Газета "Вестник" №13 - 2014 г.

Через книги люди заново открывают для себя Христианство

Какова роль культуры в развитии общества и становлении личности отдельного человека? Можно ли сказать, что существует особый самобытный путь русской культуры? Как Вы считаете, насколько Православие повлияло на формирование отечественной культурной традиции?

— Культура везде и всегда была выражением жизни народа, можно даже сказать, его способом бытия. Культура не ограничивается областью искусства, но, в первую очередь, определяет повседневный уклад жизни человека, выявляет сущностное измерение человеческих отношений, выражает систему ценностей человека, его духовного мира. И становление личности каждого отдельного человека не может не зависеть от окружающей его культурной среды, хотя, конечно, далеко не полностью ею определяется.

Существует особый самобытный путь русской культуры. И этот путь с самого своего начала основывается на православной традиции, на адаптации православной культуры к условиям жизни русского народа. Безусловной основой отечественной культуры является Священное Писание и богатейшее Предание православной Церкви. Можно сказать, что, например, «Отче наш» и « Нагорная проповедь» – это тот базис, заложенный в великую русскую культуру, без которого она перестает быть и русской, и культурой, примеры чего, к сожалению, у всех у нас перед глазами.

— Калужская земля богата монастырями, которые по традиции становились центрами духовного просвещения. Какое значение имело книжное просвещение для насельников древних русских обителей? Насколько повлияло изобретение книгопечатания на развитие книжной культуры на Руси? Можно ли утверждать, что православная традиция была как бы двигателем развития книжности на русской земле?

— На Руси монастырская жизнь и просвещение были нераздельными понятиями, так как древние русские обители были очагами просвещения и письменности, центрами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на русский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения (причем не только духовного содержания), летописи.

Изобретение книгопечатания резко повысило просвещение народа и развитие книжной культуры Древней Руси. Причем появление книгопечатания на Руси было нераздельно связано с церковным просвещением. Ведь первыми книгами первопечатника диакона Иоанна Федорова (принадлежавшего, кстати, к окружению митр. Макария, подвизавшегося в том числе и на Калужской земле) были богослужебные «Апостол», «Евангелие» и «Псалтирь». Так что и в этом вопросе православная традиция оставалась двигателем развития книжности на русской земле.

Что же касается собственно калужских монастырей, то мы видим, что различные местные обители оказывали большое влияние на культуру и просвещение всей страны в разные периоды ее истории. В XV–XVI вв. огромную культурную роль играл Свято­Пафнутьев Боровский монастырь, из которого вышли, например, прп. Иосиф Волоцкий и свт. Макарий Московский, прославившиеся не только своей подвижнической жизнью и вкладом в церковную историю, но и оказавшие огромное влияние на культуру и просвещение Руси. Митрополит Макарий позже привез в Боровский монастырь Евангелие, известное как Макарьевское (или Боровское), что по тем временам было ценнейшим вкладам. Евангелие сохранилось до наших дней. Известна была и значительная библиотека монастыря, полностью уничтоженная во время польского нашествия в 1610 г.

В XIX в. одним из главных центров русской православной культуры и духовного просвещения в масштабах всей страны становится Оптина Пустынь. Огромную духовно­просветительскую роль играли оптинские старцы, к которым приезжали и у которых духовно окормлялись в том числе, и многие известнейшие представители светской культуры, такие, как Гоголь, братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Достоевский, Чайковский и др. Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование, что способствовало активизации просветительской работы обители.

— Если говорить о современном мире. Насколько важны евангельские ориентиры в жизни обычного человека?

— По православному пониманию евангельские ориентиры должны в идеале определять все аспекты человеческой жизни. Ведь Евангелие дает для человека главное – цель, к которой он должен идти, и средства для достижения этой цели. Цель же эта заключается в единстве с Воплотившемся Богом, Спасителем нашим Иисусом Христом, благую весть о Котором нам и возвещает Евангелие. При этом в принципе неверно отделять духовную мудрость от повседневной жизни, ведь человек живет духовной жизнью, только когда реализует ее на практике, а не когда он накапливает в памяти определенную информацию по этому вопросу.

— В основе отечественной культурной традиции лежат евангельские основы. К сожалению, на протяжении десятилетий культура и образование в России были жестко отделены от Церкви. Насколько в наше время важно, как Вы считаете, возвращение к духовным истокам отечественной культуры? Возможно ли найти формы взаимодействия школы и Церкви для формирования духовно­нравственных основ личности ребенка?

— Возвращение к духовным истокам отечественной культуры, их сохранение и развитие является непременным условием выживания любой нации и любого государства. Попытки «перекроить» традиции, историю и культуру нации по надуманным шаблонам всегда обречены на провал. Ценность традиции состоит в том, что она представляет собой отобранный на протяжении веков положительный опыт народа, приобретенный в результате преодоления им различных проблем и трудностей, причем свойственных, что важно отметить, именно этому народу, а не некоему абстрактному человечеству, чьим именем и интересами часто прикрываются различные идеологии современного мира.

Взаимодействие школы и Церкви для формирования духовно­нравственных основ личности ребенка является возможным и, более того, необходимым делом. Для этого в идеале нужно преподавание ОПК в школах, с 1 по 11 класс (1 час в неделю как минимум), в детских садах, подготовка преподавателей на уровне катехизаторских знаний, введение предмета по христианской нравственности, который будет основан на прочтении рассказов русской классики, современных православных писателей и дальнейшем обсуждении понимания детьми христианских добродетелей, а также введение различных игр, типа «Знатоки православной культуры», викторин, экспресс­опросов по знаменательным датам Церкви и т.д.

— В Калужской епархии реализуется системный подход в преподавании основ православной культуры. Как это стало возможным? Как можно оценить результаты такой деятельности? Влияет ли преподавание курса ОПК на изменение атмосферы в обществе?

— Действительно, в Калужской области особое внимание уделяется приобщению детей в общеобразовательных учреждениях к основам православной культуры. Есть школы и муниципальные системы образования, где на всех ступенях образования в разных формах много лет изучают курс ОПК: это и уроки, и факультативные и кружковые занятия, и элективные курсы по выбору старшеклассников. Не говоря о том, что у нас стабильно высокий процент выбора модуля ОПК в комплексном предмете «Основы религиозных культур и светской этики». В текущем учебном году 71% родителей свободно выбрали ОПК для своих детей­четвероклассников. И тому есть вполне закономерное объяснение не только нашими социокультурными условиями, среди которых и значительное число монастырей, храмов, и тот факт, что подавляющее большинство жителей региона имеют славянские корни (русские, украинцы, белорусы), практически все стараются крестить новорожденных. Постараюсь объяснить читателям другую особенность: ее неоднократно в средствах массовой информации называют как современные церковно­государственные отношения.

Ни у кого не вызывает сомнения, что Калужский регион – это регион экономически стабильный и успешно развивающийся. Но далеко не все связывают материальные успехи с духовностью проживающих здесь людей, а также с той культурной нормой церковно­государственных отношений, которая обеспечивает экономическое процветание региона.

На примере школьного курса «Основы православной культуры» как раз и видна эта современная культурная норма, согласно которой власть церковная и власть государственная совместно направляют свои усилия на выполнение социального заказа родительской и педагогической общественности. Так постепенно создаются предпосылки для того, чтобы через духовную основу культуры и образования укрепить семью и наше государство.

Для первых лиц региональной власти Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова, Председателя Законодательного Собрания области Виктора Сергеевича Бабурина и, конечно же, митрополита Климента курс «Основы православной культуры» как никакой другой школьный курс восстанавливает главный ориентир в воспитании – соответствие поведения растущего человека нормам духовности и нравственности. Об этом они неоднократно заявляли и заявляют. ОПК формирует у детей способность различать добро и зло, помогает в нравственном выборе и жизненном самоопределении, учит творить добро повседневно. Как никакой другой предмет ОПК прямо формирует установку на традиционные семейные ценности нашего народа. А раз есть единое понимание назначения школьного курса ОПК, то будет и целенаправленная работа. С 2010 года мы вместе создаем нормативно­правовое поле для беспрепятственного приобщения детей к основам духовной традиции нашей культуры. Замечу, что Калужская область не вошла в число экспериментальных по апробации «Основ религиозных культур и светской этики». Но это нам не помешало идти своим путем, потому что мы гораздо раньше озаботились поиском возможностей на уровне региона расширенно вводить ОПК. Надо же помочь школам, в которых и кабинеты стали создаваться для углубленного изучения ОПК!

Первым серьезным документом стал Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно­просветительской деятельности между Правительством Калужской области и Калужской епархией. Потом мы разработали четырехсторонний Договор между двумя благочиниями и двумя муниципалитетами с условным названием «Боровск­Таруса: Договор о сотрудничестве в сфере культурно­просветительской деятельности, духовно­нравственного воспитания и развития детей и молодежи» №1 от 14 января 2011 г. Далее было подписано Соглашение о сотрудничестве Калужской епархии с Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области, в котором содержится позиция по ОПК. Аналогичные договоры и соглашения заключены в г. Калуге, Кировском, Козельском, Мещовском и др. районах. И в каждом из названных документов обозначена роль и место курса ОПК. Как это стало возможным?

Не буду скрывать, что переломным для нас стал 2011 год. В тот год в городе Калуге прошли два широкомасштабных форума: в январе форум инициировали депутаты Законодательного Собрания, но подготовка шла с непосредственным активным участием представителей епархии, а в сентябре – главный наш церковно­государственный форум – Богородично­Рождественские образовательные чтения. Именно в этот год прозвучало поручение губернатора о создании условий для широкого приобщения детей к основам православной культуры. Именно в тот год были впервые показаны достижения школ в многолетнем преподавании этого курса (есть школы, где опыт преподавания ОПК складывался еще в прошлом веке – с середины 90­х годов XX столетия). Впервые прошли видеосюжеты по региональному телевидению по наглядному представлению позитивных изменений в отношениях между детьми, между детьми и учителями, между детьми и родителями как тот желаемый результат от введения ОПК.

Значительное число школ представили на форумах опыт формирования культурной педагогической среды на основе духовной традиции Православия, а это как раз и есть тот уклад школьной жизни, который позволяет полноценно развиваться и взрослым и детям. Впервые на широкомасштабных форумах директора школ показывали динамику личностного роста старшеклассников, много лет изучавших ОПК. Это был мониторинг стабильного позитивного отношения старшеклассников к таким ценностям как Семья, Отечество, Труд, Человек. Приводили примеры, когда дети, изучающие ОПК, четко ориентированы на общение, совместно участвуют в добрых делах.

Именно в тот год был создан Координационный совет по духовно­нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве области как важный и необходимый орган, регулирующий вопросы духовно­нравственной сферы. Не могу не заметить, что совсем недавно внесены изменения в Положение и состав. Теперь Совет возглавляют два авторитетных человека, губернатор и глава митрополии, и при совете создана экспертная группа, состоящая из известных отечественных ученых.

Так вот, создание Совета стало своего рода сигналом и для других сфер. На региональном телевидении появляется в 2012 году замечательная программа «Родной образ», в региональной прессе проходит ряд публикаций по теме ОПК, печатается интервью Владыки (замечу, что теперь у нас практикуется и прямая трансляция с богослужений). И это наши региональные новшества, которые существенно дополняют широко известные и обладающие огромным потенциалом замечательные выставки: «Мир и Клир», Межрегиональную книжную выставку­ярмарку «Радость Слова», череду мероприятий, приуроченных к Дню православной книги, Международный кинофестиваль «Встреча».

Специально для продвижении курса ОПК и помощи родителям м учителям в выборе модулей в комплексном предмете «Основы религиозных культур и светской этики» мы большим тиражом (сначала 15 тысяч, потом 10 тысяч) издали буклет «Наше Отечество – Святая Русь». Быстро расходится газета для учителей и родителей «Боровский просветитель». С 2012 года основали серию «Вера. Образование. Жизнь», где публикуем доклады и выступления участников Богородично­Рождественских образовательных чтений.

Сейчас в школы по приглашению директоров все чаще приходят священнослужители. Они не только участвуют в классных часах «Мой вопрос священнику», но и приходят на родительские собрания, помогают учителям, которые прошли курсы повышения квалификации при Калужском институте модернизации образования.

Говоря о курсах для учителей, не могу не сказать о том, что с 2012 года Калужская епархия имеет к этому непосредственное участие. Курсы повышения квалификации с отрывом от производства организовывались двумя мужскими монастырями: Рождества Пресвятой Богородицы Свято­Пафнутьевым Боровским и Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято­Тихоновой Пустынью. А с 2013 года курсы проводятся в Духовно­просветительском центре при храме Рождества Христова г. Обнинска. Чем мы помогаем государственному учреждению? Мы предоставляем безвозмездно гостиничные помещения для проживания слушателей, координаторов Института модернизации образования и лекторов­преподавателей. Предоставляем помещения, иногда и аппаратуру для аудиторных занятий, обеспечиваем слушателей и преподавателей трехразовым питанием. Организуем встречи слушателей со священнослужителями (благочинными, их помощниками) после занятий на курсах. Нами проводятся круглые столы, индивидуальные и групповые встречи со священнослужителями, мы организуем экскурсий по монастырям и храмам.

Фактически в Калужской епархии создан уникальный в своем роде прецедент, когда благодаря Церкви слушатели курсов погружаются в ту культурную среду, которая и дает эффект ощущения Божьего присутствия в жизни человека. И ранее сомневающийся становится на путь к Богу. Фактически педагог мягко входит в культурную традицию и становится носителем православной культуры. А это и есть желаемое условие успешного приобщения детей к духовным ценностям в общеобразовательной школе.

Не буду касаться вопроса учебно­методического обеспечения, потому что все хорошо понимают важность добротных учебников, рабочих тетрадей, словарей, демонстрационных пособий и прочего оснащения. Сейчас достаточно учебников, разрешенных к использованию. За этим строго следят органы надзора в сфере образования. В Калужском регионе все школы оснащены учебниками, которые прошли конфессиональную экспертизу. Больше скажу, что учебник Аллы Валентиновны Бородиной по модулю ОПК в ОРКСЭ родители называют семейным учебником.

Для нас такой результат важен потому, что еще в 2012 году по нашему предложению был заслушан на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вопрос «Об организации преподавания курса ОПК в образовательных учреждениях Калужской обл. для формирования установки на традиционные семейные ценности». Это был еще один совместный шаг региональной и церковной власти по продвижению ОПК. Именно тогда региональное министерство образования активно включилось в наше общее дело.

Был дан импульс для активизации работы на местах: в благочиниях, на приходах, в школах. Я могу много интересно рассказать и о совместной работе Комиссии по религиозному образованию и катехизации с руководителями муниципальных органов власти, с руководителями районных методических объединений учителей ОПК и ОРКСЭ. Но мне бы хотелось подчеркнуть еще раз особенность наших церковно­государственных отношений: в Калужской области мы стремимся возродить подлинный смысл соработничества и партнерства: каждая сторона имеет свою конечную цель: государство печется о земном благополучии людей, а Церковь – об их спасении для жизни вечной. И приобщение калужских детей к основам православной культуры – яркий пример такого соработничества. Это заметно сказывается на жизни нашего региона.

— Какие мероприятия проходят в Калужской митрополии в рамках празднования Дня православной книги? Какие события Вы хотели бы особо отметить?

— В Калужской митрополии очень широко отмечается День православной книги. В рамках его празднования проходят встречи и беседы со священнослужителями, педагогами и деятелями культуры, конференции, круглые столы, телеэфиры, семинары, выставки, чтения, секции, благотворительные акции, дискуссии, литературные праздники, концерты. В течение всего месяца в районных и школьных библиотеках проходят выставки православной литературы и лектории на тему православной книги, встречи со священнослужителями и православными писателями. Проводятся конкурсы для детей, организовываются экскурсии для школьников, в школах проходят тематические уроки. Открываются центры православной культуры и духовного возрождения. Всего в прошлом году состоялось около 60 значимых мероприятий, не считая классных часов, выставок и т. д. Эти мероприятия проводились во всех благочиниях митрополии, охватив, таким образом, все заинтересованное население Калужской области.

Хотелось бы особо отметить следующие мероприятия:

В областной научной библиотеке им. Белинского прошло открытие центра православной культуры и духовного возрождения, созданного совместными усилиями Калужской епархии  и библиотеки. Во время открытия также была проведена презентация книги «Святой источник» православного писателя, члена Союза литераторов России Н. Б. Смирновой.

В актовом зале Калужской духовной семинарии проходил пастырский семинар на тему: «Формы взаимодействия Церкви с библиотеками. Организация и роль библиотеки на приходе».

Непосредственно в День православной книги телекомпания «Ника ТВ» совместно с Отделом по информационной и издательской деятельности Калужской епархии провела прямой эфир программы «Главное» о роли духовной литературы в современном обществе.

Во многих благочиниях прошла благотворительная акция под названием «Подари книгу детям», в рамках которой приходским детям и детям из социальных учреждений были подарены книги, собранные участниками акции.

В калужском ТЮЗе состоялась выставка­продажа православной литературы четырех известных православных издательств (издательства свт. Игнатия, фонда иерея Даниила Сысоева, издательства Оптиной пустыни и Свято­Тихоновского гуманитарного университета).

В Калуге ежегодно проходит книжная выставка «Радость Слова» – просветительский проект Издательского Совета РПЦ, где читатели могут ознакомиться с православной, детской, образовательной и художественно­публицистической литературой. В рамках этой выставки проходят встречи, круглые столы. Также городские и школьные библиотеки представляют свои программы по развитию библиотечного дела и рассказывают о своей деятельности.

Все эти и другие мероприятия вызвали большой интерес у населения области, что, безусловно, говорит о важности проведения празднования Дня православной книги.

— Калужане – читающий народ? Какие жанры православной литературы пользуются особенным спросом и почему? Что предпочитаете читать Вы, когда располагаете свободным временем?

— Калужане — безусловно, очень читающий народ. Это видно как по охотному участию людей в многочисленных проведенных мероприятиях, так и просто из моего личного опыта и наблюдений. Особенным спросом пользуются Священное Писание, жития святых, православная художественная литература, молитвословы, литература по основам православия, правила церковной жизни и поведения в храме.

Люди стремятся заново открыть для себя основы христианства, которые, к сожалению, пока остаются фактически неизвестными даже для многих крещеных людей. Также чувствуется желание людей приобщиться хотя бы к базовым элементам православной духовной жизни. Все большим спросом пользуются и святоотеческие тексты, книги по истории православия, книги о церкви, о храмах и монастырях. Ведь в той же святоотеческой литературе, несмотря на ее сложность, заключена огромная сила и мудрость, и многие люди, даже не столь хорошо разбирающиеся в христианском богословии, замечают, что, когда ее читаешь, духовно очищаешься и светлеешь.

— Что бы Вы могли пожелать читателям?

— Я бы хотел пожелать читателям, чтобы они изучали и постигали великую культуру православия, тем самым возвращаясь к истоку и главному существенному содержанию всей русской культуры. Это должно способствовать сохранению и развитию духовно­нравственных ценностей для каждого конкретного человека, ценностей, которые находят свое наибольшее выражение именно в христианском вероучении и в христианской жизни.

Впервые опубликовано на www.pravmir.ru

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.