Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
Традиция православной цивилизации- мировоззренческая основа современного образования
Свое выступление я хотел бы начать словами святого мученика Иустина Философа, который, размышляя о полезности античной философии, писал: «Все доброе, что написано философами, принадлежит нам, христианам». Иными словами, все то доброе, что создано в мире, принадлежит христианской культуре, а поэтому ее назначение состоит в том, чтобы человек увидел Свет Божественной любви во всем, что его окружает; обрел любовь к миру, в котором он живет, потому что этот мир есть творение Божие; обрел любовь к человеку, потому что он есть образ и подобие Божие; обрел любовь к Богом данному Отечеству. Обретение любви позволит каждому человеку научиться строить свои отношения с другими людьми на основе заповедей Божиих. В этом и заключается смысл христианства.
В VI веке император Византийской империи Юстиниан сформулировал православный принцип, идеал взаимоотношений между церковной и светской властью – симфонию властей, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия, гармонии и сотрудничества, синергии по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны». В нынешнее время, основываясь на этом принципе, стоит очень важная задача – выстраивание соработничества Церкви, власти и общества. Только в этом триедином союзе возможно твердо и решительно двигаться в направлении возрождения сильного государства, нравственно здорового общества, богатой и самобытной культуры, которая зиждется на фундаменте Православия.
В настоящее время Боровский район — один из немногих, где осуществляется социокультурный подход к выстраиванию взаимодействия Церкви, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений культуры, социальной защиты и общества. Такой подход является плодом планомерной и согласованной работы, которая ведется на протяжении значительного периода времени.
Вот уже двадцать лет минуло с тех пор, когда первые насельники вновь поселились в стенах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Кроме работ по восстановлению храмов, зданий и стен древней обители важнейшими приоритетами для духовенства и братии стали духовное просвещение, работа с детьми и молодежью, издательская деятельность. Была открыта воскресная школа, педагоги которой также трудились и в общеобразовательных школах, стараясь донести как можно большему числу детей основы традиционной православной культуры.
С прошлого года начался новый этап сотрудничества с образовательными учреждениями, за каждым из которых теперь закреплен священник. И это закономерное продолжение той работы, которая уже много лет ведется в школах и детских садах по формированию культурной педагогической среды на основе духовной традиции. Вот уже в двенадцатый раз в районе проводятся образовательные Свято-Пафнутьевские чтения. Проводятся они Церковью совместно с администрацией района. И каждый раз мы обязательно обсуждаем проблемы введения предмета «Основы православной культуры», качества его преподавания, формирования уклада школьной жизни, в котором все ярче проявляется духовная традиция Православия. Какую бы вы не взяли тему наших чтений, в них ясно звучит озабоченность и готовность вместе решать проблемы возрождения духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности в нашем обществе, а главное в среде детей и молодежи.
Приведу лишь несколько тем чтений:
—Духовно-нравственное просвещение — веление времени.
— Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семьи как основы Российского государства.
— Возрождение духовности через воспитание патриотизма и гражданственности.
— Духовно-нравственное воспитание молодёжи: опыт, традиции, проблемы.
— Духовно-нравственное наследие Святой Руси. Современные подходы к проблеме воспитания.
— Современное образование и духовно-нравственные основы семьи.
Для жителей района, в особенности для педагогов, родителей, воспитателей, Свято-Пафнутьевские образовательные чтения - значимое культурно-просветительское событие. Здесь всегда можно услышать доклады представителей министерства образования и науки из Москвы и Калуги, Российской академии образования, известных писателей, психологов, богословов, а также познакомиться с опытом педагогов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения и молодежи.
Выход на новый уровень соработничества Церкви и государства предполагает понимание главной проблемы современного образования —выбор мировоззренческой основы.
Важнейшая задача сегодня – укоренение мировоззренческой основы нашего образования, проистекающей из естественной традиции православной цивилизации. Сущность необходимых изменений состоит в том, чтобы:
— Отказаться от рационалистичного, искусственно созданного в новой истории атеистического идеологического диктата в образовании.
— Вернуться к традиции великой мировой православной цивилизации, в лоне которой развивается личность, способная продолжать жизнь народов России.
Мировоззрение строится либо на традиции, либо вне традиции. Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот уклад, дух жизни, с помощью которого новое поколение перенимало от предыдущих поколений все необходимое для сохранения своего народа. Традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое лицо, — он исчезает.
В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В случае, когда традиция в воспитании ребенка в семье, школе и социуме выступает в качестве мировоззренческой основы, сформируется полноценная личность. Если же в семье следуют отеческой традиции, а школа и социум вне этой традиции, то неизбежно формируется «разорванное» сознание человека.
Что касается идеологии, созданной вне традиции в какой бы то ни было стране, то её основа всегда рационалистична. Период существования идеологии относительно исторического времени всегда ограничен. И сколько бы идеология не маскировалась под традицию, это будет всегда «искусственная традиция», в отличие от естественной отеческой традиции.
Идеология проистекает из сконструированных человеческим рассудком представлений о жизни, её целях и возможностях. Эти представления при ближайшем рассмотрении отражают прагматические интересы конкретных людей: стремление обогатиться, завоевать власть и влиять на других людей или удержать это влияние. Различные идеологии в стремлении направлять поведение людей зачастую пытаются себе присвоить многие элементы традиции. Эта попытка никогда не бывает вполне успешной, поскольку рассудок не способен создать универсальную основу мировоззрения, которая будет устойчиво воспроизводиться на протяжении многих поколений.
Поэтому идеологии, как правило, изменчивы, существуют не дольше, чем два-три поколения (как пример — скитание евреев после исхода из Египта). Они многообразны и враждуют одна с другой. Традиции народов мира так же многообразны. Но они не враждебны друг другу. Напротив, в традиции заложен механизм взаимодействия с народами, выработавшими другие способы жизни. Идеологии же враждуют, поскольку каждая из них претендует на универсальность, исключительность.
История показывает, что, опираясь первоначально на ценностный базис цивилизационной традиции, идеология очень быстро и лукаво подменяет его на противоположный либо утрачивает, поскольку неспособна освоить механизмы традиции, устойчиво передающей ценностные ориентиры цивилизации из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. В качестве примера искусственно созданной идеологии назовем идеологию глобализма, которую сейчас предлагает нам Запад. Это метод разрушения национальных, культурных и исторических традиций или их подмена, но никоим образом не созидание.
Итак, можно сказать, что идеология — это искусственно замаскированная под традицию мировоззренческая основа, которая не имеет под собой ни опыта жизни, ни мудрости поколений, ничего, кроме человеческого своеумия и своеволия, человеческой корысти и лукавства.
Главная задача нашего времени — уйти от такой идеологии, вернуться к традиционной жизни. В решении этой задачи особую роль играет система образования. Образование всегда являлось частью великой культуры народов. И ни один образованный народ в мире так не поступает со своей культурой, уничтожая её или подменяя, как поступали мы в течение XX века, как продолжаем поступать сейчас, усугубляя искусственно созданный в новой истории идеологический диктат в образовании.
Традиция на личном уровне закладывает цель жизни самого человека. Цель задается не Министерством образования, а складывается в процессе формирования традиции на протяжении сотен и тысяч лет. Эта цель — спасение для жизни Вечной, которое возможно при устремленности растущего человека к совершенному идеалу личности человека — к Иисусу Христу. Традиция дает ценностный ориентир и средства для его достижения.
Сейчас мы спрашиваем, что нужно изменить, чтобы возродить Россию, какое необходимо образование? Вопрос заключается не только в том, каково должно быть содержание образования, но и в том, какая сформируется личность.
Образование должно быть настроено на развитие личности, образ которой выработан тысячелетней традицией православной цивилизации. Сегодня же цель образования, как бы ее ни маскировали, остается такой же, какой была на протяжении всего XX века — воспитать, вырастить человека новой формации, отлученного от традиции. Но если в XX веке это был человек коммунистического будущего, советский человек, то сейчас это человек уже западно-ориентированный, нравственные основы которого базируются на либеральных ценностях.
В систему образования вынуждают привлекать средства для формирования человека, чуждого православной цивилизации, неспособного в ней жить, поддерживать и передавать своим детям. Такой человек настроен только на потребление. Искусственная идеология не призывает человека ставить границы своим вожделениям, напротив, поощряет их возрастание и приучает смотреть на внешний мир, как на источник удовлетворения своих низменных потребностей. Такой человек в отношении внешнего мира – не просветитель и попечитель, а завоеватель и поработитель.
Таким образом, мы обнаруживаем еще один аспект демографической проблемы. Мы воспитываем людей, которым трудно жить в России. Им приятнее жить в западном мире. Мы, по сути, сейчас питаем западный мир не только природными ресурсами, но и людьми достаточно высокого уровня образования, которые формируются в нашей стране. Но даже те, кто остается в России, становятся своеобразными «внутренними эмигрантами». Как и внешние эмигранты, они выросли за счет наших культурных и интеллектуальных ресурсов, но никогда не смогут работать над их воспроизводством, поскольку не имеют представления об истинном источнике развития человека. И это уже результат либерализма в образовании.
В этой связи много вопросов возникает с преподаванием ОПК в рамках новой образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики». Ведь в государственной школе дети должны приобщиться к тому культурному наследию, в котором на протяжении тысячелетий люди, исповедующие разные религии, мирно жили в нашем многонациональном едином российском государстве. Мы должны знать не законы мусульман Арабских Эмиратов или мусульман-ваххабитов, а ислам наших братьев из Татарстана и Башкирии, которые уже много сотен лет живут вместе с нами, не буддизм Гималаев, а буддизм бурятского и калмыцкого народа. Это религии наших соотечественников, которые имеют общую с нами многовековую историю и культуру. Все, что произрастает на благодатной почве нашего культурного бытия и становится вкладом в культурное богатство мира, является принадлежностью православной цивилизации. Для примера можно назвать многих наших художников, писателей, композиторов, инженеров, полководцев, которые не были русскими и носили нерусские фамилии, но при этом являлись великими русскими мастерами. Дело не в крови, не в фамилии, а в том, сопричастен ли ты православной цивилизации, в среде которой ты родился и вырос.
Русскому человеку, русскому не по крови, а по духу, по плечу решать сверхзадачи, и дело здесь даже не в количестве людей. Их может быть много, но каких? Какие будут у них цели, какие задачи для их достижения будут ставить и решать, как будут жить? И «малое стадо» может сохранить Россию, ее культуру, историю и предназначение.
Сейчас в обществе возникает противоречие, когда народ России обращается к вере, к своей традиции, а система образования уповает на атеизм. Это продолжается, несмотря на то, что с 2007 года Госдума внесла дополнение о формировании духовно-нравственной личности в Закон РФ «Об образовании», положив тем самым конец атеистическому подходу.
Чтобы вернуться к воспитанию и развитию личности с целостным мировоззрением, представлением о православной культуре, как неотъемлемой составляющей российской и мировой культуры, необходимо положить традицию православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Для начала предмет «Основы православной культуры» необходимо включить в федеральный образовательный стандарт, чтобы его изучали дети, обучающиеся в государственных школах, без различия вероисповеданий, во всех регионах России. Изучать не православное исповедание, а представление Православия о человеке, его призвании в мире, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди, создавшие нашу цивилизацию, разделяя эти идеалы, оберегали свою душу, строили свой дом и нашу страну, которую завещали хранить, защищать и украшать нам, ныне живущим.
Проблема мировоззренческой основы образования тесно связана с личностью самого учителя, его профессионализмом, духовными и нравственными качествами. Учитель для детей является мудрым наставником, он наставляет своих воспитанников на путь Истины, и каждый предмет, и каждый урок должен иметь главную цель — возвышение и становление личности растущего человека. Задача учителя заключается в том, чтобы ввести ребенка в мир культуры, раскрыть перед ним ее богатство, помочь сориентироваться и поддержать в созидательной активности. Важно показать красоту, чистоту и высоту Православия. Чтобы школьник, вслед за апостолом Петром, бывшим с Господом на Фаворе, сказал бы: «Хорошо нам здесь быть». Так у ребенка возникнет чувство любви ко Христу и Его Церкви, он ощутит: это — свято, это — настоящая жизнь, в которой его душа может обогреться и утешиться. И если за годы учебы в общеобразовательной школе у ребенка сформируется уважение и понимание того места, куда он может прийти в минуты душевного смятения, мы уже сделали многое.
Призвание учителя быть примером и светочем. А для этого нужно не только знать, как правильно жить, но и жить как подобает христианину. Чтобы было всем видно: вот он - русский учитель!