Газета "Вестник" № 5 - 2017 г.

НАСЛЕДИЕ СУВОРОВА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Продолжение. Начало в №4.

В прошлом году вышла в свет военно-патриотическая книга известного путешественника и священника Федора Конюхова о выдающемся полководце Александре Васильевиче Суворове. Прославление трудов и побед величайшего полководца, не знавшего поражений и отступлений, вдохновило отца Федора на написание этой книги. И это вполне понятно. Жизнь и подвиги Александра Суворова – лучший пример для подражания юным потомкам. Стоит отметить, что эта книга, написанная хорошим русским образным языком, предназначена, прежде всего, для детей и подростков. Кстати, в предисловии отец Федор написал: «Подрастающему поколению, с Верой и Правдой, будущим защитникам Отечества – Посвящаю!» Также в  книге, помимо военных подвигов нашего великого полководца,  приводятся его наиболее известные афоризмы.

Продолжение. Начало в №4.

 

– К слову, это пособие «Наука побеждать для детей и взрослых» было написано мною почти два года назад. Другое дело, что, поскольку я писал ее для подростков, то понимаю, что там должны быть полноценные иллюстрации. Идти простым путем: взять, скажем, готовые иллюстрации, немного их переделать, потом распечатать, как Фёдор Конюхов недавно сделал в своей книге о Суворове, – мне бы не хотелось. На мой взгляд, это как-то слишком просто, поэтому мне все-таки хотелось бы найти художника, который бы вдохновился личностью А. В. Суворова, его подвигами, взглядами, и сделал новые сюжетные рисунки. И здесь я столкнулся с проблемой: не все понимают, чувствуют Суворова, не все «зажигаются» им – с одной стороны. С другой стороны, сделать даже один качественный рисунок стоит больших денег. Сейчас я застопорился именно на стадии иллюстрирования.

– Федор Конюхов написал о Суворове для детей. Скажите, если не брать иллюстрации в его книге, то само ее содержание вам понравилось? Чего, может быть, в этой книге не хватает?

– Понравилось, что книга действительно адаптирована для подростков. Она им понятна, написана просто, как детская книжка, с большим количеством цветных рисунков. Другое дело, что там мало того, что «цепляет» и пробуждает желание менять свою жизнь, чтобы следовать примеру нашего великого полководца. На мой взгляд, все-таки подобная книга должна вдохновлять детей и подростков. Такого я там не почувствовал. Конечно, это мое субъективное мнение, возможно, кто-то увидит в этом некую ревность, но, честно анализируя себя, здесь этого чувства не нахожу. Просто у меня есть с чем сравнивать. Например, есть замечательная книжка Сергея Алексеева, которую очень люблю – «Рассказы о Суворове и русских солдатах», написанная этакими притчами, с хорошими рисунками. Диафильм еще по ней есть советский. Это шикарная книга: читаешь каждый рассказ, и ни один из них не оставляет равнодушным, «цепляет» за живое. Свою книгу я даже иллюстрировал небольшими рассказами из Алексеева, поскольку я все-таки не детский писатель. На мой взгляд, книга Федора Конюхова – это еще одно упрощенное повествование о жизни Суворова. Но чтобы ее содержание глубоко касалось души, лично я этого как-то не очень почувствовал. Хотя еще раз, повторюсь это мое субъективное мнение, в данном случае было бы интересно узнать мнение самих подростков.

– Как вы считаете, в вашей рукописи есть такие моменты, которые по вашему субъективному мнению заинтересуют, «зацепят» подростков? Какие это моменты, могли бы вы сказать?

– Есть вещи, касающиеся знаменитого суворовского глазомера: как оценивать ситуацию и не ошибаться. На основе Суворовского подхода я даю методические аспекты и предлагаю людям их применить на конкретных исторических примерах. Например, война 1812 года, Великая Отечественная война. «Опасности лучше идти навстречу», – так говорил Суворов, оценка ситуации должна быть смелой и активной. Это один из аспектов. Второй аспект, который тоже мне сейчас вспоминается: мне, пожалуй, хорошо удалась глава «Быть русским». То есть Суворов само понятие «русскости» возвел на такую высоту, на которую не удавалось возвести никому ни до него, ни после него. Для него быть русским – призвание, быть русским – значит быть лучшим человеком в мире вообще, с духовной точки зрения. Я подобрал там много таких литературных иллюстраций из разных эпох: начиная со времен Древней Руси – пример Евпатия Коловрата, середины прошлого века, герои Великой Отечественной войны и до сего дня – современные боевые действия и герои нашего времени, – которые раскрывают силу русского духа. Да и много вообще там чего есть. Эта глава тоже мне хорошо удалась. Судя по всему, книга получится сильной.

– Даже бегло ознакомившись с содержанием вашей книги, становится очевидно, что она способствует становлению личности ребенка и подростка. Есть разделы типа: «Поверь в свою мечту», выбор жизненного пути, как состояться в жизни…

– Надеюсь, что в каждой главе будет что-то такое, что сможет глубоко затронуть тех, для кого это актуально. И это тоже «поверь в свою мечту». Описываю, как Суворов поверил в свою мечту, и как он шел к этой мечте через всю свою жизнь. И потом, что интересно: есть слабо изученный момент в жизни Суворова – это его взаимоотношения с отцом. Я его специально раскрываю и усиливаю, поскольку, что греха таить, сейчас детско-родительские отношения зачастую оставляют желать лучшего, то есть извечная проблема «отцов и детей» стала еще более актуальной. А здесь мы видим пример в определенном смысле идеальных отношений сына и отца Суворовых.

– Расскажите об этом подробнее.

– Должен сказать, что отец и сын Суворовы очень любили друг друга оба. И отец очень много сделал для Александра Суворова. Обычно у нас Суворова представляют этаким чистым самородком, который полностью «сделал себя сам». Но нужно понимать, что когда он начал делать себя сам и пошел в Семеновский гвардейский полк, он уже был во многом подготовлен отцом. Его отец очень много для него сделал. Начнем хотя бы с личного примера: отец его вставал так же рано, как Суворов – эту привычку вставать в три часа ночи он взял у отца. Отец был очень деятельным человеком, и Суворов был таким же. Этот способ жизни, распорядок дня он во многом перенял от отца. Отец сам обучил его французскому языку по книжке генерала Вобана, французского инженера, о построении фортификационных сооружений. Таким образом, мало того, что он французский язык изучил, он еще освоил искусство современной ему фортификации, что сильно ему помогло в его полководческой и военно-строительной деятельности. Позже строил оборонительные сооружения на Кубани – блестяще справился с задачей. Это первый момент.

Второй момент – отец у него был ревизором, прокурором, провиантмейстером, в общем, тыловым офицером. Причем абсолютно бескорыстным. Он дослужился до генерал-аншефа, что соответствует званию генерала армии. И этот богатейший опыт передал своему сыну. Невозможно наступать быстро, не обеспечив наступление тылом, провизией, амуницией, боеприпасами. И эти молниеносные суворовские переходы, броски были во многом обеспечены благодаря блестящей тыловой подготовке. Словом, с тылом у Суворова было все хорошо. И это тоже передал ему отец: он отказался от гувернеров и учил его сам: и немецкому языку, и геометрии, и тригонометрии. К поступлению в гвардейские полки были достаточно суровые требования, и отец смог полностью подготовить и выучить Суворова самостоятельно. Понятно, что и сам Суворов как мальчик горел желанием стать успешным военным, но и отец очень много для него сделал.

А. В. Суворов также очень любил отца. Есть в книге Алексеева рассказ, который называется «Шинель», когда его читаю, у меня самого наворачиваются слезы. На самом деле, конечно, не шинель, а плащ, потому что шинели ввели позже, но Алексеев назвал это шинелью. Там описывается такой случай. Суворов всегда носил с собой плащ своего отца, что тоже показательно. Однажды турки напали на обоз и захватили в том числе этот плащ. И суворовские солдаты специально ходили ловить турок – «языков», чтобы узнать, где этот обоз – в общем, так или иначе, добыли для Суворова эту его родительскую шинель. Он их как бы отругал, нельзя ради тряпки жизнью рисковать, а потом отошел и заплакал, – эмоционально этот момент в книге Алексеева воздействует очень сильно... Действительно, отношения Суворова с отцом – своего рода образцовые отношения отца и сына.

– Вера в жизни Суворова – у вас даже глава в книге такая есть. Что бы вы могли сказать об этом для читателей?

– Для многих наших современных людей религиозная вера – сама по себе, а жизнь и бизнес – сами по себе. В семье я один, в бизнесе – другой, в церкви я третий. Это беда нашего времени. Пример Суворова – это пример целостной личности. Он был религиозным, глубоко верующим человеком, то есть он верил в Бога, верил в миссию России, в русского солдата, что он победит, он верил в победу. За любое дело, которое он принимался, он верил, что выполнит его блестяще, и что это дело получится. Суворов был образцом очень глубокой веры. Один из исследователей жизни Суворова так про него и говорил: главная характерная черта Александра Васильевича Суворова – это вера в Бога, простая, крепкая вера, которой был всегда силен русский народ. И эта вера у него была не схоластическая какая-то, отдельная от жизни, а вера, которая пронизывала всю его жизнь. Это образец очень целостной жизненной веры: веры в то, что я делаю. Ничего не делать просто так, а делать так, чтобы получилось. Сделать – для того, чтобы это получилось «хорошо весьма», в глазах Бога прежде всего. Это такая неразрывная связь религиозной веры и онтологической, бытийной, жизненной веры. Это та вера, которой мы должны у Суворова учиться.

–Сейчас модно такое понятие в психологии – «сверхчувствительные люди». Слышал такое мнение, что Суворов тоже был сверхчувствительным человеком. Как вы считаете, так ли это?

– Я рассматриваю эту его чувствительность в более широком плане – в плане эмоциональной компетентности. Суворов действительно обладал повышенной чувствительностью, выше, чем у обычных людей. С этим не поспоришь. Но он умел этой чувствительностью управлять, что не менее важно. Как он говорил: «Я всецело управлял собой, а, следовательно, и людьми». То есть те его эмоциональные порывы, которые он никогда в себе не гасил, полностью управлялись им и были направлены на достижение определенных целей. Если он чудил при дворе, значит, он хотел донести до людей какую-то определенную мысль. Например, когда нельзя было говорить прямо о каких-нибудь ворующих высших сановниках или еще о ком-то. Суворов всегда очень эмоционально реагировал на то, что происходит: например, получив известие о том, что разбит Римский-Корсаков, он заплакал. Если кто-то из его подчиненных добивался успеха, он бурно показывал радость: мог обнять, поцеловать, рюмку водки налить, еще как-то вознаградить – он очень эмоционально всегда реагировал на то, что в его жизни происходит. Но все эти реакции были им управляемы и направляемы на достижение конкретной цели, которую он осознанно ставил. Поэтому тему сверхчувствительности нужно рассматривать в плане более широком, в частности, речь может идти об эмоциональной компетентности, которая включает и тему управления собой.

В заключение приведу небольшой отрывок из готовящейся к изданию книги В. Летуновского, где говорится о вере Александра Суворова:

«Без Бога нет порога», – этот суворовский афоризм оставался главным жизненным правилом Суворова всю его жизнь. И дело здесь вовсе не в ритуале: был такой на Руси обычай – прежде, чем выйти из дома или куда-либо войти, русский человек крестился и просил у Бога благословения. Так и Суворов, за что бы ни принимался, на все просил у Бога благословения. В этом простом обычае заключался глубокий смысл. Ведь не будешь же просить благословения на темное и неправое дело. Вот и получается, что «Без Бога нет порога» означает на практике всегда жить по правде и по совести…

У Суворова – главный помощник в бою не кто иной, как Господь Бог: «Решимость у Бога получай, а как? – свой пай съедай, а солдатский солдату отдавай». Будь честен и Бог тебе обязательно поможет, а вору и разбойнику не поможет. И самое интересное, что Бог действительно помогал... Вера у Суворова была несокрушима и непоколебима. Вспоминается рассказ об одном глубоко верующем греческом монахе с Афона когда ему нечего было есть, он выходил на берег и так обращался к Богу: «Господи, ну неужели ты не видишь, что мне нечего есть, пошли мне, пожалуйста, немного рыбы», и рыба каким то чудесным образом вскоре оказывалась у него в руках, или чайка выронила, или рыбаки рядом проходили… Так же было и в случае Суворова, только просил он у Бога не рыбы, а победы…

Суворов был для всех, кто рядом, ярким образцом полной несокрушимой веры... Один из его биографов писал о нем так: «Главной чертой А. В. Суворова была его вера, простая вера в Бога, которой был всегда силен русский народ».

 

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.