целенаправленного развития навыков суворовского глазомера, которые переносим в тренинге на бизнес-ситуацию. Мы по-суворовски оцениваем ситуацию на рынке, выстраиваем стратегию достижения своих бизнес-целей и так далее. Три таких тренинга я уже провел, результаты были весьма интересными, и это направление я планирую развивать.

– Мы же говорим о детской аудитории, а они любят играть: это заложено в их природе, так как через игру они обучаются, для них это жизнь. Можно ли эту военно-деловую игру адаптировать для подростков?

– Вне всякого сомнения. Единственное условие для этого таково, что дети уже должны обладать навыками мышления наперёд и хотя бы зачаточного анализа ситуации. Все-таки это возраст от 12 лет и выше. Есть, конечно, уникумы, которые и в семь лет могут это делать, как Суворов, но в целом, думаю, это все же больше подходит для подростков. Здесь нужно хорошо считать, формировать картину сражения, а это требует неких основ в развитии мыслительных способностей. Думаю, с подростками это вполне можно и даже нужно делать.

– Эту игру можно даже в рамках урока истории.

– Конечно. Если говорить про исторический аспект, то через подобную игру идет лучшее усвоение конкретного исторического материала: наполеоновские войны, войны суворовского, екатерининского времени – грубо говоря, войны конца XVIII – начала XIX века и весь этот политический период. Это дает лучшее понимание личностных особенностей выдающихся государственных деятелей и полководцев определенного исторического периода. Вопрос о качестве усвоения исторического материала, кстати, непраздный, потому что с людьми 30-летнего возраста, у меня иногда волосы дыбом встают от их исторической безграмотности. А в игре материал усваивается значительно легче, ничего не нужно специально заучивать. Она вызывает интерес. И в конечном итоге, дает более глубокое, фундаментальное историческое знание. И это мы рассматриваем только исторический аспект.

Игра дает и другие, психологические преимущества: это развитие когнитивных функций, способность к оценке ситуации, расширение объема сознания, объема внимания, способность удерживать внимание во временной перспективе, работать с большим количеством информации, как во временной перспективе, так и в горизонтальной, пространственной перспективе. Это еще и эмоциональная компетентность, умение работать с базовым настроем. Одним из важнейших эффектов этой игры является перенастраивание людей с реактивного способа действия на проактивный.

– Поясните для читателей: чем отличаются реактивный и проактивный способы действия?

– Реактивный способ действия – это, грубо говоря, когда я жду, пока что-то произойдет, а потом реагирую на это. Так выстраивал оборону при Бородино Кутузов, хотя, в принципе, русская армия была вполне сопоставимой с силой армии Наполеона. Более того, когда Наполеон разворачивал свои войска 25 августа 1812 года, французы были уязвимы для атаки Кутузова, который мог атаковать, но выбрал реактивный способ действия: жду, когда меня ударят, и тогда отвечаю.

Если речь идет о суворовском способе жизни, мышления, то он проактивный. То есть я всегда продумываю наперед: каким будущее должно быть, каким оно будет, что нужно сделать для того, чтобы достичь своих целей. Отсюда приставка «про», которая всегда имеет смысл устремленности в будущее. Я сам иду вперед и предпринимаю необходимые действия, а не жду случайных событий, чтобы на них среагировать. Если речь идет о военном искусстве, то проактивность означает: «я бью первым всегда и владею инициативой». Только так и никак иначе воевал Суворов.

И когда я провожу военно-деловую игру «Бородино», то на место полководца Кутузова ставлю Суворова, а он, конечно же, не стал бы ждать, пока Наполеон развернется, подготовится и пойдет в атаку. Он стал бы бить Наполеона в самые неудобные для него моменты: либо на марше, когда он разворачивается, либо ночью, когда он не может эффективно использовать свою многочисленную кавалерию, артиллерию, что он блестяще умел делать... Конечно же, Суворов будет атаковать сам. И вот один из самых ярких эффектов этой игры: перенастрой человека с реактивного способа мышления и жизни вообще – на проактивный: сам ставлю цели, сам продумываю, как ее достичь, иду и достигаю.

– Причем в такой военно-исторической игре для подростков можно использовать игрушечных солдатиков. По сути, это интеллектуальная игра в солдатики: есть карта, игрушечные армии – две подростковые команды.

– Конечно, взрослые играли без солдатиков. Я раздавал участникам карты, и они рисовали стратегию удара по Наполеону и Суворову. А для детей, думаю, можно использовать какую-то атрибутику вроде солдатиков, которые будут обозначать то или иное подразделение.

– Более того, этих солдатиков разных армий дети могут сделать своими руками. Это тоже живая история… Скажите, пожалуйста, из своего опыта: как детская аудитория воспринимает личность Суворова и вообще его «Науку побеждать»?

– По-разному. Больше «зажигается» мальчишеская аудитория, из девчонок тоже кто-то реагирует, но в меньшем количестве. Кого-то это действительно глубоко трогает. Года четыре назад, если не больше, я провел корпоративный семинар для детей сотрудников в одной из компаний. И вот недавно до меня дошла обратная связь, что одного из ребят это глубоко впечатлило, сильно «зацепило». Он увлекся Суворовым, стал читать его, стал даже пытаться жить по-суворовски. То есть его жизнь сильно изменилась после того семинара.

Такое бывает, но подобные случаи, к сожалению, единичные. С другой стороны, широкой какой-то практики работы в этом направлении у меня пока не было.

– В Суворовских училищах также проводили такие семинары?

– Я поработал пока только в Тверском Суворовском училище.

– Как «суворовцы» принимали эту программу, наверное, вообще «на ура»?

– Да, с ними, конечно, приятно работать, потому что они «в теме». Кадеты хорошо знают биографию Суворова. Я же постарался открыть те аспекты его биографии, которые для них пока еще были недоступны.

– Скажите, когда вы работали с подростками, все из них знали, кто такой Суворов?

– Александр Васильевич Суворов известен школьникам как личность. Кто такой Суворов знают практически все. Но не все знают, в какое время он жил, чем занимался. Есть те, кто в курсе, что он был полководцем, но даже не все знают, с кем он воевал и против кого.

– А с чем связана такая неосведомленность о Суворове – это недоработка школы?

– К этой проблеме нужно подходить комплексно. Сейчас вступили в зрелую взрослую жизнь дети «перестройки», которые учились в «лихие» 90-е. Не все у нас гладко тогда было с образованием, с мотивацией, с целями и с воспитанием… Да, это определенные огрехи образования и воспитания, связанные, в том числе, и со спецификой того периода в развитии страны. 

– Какой самый интересный вопрос, связанный с Суворовым, от детской аудитории к вам поступил?

–  Когда начинаешь людям рассказывать о такой невероятной эффективности Суворова, что он всегда побеждал, да еще с минимальными потерями, то естественно, они задают вопрос: как ему это удалось, как он это сделал? То есть возникает интерес, мотивация. Это самый распространенный вопрос и самый правильный. Ответы на него уже готовы.

– Скажите, пожалуйста, у вас готова книга «Наука побеждать для детей и взрослых». Сложно ли было написать ее так, чтобы и взрослым было интересно, и дети легко воспринимали эту информацию?

– Когда я писал ее, то ориентировался на подростков. Но поскольку сам материал может быть неожиданен и непривычен, то изначально запрос был написать что-то типа учебного пособия. После каждой главы я написал по нескольку тестовых вопросов для самопроверки, причем достаточно провокационного характера и нестандартного плана. Скажем: «Что бы вы делали на месте Сталина в 1941 году, исходя из суворовского способа действия?» и т.д. Такие вопросы озадачивают и взрослого, то есть эта книга может быть интересна не только детям подросткового возраста.

Продолжение следует.

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.