Газета "Вестник" №35
Злые христиане и милостивые атеисты
Социальные исследования и эксперименты сейчас довольно популярны: Их проводят над совершенно разными людьми, в совершенно разных сферах их жизнедеятельности. Желая понять принципы и законы человеческого поведения, мотивацию поступков человека, психологи изобретают самые разные способы получить ответы на свои вопросы. 50-60-е годы ХХ столетия считаются периодом рассвета психологической науки, и большинство экспериментов и исследований, представленных в соверменных учебных пособиях, было проведено именно в эти годы.
На днях довелось прочитать о некоторых экспериментах и соцопросах, проведенных американскими психологами над разными группами людей. Результаты этих тестов заключались в том, что менее религиозные люди оказывались более сострадательны и милосердны к нуждающимся, в отличие от верующих. Так, например, после просмотра видео о бедных детях, людям давали деньги и предлагали подать бедным милостыню. Более щедрой оказалась неверующая часть испытуемых, которая жертвовала более крупные суммы. Психолог Роб Уиллер из Калифорнийского университета считает, что неверующие в ситуации помощи кому-либо руководствуются своими эмоциями. В то время как верующие сухо следуют своим религиозным доктринам, желая не уронить свою репутацию в глазах посторонних. В результате подобных экспериментов, как резюме, на весь мир провозглашается неопровержимая «истина», якобы доказанная опытом - атеисты более милосердны и сострадательны, чем верующие.
Что можно сказать на это. При первом невооруженном взгляде на подобные опыты верующий может расстроиться, а неверующий еще раз утвердится в своей правоте и бросит камень укоризны в огород «фанатиков-мракобесов».
Но на самом деле тут не учтены некоторые факторы, без которых картина выглядит до безобразия искаженной.
Во-первых, что это за «верующие», участвующие в подобных экспериментах? Верующий верующему рознь. И это не православные, а протестанты. Протестантское же учение - это совсем не то, что исповедует Православная Церковь. Некоторые деноминации склонны к обособлению, к изоляции от внешней среды и посторонних. В других (кальвинисты, пуритане, пресвитериане и др.) преобладает доктрина предопределения, а материальный успех является свидетельством избранничества Божия. Новоапостольская церковь не ведет никакой благотворительной деятельности; все денежные жертвы (десятина) осуществляются в рамках церкви. Если же сюда добавить и краеугольный камень всей реформации - спасение только верой, без дел, то становится понятно отсутствие у этих «верующих» внутренних морально-этических предпосылок к благотворительности. «Фундамент благосостояния современной Америки закладывали протестанты-кальвинисты и пуритане, и сразу же становится понятной разгадка американского культа богатства и презрения к бедным» (Павел Касьянов).
Поэтому для сравнения верующих с неверующими контингент респондентов-участников, представляющий верующую сторону, изначально был выбран неверно. В полной степени отвечающими требованиям верующего, как то: сохранность чистоты церковного учения, непрерывность иерархии и, главное, постоянное личное участие в церковной жизни, могут выступать только православные христиане. В этом случае результаты опроса (эксперимента) могли быть кардинально противоположными.
Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, это определяющие мотивы поведения испытуемых. Эмоции, которыми руководстовались неверующие, уже по определению носят субъектвный характер, выражают личное (а значит человеческое, несовершенное) отношение субъекта к ситуации и могут быстро меняться в зависимости от настроения. Тогда как заповедь объективна, божественна и совершенна. Она выполняется независимо от настроения и эмоционального состояния человека. Руководствуясь эмоциями, человек сегодня хочет помочь, завтра нет, сегодня у него положительный настрой, завтра отрицательный, сегодня он желает работать над своей душой, завтра у него другие планы.
Еще одним отличием верующего от неверующего является разность в воздействии на эти категории людей из духовных сфер. Только верующие испытывают духовную брань с дьяволом, тогда как неверующие даже не знают о ее существовании. Кому-то из святых бес прямо сказал: «Перестань молиться, и я оставлю тебя в покое». Дьяволу нет нужды искушать тех, чьи души и так принадлежат ему, а их редкие добрые дела, как горсть песка, тонут в море грехов, которые неминуемо влечет безбожный образ жизни. Те духовные скорби и давление, которые переживают верующие, всегда сказываются на исполнении ими церковных заповедей. Для того они и попускаются, чтобы проверить прочность намерения человека служить Богу.
Поэтому не удивительно, что подчас милостыня верующими может подаваться сухо и без желания. Так как постоянное исполнение заповедей, соединенное с духовной борьбой, гораздо труднее по временам совершаемых и эмоционально подогретых добрых дел неверующих. Совершая без сердечного участия добрые дела милосердия, мы понуждаем себя на добро, чем свидетельствуем перед Богом свое благое намерение. Как говорил преподобный старец Зосима: «Нет любви, делай дела любви". И со временем Бог, видя твое желание, даст тебе любовь. "Не дивись - говорит святой Исаак Сирин - что, когда приступаешь к добродетели, отовсюду источаются на тебя жестокие и сильные скорби. Потому что и добродетелью не почитается та, совершение которой не сопровождается трудностью дела. Добродетели обычно встречать затруднения; она достойна порицания, когда привязана к покою» (Указание пути ко спасению. Еп.Петр (Екатериновский)).
Таким образом, подобные эксперименты не носят сравнительного характера, так как игнорируют существенно важные и определяющие факторы. Для сравнения нужно брать идеальные категории людей как верующих, так и неверующих. Настоящий верующий всегда будет милосерд к нуждающимся, помня совет Премудрого: "К бедному будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем" (Сирах.29:11). Равно, как и идеальный атеист останется при своем личном мнении и непостоянных эмоциях.
Подобные опыты говорят не о том, что атеисты добрее христиан, а скорее обнажают несовершенство как атеизма, так и протестантизма. В обоих случаях Православие только выигрывает.
Иеромонах Роман (Кропотов)