Газета "Вестник" №1 - 2007 г.
В чем проблема Нового года
Новый год. Это словосочетание многим напоминает о чем-то добром, светлом, радостном. У кого-то может возникнуть ассоциация с беззаботным детством: елка с шариками, заказной Дед Мороз, шоколадка в носке под подушкой. Абсолютно всем знакомо чувство волнения и приятной озабоченности в канун Нового года. Это предощущение чего-то радостного не просто царит в каждой квартире, но оно распространяется даже на улицу, наполняет собой каждый город, самый воздух пропитывает собой.
Но если разобраться, если своим мысленным взором проникнуть чуть глубже всех этих внешних форм, то возникает вопрос: а ради чего все это? Ради чего вся эта озабоченность и трата денег, не говорим уже — здоровья душевного и телесного? И тут окажется, что Новый год, — это для большинства людей просто очередной повод для пышного застолья. «Не слыша звона церковного, зовущего в храм Божий, они спешат встретить Новый год со звоном бокалов, с возглашением здравиц, с пожеланием друг другу счастья, а какого счастья — и сами не знают!» (Архиеп. Никон (Рождественский). Мы прекрасно видим, какую болезненную форму приняли в наше время новогодние торжества. Население нашей Родины, не имеющее умеренности «в питии», находит в этом празднике какой-то чрезвычайный и как бы даже узаконенный повод для обильных возлияний.
А что происходит на улицах в новогоднюю ночь? Да туда просто страшно показаться! До предела обостряется криминагенная обстановка на улицах. Повсюду устраиваются малоприличные мероприятия; раскаты от петард и других всевозможных пиротехнических новшеств, которыми нас щедро снабдили наши «восточные друзья», не умолкают ни на минуту. Громы и вспышки приводят в панический ужас даже боевых породистых собак, которые забиваются под ванны и диваны и скулят от страха. Бедные ветераны, настороженно посматривая в окна, в недоумении задаются вопросом: «То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны?!» Видя горькие плоды этих «всенощных бдений», которые устраивает население на Новый год, владыка Никон (Рождественский) замечает: «Грустно, больно вспомнить, что многие-многие собратья наши, хотя и не спят в эту ночь, но лучше бы уж спали!» И действительно, сколь глубокая бездуховность видится во всем этом. Невольно возникает вопрос: неужели это и есть предмет желаний и ожиданий? Неужели это все, что мы хотели получить и получили от Нового года? У большинства далеких от Церкви людей ответ, по всей вероятности, будет утвердительным. Это подтверждает тот факт, что после всего этого «гудежа» у людей нет ни капли раскаяния. А между тем, волосы на голове встают дыбом, когда слышишь рассказы о «подвигах героев» этих новогодних «битв».
А где же духовное содержание события? Где то, что напомнило бы о высоком назначении человека на земле, о подлинном смысле его жизни? Увы — забыто. Задача Церкви — именно, пролить свет на это извращенное, чисто материальное понимание обществом этого события. Когда мы говорим о Церкви, то имеем в виду не только высшую и е р а р х и ч е с к у ю структуру, но Церковь в ее метафизическом значении, то есть Тело Христово. И в Церковь входят все без исключения православные христиане, являясь своего рода частичками, или, как говорят некоторые отцы, клеточками этого Богочеловеческого Организма. Поэтому каждый христианин своим должным примером может и обязан показать, каково должно быть правильное отношение к т. н. празднику Нового года.
Правильное отношение Православной Церкви к этому событию, т. е. вступлению человечества в новую временную фазу, нашло свое выражение в последовании молебного пения на Новый год. Ознакомившись с ним, мы увидим действительно верное понимание Нового года. Здесь нам откроется то духовное содержание, которым Церковь наполнила это событие. В самом первом прошении мы просим Господа о прощении всех грехов, совершенных нами в минувшем году. Далее следуют прошения о сохранении христиан от грехопадений в наступающем году, а также о избавлении от таких бед, как ереси, войны и прочие тяжкие потрясения, которые мы навлекаем на себя сами своими грехами. Вот на какие вечно живые моменты Святая Церковь предлагает нам обратить свое внимание при вступлении в новый год. Уже само наличие такого чинопоследования говорит о том, что для Церкви такое событие, как Новый год, не является абсолютно пустым звуком.
Только вопреки искаженному пониманию миром смысла Нового года, Православная Церковь смотрит на него трезвым, духовно здравым взглядом.
Священномученик Серафим (Чичагов) в своем слове на Новый год, замечая, что нельзя искать нового, не зная итогов старого, говорит, что Новый год есть идеальное время для подведения итогов минувшего года.
И те периоды, на которые еще с глубокой древности делится вся жизнь человеческая, определены «с несомненною целью для подведения итогов многосторонней жизни и деятельности нашей и необходимого определения себе выводов из такого опыта». О необходимости подведения итогов на основе тщательного анализа минувшего периода времени говорили еще древние отцы. Подтверждают эту мысль, как мы видим, и современные.
Еще один шаг в достижении просветительской, миссионерской цели Церковь сделала, когда ввела ночные новогодние Литургии. Ибо теперь у человека появляется альтернатива. Он может, в зависимости от своего выбора, — пойти либо на «елку», либо — в храм причаститься Святых Тайн. Очевидно, что при отсутствии богослужения выбора человек не имеет. Хотя он в любом случае имеет в запасе альтернативу, — он может лечь спать. И это будет куда как лучше, чем посещение увеселительных заведений. Но, почивая на одре, человек вряд ли сможет внести свой, хотя бы и скромный, вклад в духовную составляющую этого события. Добрая традиция новогодних Литургий, надо полагать, как раз и дает такую возможность. Если судить по словам архиеп. Никона, который говорит: «… слава Богу, с недавнего времени стали и Новый год встречать полночною молитвой,» — то можно предположить, что только чуть больше века назад новогодние Литургии стали входить в церковный обиход. Теперь духовная радость ставится в противовес необузданной, плотской радости.
Собственно, что за причина такого бурного восторга на Новый год, который наблюдается у нас? Как ни странно, но почти все проповеди, сказанные отцами на Новый год, говорят нам об одном и том же — о смерти. Каждый прошедший год сокращает нашу, и без того короткую, жизнь и приближает неминуемую смерть. Где многие наши знакомые, друзья, родственники, с которыми мы встречали прошедший год? Их нет. Тела их лежат теперь в холодных могилах. А где дух? О том знает один Господь. Да и очень многие из тех, которые так шумно отмечают этот Новый год, не увидят следующего, не доживут до него.
Вот тональность, в которой написаны отцами проповеди на Новый год. Вот мысли, которые должно навевать это событие в людях, событие, которое никак не может быть удостоено такого высокого и благородного наименования, как праздник. Праздновать-то, собственно, нечего. По большому счету, для православных христиан Новый год — это еще один повод для сугубого плача.
Но говоря о размышлении о смерти на Новый год, мы отнюдь не пытаемся представить взору боголюбивого читателя образ христианина угрюмого, хмурого, нелюдимого, чуждого всякой вообще земной радости. Нет, не таким должен быть христианин.
Еще преподобный Серафим Саровский говорил, что веселость не является чем-то греховным. «И пошутить, матушка, иной раз совсем не грешно», — говорил старец одной игуменье. Иначе можно впасть в крайне тягостное состояние уныния, которое, к тому же, является смертным грехом. Умеренность — вот то золотое правило, следуя которому, человек никогда не преткнется. Благоразумная умеренность — это тот царский путь, избрав который, христианин избежит таких опасных крайностей, как уныние и необузданная радость.
Несмотря на наступление Нового года, пост продолжается. И не Новый год, а Рождество Христово должно быть тем радостным событием, которое привлекало бы к себе все внимание людей, заставляло учащенно биться их сердца и наполняло их духовной радостью и торжеством.
Причина наблюдаемого нарушения в системе ценностей человеческого сознания видится опять все в том же удалении людей от Бога, удалении от Церкви. Отчего и, как следствие, заступает место духовной радости радость плотская, неумеренная, эфемерная. «Изгнанники рая! не для увеселений, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай» (Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Иеродиакон Роман (Кропотов)