Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 3

Традиция православной цивилизации- мировоззренческая основа современного образования

Выступление архимандрита Серафима (Савостьянова),

наместника Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, председателя отдела религиозного образования Калужской епархии РПЦ МП,  на круглом столе «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе» 17 сентября 2010 года в Калуге, в рамках Межрегиональной православной книжной выставки-ярмарки «Радость слова», инициированной  председателем Издательского совета РПЦ

митрополитом Калужским и Боровским Климентом

 

Свой доклад я хотел бы начать словами святого мученика Иустина Философа, который, размышляя о полезности античной философии, писал: «Все доброе, что написано философами, принадлежит нам, христианам». Иными словами, все то доброе, что создано в мире, принадлежит христианской культуре, а поэтому ее назначение состоит в том, чтобы человек увидел Свет Божественной любви во всем, что его окружает; обрел любовь к миру, в котором он живет, потому что этот мир есть творение Божие; обрел любовь к человеку, потому что он есть образ и подобие Божие; обрел любовь к Богом данному Отечеству. Обретение любви позволит каждому человеку научиться строить свои отношения с другими людьми на основе заповедей Божиих. В этом и заключается смысл христианства.

В настоящее время Боровский район — один из немногих, где осуществляется социокультурный подход к выстраиванию взаимодействия Церкви, органов муниципальной власти, школы и всех социальных институтов. Практически все образовательные учреждения (школы, детские сады) района окормляются священством 1-го Боровского благочиния. Священник по согласованию с администрацией образовательного учреждения проводит просветительские катехизаторские беседы с педагогами, родителями, детьми и молодежью; служит молебны на начало учебного года. Это закономерное продолжение той работы, которая проводится в муниципальной системе образования по широкому внедрению курса «Основы православной культуры» по программе А.В.Бородиной «История религиозной культуры» в рамках муниципального проекта Т.В.Анохиной «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры».

Вот уже одиннадцать лет в районе проводятся образовательные Свято-Пафнутьевские чтения. Проводятся они Церковью совместно с администрацией района.

Приведу некоторые из тем чтений:

—Духовно-нравственное просвещение — веление времени.

— Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семьи как основы Российского государства.

— Возрождение духовности через воспитание патриотизма и гражданственности.

— Духовно-нравственное воспитание молодежи — опыт, традиции, проблемы.

— Духовно-нравственное наследие Святой Руси. Современные подходы к проблеме воспитания.

— Современное образование и духовно-нравственные основы семьи.

В них ясно звучат проблемы возрождения духовности, нравственности, патриотизма, гражданственности, традиционного православного воспитания подрастающего поколения.

Для жителей района, в особенности для педагогов, родителей, воспитателей, это значимое культурно-просветительское событие, где можно услышать доклады представителей Министерства образования и науки из Москвы и Калуги, Российской академии образования, известных писателей, психологов, богословов, а также перенять опыт педагогов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания и развития.

Большое число педагогов Боровского района прошли курсы повышения квалификации по основам православной культуры. Многие библиотеки снабжены необходимыми пособиями по курсу «Основы православной культуры» А.В.Бородиной.

Нужно отметить, что курс А. В. Бородиной предоставляет широкие возможности для включения компонента местного православно-исторического краеведения, позволяя вместе с любовью к Православию и через него прививать детям любовь к родному краю, но при этом четко разграничиваются приоритеты понятий «Родина» — «малая Родина», что немаловажно для воспитания достойных граждан нашего Отечества. Это является серьезной альтернативой отрешенно культурологическому, «лояльному» курсу ОПК, который внедряется (весьма ограниченно) в рамках Федерального эксперимента.

Известно, что и в других районах области в школах вводится ОПК, учителя и дети имеют необходимые учебные пособия и дополнительную литературу. Поэтому в масштабе Калужской области стоит очередная задача: выйти  на новый уровень соработничества Церкви и государства. Для этого целесообразно создать областную церковно-научную комиссию по вопросам преподавания «Основ православной культуры» и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных школах. Такая комиссия будет совершенствовать в этом важном общем деле технологии взаимодействия Церкви и государства, согласовывать процедуры совместной подготовки учителей для преподавания курса «Основы православной культуры», а также осуществлять  экспертизу учебных пособий. В комиссию могут войти представители регионального Министерства образования и науки, специалисты муниципальных органов управления образованием, профессора и преподаватели вузов Калуги, представители Калужской епархии.

Выход на новый уровень соработничества Церкви и государства предполагает понимание главной проблемы современного образования — выбор мировоззренческой основы.

Важнейшая задача сегодня – укоренение мировоззренческой основы нашего образования, проистекающей из естественной традиции православной цивилизации. Сущность необходимых изменений состоит в том, чтобы:

— Отказаться от рационалистичного, искусственно созданного в новой истории атеистического идеологического диктата в образовании.

— Вернуться к традиции великой мировой православной цивилизации, в лоне которой развивается  личность, способная продолжать жизнь народа России.

Мировоззрение строится либо на традиции, либо вне традиции. Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот уклад, дух жизни, с помощью которого новое поколение перенимало от предыдущих поколений все необходимое для сохранения данного народа. Традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое лицо, — он исчезает.

В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В случае, когда традиция в воспитании ребенка в семье, школе и социуме выступает в качестве мировоззренческой основы, сформируется полноценная личность. Если же в семье следуют отеческой традиции, а школа и социум  вне этой традиции, то неизбежно формируется разорванное сознание – разрывается и внутренний мир человека.

Что касается идеологии, созданной вне традиции в какой бы то ни было стране, то ее основа всегда рационалистична. Период существования идеологии относительно исторического времени всегда ограничен. И сколько бы идеология ни маскировалась под традицию, это будет всегда «искусственная традиция», в отличие от естественной отеческой традиции.

Идеология проистекает из сконструированных человеческим рассудком представлений о жизни, ее целях и возможностях. Эти представления при ближайшем рассмотрении отражают прагматические интересы конкретных людей: стремление обогатиться, завоевать власть и влиять на других людей или удержать это влияние. Различные идеологии в стремлении направлять поведение людей зачастую пытаются себе присвоить многие элементы традиции. Эта попытка никогда не бывает вполне успешной, поскольку рассудок не способен создать универсальную основу мировоззрения, которая будет устойчиво воспроизводиться на протяжении многих поколений.

Поэтому идеологии, как правило, изменчивы, существуют не дольше, чем два-три поколения (как пример — скитание евреев после исхода из Египта). Они многообразны и враждуют одна с другой. Традиции народов мира так же многообразны. Но они не враждебны друг другу. Напротив, в традиции заложен механизм взаимодействия с народами, выработавшими другие способы жизни. Идеологии же враждуют, поскольку каждая из них претендует на универсальность, исключительность.

История показывает, что, опираясь первоначально на ценностный базис цивилизационной традиции, идеология очень быстро и лукаво подменяет его на противоположный либо утрачивает, поскольку неспособна освоить механизмы традиции, устойчиво передающей ценностные ориентиры цивилизации из поколения в поколение на протяжении тысячелетий.

Такой человек в отношении внешнего мира – не просветитель и попечитель, а завоеватель и поработитель.

Таким образом, мы обнаруживаем еще один аспект демографической проблемы. Мы воспитываем людей, которым трудно жить в России. Им  приятнее жить в западном мире. Мы, по сути, сейчас питаем западный мир не только природными ресурсами, но и людьми достаточно высокого уровня образования, которые формируются в нашей стране. Но даже те, кто остается в России, становятся своеобразными «внутренними эмигрантами». Как и внешние эмигранты, они выросли за счет наших культурных и интеллектуальных ресурсов, но никогда не смогут работать над их воспроизводством, поскольку не имеют представления об истинном  источнике развития человека. И это уже результат либерализма в образовании.

В этой связи много вопросов возникает  с преподаванием ОПК в рамках новой образовательной области  «Основы религиозных культур и светской этики». Ведь в  государственной школе дети должны приобщиться к тому культурному наследию, в котором на протяжении тысячелетий люди, исповедующие разные религии, мирно жили в нашем  многонациональном едином российском государстве. Мы должны знать не законы мусульман Арабских Эмиратов или мусульман-ваххабитов, а ислам наших братьев из Татарстана и Башкирии, которые уже много сотен лет живут вместе с нами; не буддизм Гималаев, а буддизм бурятского и калмыцкого народов. Это  религии наших соотечественников, которые имеют общую с нами многовековую историю и культуру. Все, что произрастает на благодатной почве нашего культурного бытия и становится вкладом в культурное богатство мира, является принадлежностью православной цивилизации. Для примера можно назвать многих наших художников, писателей, композиторов, инженеров, полководцев, которые не были русскими и носили нерусские фамилии, но при этом являлись великими русскими мастерами. Дело не в крови, не в фамилии, а в том, сопричастен ли ты православной цивилизации, в среде которой ты родился и вырос.

Русскому человеку, русскому не по крови, а по духу, по плечу решать сверхзадачи, и дело здесь даже не в количестве людей. Их может быть не много, но каких? Какие будут у них цели, какие задачи для их достижения будут ставить и  решать, как будут жить? И «малое стадо» может  сохранить Россию, ее культуру,  историю и  предназначение.

Сейчас в обществе возникает противоречие, когда народ России обращается к вере, к своей традиции, а система образования уповает  на атеизм. Это продолжается, несмотря на то, что с 2007 года Госдума внесла дополнение о формировании духовно-нравственной личности в Закон РФ «Об образовании», положив тем самым конец атеистическому подходу.

Чтобы вернуться к воспитанию и развитию личности с целостным мировоззрением, представлением о православной культуре, как неотъемлемой составляющей российской и мировой культуры, необходимо положить традицию православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Для начала предмет «Основы православной культуры»  необходимо включить в федеральный образовательный стандарт, чтобы его изучали дети, обучающиеся в государственных школах, без различия вероисповеданий,  во всех регионах России. Изучать не православное исповедание, а представление Православия о человеке, его призвании в мире, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди, создавшие нашу цивилизацию, разделяя эти идеалы, оберегали свою душу, строили свой дом и нашу страну, которую завещали хранить, защищать и украшать нам, ныне живущим.

Проблема мировоззренческой основы образования тесно связана с личностью самого учителя, его профессионализмом, духовными и нравственными качествами. Учитель для детей является мудрым наставником, он наставляет своих воспитанников на путь Истины, и каждый предмет, и каждый урок должен иметь главную цель — возвышение и становление личности растущего человека. Задача учителя заключается в том, чтобы ввести ребенка в мир культуры, раскрыть перед ним ее  богатство, помочь сориентироваться и поддержать  в созидательной активности. Важно показать красоту, чистоту и высоту Православия. Чтобы школьник, вслед за апостолом Петром, бывшим с Господом на Фаворе, сказал бы: «Хорошо нам здесь быть». Так у ребенка возникнет чувство любви ко Христу и Его Церкви, он ощутит: это — свято, это — настоящая жизнь, в которой его душа может обогреться и утешиться. И если за годы учебы в общеобразовательной школе у ребенка  сформируется уважение и понимание того места, куда он может прийти в минуты душевного смятения, мы уже сделали многое. Призвание учителя быть примером и светочем. А для этого нужно не только знать, как надо правильно жить, но и жить в соответствии со  званием христианина. Учитель должен быть звездой, увлекать детей своим примером, быть человеком высокой культуры, человеком духовным, чтобы было видно: вот идет русский учитель!

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь