Газета "Вестник" № 10 - 2017 г.

Божие домостроительство

Продолжение. Начало в номере №8

 

Родителям и педагогам во время взаимодействия с детьми имеет смысл чаще задавать себе вопрос: «Какого рода латентные (скрытие) научения происходят здесь и сейчас?» Неразумно в вопросах воспитания обращать внимание только на явное и пренебрегать скрытым. В педагогическом процессе мелочей не бывает. Приведу реальный пример. Недавно ко мне обратились по поводу нежелания младшего школьника посещать школу, причем раньше ребенок с удовольствием в нее ходил, а потом вдруг как отрезало… В результате общения с ребенком, выяснились неприятные подробности. У этого учащегося, когда его вызвали к доске, не получилось выполнить задание. Из-за этого ребенок начал сильно переживать, а его одноклассники стали над ним смеяться и громогласно обзывать глупым. Причем все это делалось в присутствии учителя. Более того, педагог, вместо того, чтобы остановить эту травлю и оскорбления, сама обратилась к этому учащемуся и твердым, серьезным тоном произнесла: «Скажи, ты умный или глупый?» И ребенок под напором авторитета учителя решил сказать, что он глупый, посчитав этот вопрос прямым подтверждением своей «неумности»… То есть ребенок был вынужден вслед за преподавателем повторить о себе эту глупость под злорадные смешки большей половины класса. С моей точки зрения, это чистой воды педагогическое преступление, ломающее неокрепшую психику ребенка. И, естественно, психотравму маленькому человеку легче нанести, чем потом исправлять эти педагогические ошибки. Представьте, во время разговора ребенок смотрит на меня чистыми, умными глазами и убежденно говорит о себе: «Я ведь глупый…», – что ясно выражало крик его души: зачем мне тогда вообще учиться, если я ни к чему не годен?.. Вот так сильно повлияло на ребенка поведение авторитетного для него педагога… Не говоря уже о том, что педагогом и другими учащимися  была нарушена заповедь: «Не суди и не судим будешь».

Опытные педагоги и родители понимают преимущество ненасильственного управления (основанного на любви, заботе, развитии здорового интереса) в воспитании и обучении детей. Искусство управления также определяется умением вызывать в ребенке положительные эмоции и радостные переживания. Неслучайно святитель Феофан Затворник считал, что «самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология». 

Вообще правильному и эффективному воспитанию и управлению нужно учиться у нашего Господа Иисуса Христа, а для этого необходимо регулярно и вдумчиво изучать Евангелие и православную святоотеческую литературу. Все наши святые отцы были величайшими педагогами и психологами по жизни, так как их непрестанно умудрял Дух Святой, благодать Божия.

Как известно, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).  А значит, чтобы управлять собой,  необходимо иметь тренированную, закаленную силу воли. Воля – это произвольное управление самим собой или самоуправление. К волевым качествам человека относятся: целеустремленность (которая не обходится без терпения и настойчивости), моральность (то есть мужество, дисциплинированность, принципиальность) и самообладание (выдержка, решительность, смелость). Иными словами, воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий.

Каково же значение силы воли в духовной жизни? Митрополит Давид (Качахидзе) учил: «…Если хочешь стать истинным христианином, молись, читай духовные книги, обязательно тренируй волю, улучшай и совершенствуй свою природу!.. Чтобы молитвы и чтения духовных книг действительно были результативными, богоугодными и полезными человеку, для этого необходимо, чтобы они были соединены с развитием воли, укреплением духа, настоящей евангельской жизнью… Только тогда человек твердо встанет на путь, ведущий к обновлению души, когда приступит к воспитанию своей воли, исполнению воли Божией и уклонению от пороков… Сожаление вызывает то, что хотя многие усердно читают Священное Писание, тщательно изучают его и часто молятся, но все же не могут приблизиться к Богу, так как они без должного внимания оставляют главное – закалку и тренировку воли, самоисправление, из-за чего нет необходимой взаимосвязи между их благими намерениями и реальными действиями».

Обратите внимание: владыка Давид говорит о важности тренировки воли. Нельзя забывать о том, что каждый человек в значительной степени зависим от собственных навыков. Как говорится, «посеешь привычку – пожнешь характер…» Однако как часто мы  сталкиваемся с самооправданием, типа: «Не могу бросить курить,  выпивать, объедаться и прочее, потому что у меня слабая воля». Но ведь все просто: воля, как и мышцы, растет только при постоянной тренировке, понуждении себя. Не правда ли, смешны сетования человека на то, что он не имеет атлетического телосложения, только потому, что он все время лежит на диване перед телевизором и не делает даже утренней зарядки? Аналогично и с силой воли.

Мы развиваемся только в тех областях, где прилагаем усилия. Это как в спорте высоких достижений: работа по развитию своей силы воли должна быть регулярной, организованной, системной и строиться от простого к сложному (нельзя забывать о пользе малых шагов). Здесь работает так называемое правило трех «П» (Постоянно, Постепенно, Последовательно). Причем если спортсмен в работе над собой может рассчитывать только на свои силы, то верующему, стремящемуся научиться самопреодолению и самодисцилине, для того, чтобы угодить Богу, –  в этом будет помогать Сам Господь. В ответ на малое человеческое усилие Его помощь будет неизмеримо большей. Как верно заметил  игумен Нектарий (Морозов): «Когда у человека появляется навык к самопреодолению – не насилию над собой, а поступательному труду шаг за шагом – это для него становится, как ни странно, естественным. Хотя раньше могло казаться совершенно невыносимым, немыслимым… Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?» В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что-то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое. То есть я должен понять: для того чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо убедить себя в том, что это не страшно, не так уж и трудно: куда-то вдаль пока не заглядывать, а начать с самых простых вещей…»

Святые, говоря мирянам об аскетических подвигах, всегда обращали их внимание на то, что переход к подвижническому образу жизни должен быть постепенным и как бы естественным (безболезненным): душа резких перемен может и не выдержать. Душа и тело нуждаются в поэтапном привыкании к новым изменениям в своей жизни, смене жизнеформы.

Силу воли можно проявлять по-разному. Когда человек глубоко, по-настоящему приходит к вере и отходит от мира греховного, то проявляет большую силу воли. Тут, с одной стороны, мы принимаем решение, а с другой – Сам Бог нам помогает, вдохновляет и ведёт ко спасению.  У меня есть знакомый, жизнь которого проходила перед моими глазами. В подростковом возрасте он решил готовиться к службе в армии и начал целенаправленно закалять свою волю и тело. Начал с малого: с гантелей и турника, постепенно стал заниматься двухпудовой гирей, а затем стал тренироваться сразу двумя связанными гирями (64 кг). Его упорство в  работе над собой, способность преодолевать себя и собственную лень многих восхищала… В армии дослужился до сержанта, был в почете. Однако после демобилизации у него произошла трагедия в личной жизни, и он стал злоупотреблять спиртным. Здесь уже его сильная воля давала сбой: он мог держаться без выпивки полгода, а то и целый год, а затем сорваться в двухнедельный, а то и месячный запой. От этого страдало все его окружение, особенно дети. Что он только ни делал: и обливался ледяной водой, и бегал по снегу босиком, и вроде даже на гвоздях пытался лежать для укрепления воли (как Рахметов, из романа Чернышевского) – все было бесполезно. Он не мог совладать с зеленым змием. Отчаявшись, он обратился за помощью к Богу, переступил порог храма, стал воцерковленным верующим, и Господь полностью исцелил его от алкогольной зависимости. Поэтому одной силы воли недостаточно, необходимо иметь также Цель, Выбор, Смысл. Все это дает нам спасительная православная вера, в основе которой – соработничество с Богом. Поэтому без усилий самопреодоления не обойтись. Представьте: живет себе человек во грехе и вдруг с ним что-то произошло – он уверовал во Христа и решил: теперь буду жить по-другому. И не просто сказал себе это, а предпринимает всяческие попытки оставить грех, страсти, покаяться и стать настоящим христианином. Это огромный волевой акт. Но своей волей это сделать невозможно – только с помощью благодати Божией.

Сила воли есть у всех, но кто-то ее проявляет, а кто-то – нет. Пост – благодатное время, чтобы усиленно потренировать свою волю в борьбе со страстью чревоугодия. Адам и Ева пали, потому что не смогли проявить волю, когда это было необходимо. Она у них не была закаленной к соблазнам, поэтому они так легко соблазнились запрещенным плодом. Когда мы выбираем, объесться или не объесться, съесть весь торт или только маленький кусочек, то каждый раз сталкиваемся с необходимостью выбора: проявить свою волю или пойти на поводу у своей страсти. И если смогли удержаться от греха, то укрепили волю, если же удовлетворили хоть маленькую свою греховную привычку, то волю ослабили.

Хорошо об этом сказал прот. Вячеслав Тулупов: «Не сделали грех, воздержались – укрепили ее. Не воздержались, сотворили, хоть маленький, грех: привычку какую-нибудь удовлетворили – всё, сила воли хиреет. Это неминуемый закон. Поэтому наша христианская жизнь, ее обыденная сторона начинает проявляться уже в том, что иногда Господь уменьшает для нас благодать Свою. Полностью Он никогда не лишает нас Своей защиты: если бы Он совсем отнял ее от нас, то бесы, темная сила, нас просто бы растерзали. Бог немножко уменьшает Свою помощь, чтобы мы сами научились идти по пути спасения.

Когда маленьких детей учат ходить, они ходить не очень-то хотят, если их не держат. Надо им помогать, придерживать, тогда они начинают ногами передвигать. Но сами-то они идти не могут. Так и рука Божия нас всегда держит. Но если все время ребенка держать, то он никогда не научится самостоятельно ходить. Надо его понемножку отпускать. Или как учат детей плавать: тоже сначала держат на воде, а потом потихоньку отпускают, – иначе никогда не научится. Ребенок кричит: «Не отпускай!» – а папа стоит рядом и говорит: «Да я тебя давно уже отпустил…» Так и Господь нас иногда отпускает, чтобы мы сами научились плавать в житейском море греховном. Поэтому силу воли, с Божией помощью, мы закаляем сами. И должны ее в этом мире утвердить, чтобы на соблазны дьявольские не прельститься… С другой стороны, если не будет соблазнов – как укреплять силу воли?.. Все святые говорили, что без искушений невозможно спастись». 

Искушение – это борьба мотивов. Без укрепления силы воли спастись невозможно. Но еще важный момент: сама по себе сила воли, какой бы она сильной ни была в нас, ничего не дает, так как есть понятие «воля Божия». Все святые говорили: главное, чтобы наша воля была направлена к Богу и гармонично развивалась совместно с Его волей, которая заключается в том, чтобы нас спасти через единение с Богом.

Самая понятная и лучше всего изученная наукой функция воли – это «тормоз», способность говорить «нет». Воля – способность блокировать, останавливать то поведение, то действие, которое на сознательном уровне нам не нравится, которое мы не приемлем. И в массовом сознании волевой человек ассоциируется с тем, кто умеет говорить: «Нет!» – к примеру, вредным привычкам, зависимостям. Древние греки говорили, что воля – это разумное желание.

Продолжение следует

Андрей Сигутин

Галерея (1)

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.