Газета "Вестник" №7 - 2014 г.

«Учим испытывать радость, помогая другим»

 

 Беседа Андрея Сигутина с иереем Димитрием Антоновским, помощником благочинного по работе с молодежью Боровского района, настоятелем храма в честь Святой Троицы в селе Федотово


 

Отца Димитрия Антоновского, помощника благочинного по работе с молодежью Боровского района, настоятеля храма в честь Святой Троицы в селе Федотово, я знаю с того времени, когда он еще не был священнослужителем. Мне доводилось пересекаться с ним по работе над миссионерскими проектами. Уже тогда Дмитрий отличался от своих сверстников спокойствием и рассудительностью... Прошли годы, и вот я как журналист принял участие в одном из  круглых столов, где преподаватели школ Боровского района выражали благодарность священнику Дмитрию Антоновскому за его активную работу с подрастающим поколением. Честно скажу: когда человек, с которым знаком не один год, предстает перед тобой в новом качестве, то испытываешь сложно передаваемые словами чувства радости и некой новизны... Особенно приятно, что батюшка  как миссионер, неся свет православной веры, смог достучаться до многих детских сердец. А дело это весьма непростое. Например, на том же мероприятии один священник о себе честно сказал, что ни за что не пойдет с беседами в школу, так как не обладает педагогическим даром.

-  Отец Димитрий, с какой возрастной категорией молодых людей Вам чаще всего приходится общаться?

- Мы занимаемся со всеми возрастными категориями. В этом нам помогают даже молодые родители, которые приходят сюда со своими детьми. А если имеется в виду личный контакт, индивидуальные беседы, то, в основном, это ребята от девяти до пятнадцати лет, а также  молодые люди от двадцати лет и старше. Старшеклассники на личную беседу со священником идут тяжело, думаю, это связано с каким­то возрастным психологическим моментом.

- Расскажите, какую сейчас проводите работу с детьми и молодежью.

- Мы работаем с подрастающим поколением города Балабаново (включая его окрестности) и села Федотово. Сейчас совместно с директором воскресной школы при нашем храме пытаемся создать военно­патриотический клуб. С осени прошлого года у нас действует секция по рукопашному бою.  Мы проводим различные мероприятия, направленные на то, чтобы сплотить ребят, а также научить интересно и полезно для души и тела проводить свободное время. Два турслета прошло у нас в Федотово. Там протекает река, через которую мы делали несколько серьезных туристических переправ. Первый слет был больше семейным, в нем принимали участие все: от мала до велика. И очень нам это понравилось, потому что сами родители участвовали в организации этого похода. Такая сплоченность нас весьма порадовала. Второй слет был тоже туристический, но уже без палаток. Мы пригласили поучаствовать в нем ребят из трех балабановских школ. До начала слета школьники немного потрудились для восстановления храма: кто песок просеивал, кто доски таскал. Потом мы спустились на нашу поляну: лазили по переправам, жарили сосиски на костре - в общем, ребятам было интересно. Получилось, что ребята и доброе дело сделали - храму помогли, и  получили большое удовольствие от активного отдыха.

- А в турслетах участвуют православные воцерковленные ребята?

- Когда был первый слет, то по большей части мы приглашали воцерковленных ребят. А на второй слет мы набирали уже всех желающих из школ. Многие из них в и храм­то не ходят. У нас с секцией рукопашного боя была такая же история: сначала приглашали только своих, а потом уже всех, кто хочет к нам присоединиться.

- А после походов те ребята, кто раньше в храм не ходил, начинают хотя бы интересоваться Православием?

- Да, сначала они участвуют в каких­то наших мероприятиях, а потом уже некоторые из них и в храм начинают ходить.

Мы не пытаемся приблизить себя к неверующим, показать: «мы такие же, как вы», - это все­таки не так. Человек, который действительно старается быть православным, не совсем такой, как окружающие, и это нормально. Хотелось бы приблизить светскую молодежь к нам. Основной смысл наших мероприятий - научить людей служению другим, дать им понимание того, что жить надо не ради собственного удовольствия. И даже когда мы проводим какие­то развлекательные мероприятия, те же слеты, все участники там работают командой, друг для друга. У них даже задания там были такого плана: кого­то сделали «раненым», и все эти команды должны ему помочь.

- То есть воспитываете в детях коллективизм?

- Да, мы пытаемся научить их испытывать радость, помогая другим. Смысл в том, чтобы жить не только ради себя, но и ради окружающих.

- А мальчишки какого возраста посещают армейский рукопашный бой?

- От девяти лет и старше. Приглашаем  в наш клуб детей вместе с папами. Также берем туда и молодых людей. Для ребят это большая моральная поддержка: они берут пример со взрослых,  так им интереснее и легче. Одно дело - ребята в деревне, которые с малолетства физически трудятся по хозяйству, и другое - мальчишки в городе: им обязательно нужно куда­то прикладывать свою энергию, свою силу. И лучше направить ее именно на воспитание в себе воина. Православный христианин - это духовный воин. И телесная тренировка тут также важна, поскольку душевное и телесное взаимосвязано.

- Что самое главное в работе с детьми и молодежью?

- Главное - привести детей к Богу. Хотя  Господь Сам приводит  людей к Себе. А мы стараемся сделать из ребят настоящих людей, живущих по православным принципам, заповедям Божиим. Тогда они и в храм будут ходить.

- А вам приходилось общаться  с молодыми людьми, которые негативно относятся к вере?

- Приходилось, особенно когда я окормлял воинскую часть. Во время беседы часто бывали такие моменты: ребята, скорее даже не из­за того, что они негативно относятся к Церкви, а из­за этакого «хорохоренья», пытались самоутвердиться перед другими, что­то съязвить. Открытой ненависти среди молодых к Православию я не встречал. Поначалу у людей много сомнений, часто среди них бытует ошибочное мнение, что все священники богачи, рвачи и тому подобное. Но те, кто начинает к нам потихоньку приглядываться, заниматься с нами, постепенно меняет свои взгляды.   

- А с подростками сложно общаться?

- Вообще со всеми сложно общаться: и с детьми, и с подростками, и со взрослыми, - но тут Господь помогает.

- В этой связи нужно ли священнику знание основ психологии?

- Сложно сказать. У меня есть небольшой базис в этом плане: когда­то, еще до семинарии, я работал с детьми, инвалидами, сиротами. Ездил в Москву на обучающие курсы по психологии детей и трудных подростков. Однако зачастую светская психология может завести в тупик. Да, священник должен быть психологом, но психологом православным.

- А вообще православная психология нужна, как вы считаете?

- Все в этом мире нужно, наверное. Для кого­то она нужна. А вообще у всех свой путь, и хорошо любое начинание с благими намерениями, которое не идет в разрез с церковными догматами.

- Сейчас у молодежи много соблазнов. Известный факт, что многие современные школьницы рано вступают в интимные отношения. В беседах касаются ли ребята подобных вопросов?

- В общих беседах, конечно, затрагиваем темы нравственности, целомудрия, не углубляясь в эту тему. Часто бывает, что девчонки и мальчишки сами обращаются с подобными проблемами. Тогда уже беседуем с ними в индивидуальном порядке...

Возвращаясь к нашей деятельности: мы пытаемся своими мероприятиями дать детям альтернативу компьютеру и вообще тому, что предлагает им светский мир. Научить их отдыхать. В понимании современной молодежи отдых - это всякие «тусовки» с распитием алкогольных коктейлей и тому подобное, а мы пытаемся дать им понимание того, что жить можно иначе.

- Как православному надо правильно отдыхать?

- Каждому - свое. Люди все разные, кто­то более активный, кто­то менее, кто­то склонен к созерцанию, кто­то к чему­то другому. У нас поэтому все мероприятия разные: туристические «вылазки», акции помощи, паломнические поездки. Мы пытаемся расширить круг своей деятельности, чтобы каждый нашел себе занятие по душе.

Например, у нас есть идея организовать обучение девушек бальным танцам, но не обычным, а тем, которые были в дореволюционные царские времена. То есть хотим сделать историческую реконструкцию. Именно на этом базисе легко прививать молодым людям этику, нравственность.

Так же и мальчишкам, занимающимся в секции армейского рукопашного боя, уже проще говорить о принципах настоящего мужчины: благородстве, мужественности, ответственности.

- Какова ваша реакция, если, например, во время турслета вдруг кто­то из неверующих ребят закурил или стал сквернословить?

- Там, где мы находимся, никто не курит. У нас есть свои правила, о которых мы предупреждаем ребят заранее. К сожалению, иногда у ребят вылетают бранные слова, очень многие разговаривают на этом языке в повседневной жизни. Но если это происходит случайно, то на это мы особого внимания не обращаем. А если кто­то уже начинает ругаться матом, то, конечно, это мы сразу пресекаем. К тому же я не один этим занимаюсь, у нас несколько мужчин всегда следят за порядком на этих мероприятиях. И когда нужны именно административные меры, то такого рода обязанности лежат на них. Я скорее именно как духовник присутствую на подобных мероприятиях.

- Какие вопросы чаще всего задают вам молодые люди?

- Почему все так плохо, спрашивают многие, не только молодежь. Особенно  это волнует новоначальных. Многие спрашивают: «Почему если Господь есть, так вокруг все плохо?», а подростков волнует их будущая жизнь именно в плане семейных ценностей.

- Что вы обычно отвечаете на вопрос: «Почему все так плохо?»

- Говорю так: то, что вокруг нас происходит, мы делаем сами. Немного рассказываю о первородном грехе. Наш тленный мир постепенно идет к полному разложению вследствие Адамова грехопадения, потому  и происходят болезни, извращения, убийства, войны... Однако Господь по Своей любви все оборачивает верующим во благо: даже когда с нами что­то происходит негативное, Он делает так, что это может привести нас к Нему, Источнику вечной радости.  

- Молодые люди деятельные, их  обязательно нужно чем­то заинтересовывать...

- Этому очень способствуют наши «вылазки» помощи. Планируем «взять шефство» над одинокими бабушками, которые живут здесь в частном секторе: кому дров наколоть, кому снег расчистить и так далее. Отдача есть и очень большая. Ребята это чувствуют, и им это очень помогает.

- Православный христианин должен ли быть счастливым?

- Мы как раз и пытаемся эту радость воспитать. Мне очень понравилось, как ответил отец Тихон (Шевкунов), когда ему задали вопрос: «Почему подростки начинают отходить от веры, даже те, кто алтарничал?» - «Потому, - сказал отец Тихон, - что их не познакомили с Богом в свое время, когда была такая возможность». Они ходили в храм, исполняли какие­то свои обязанности, но именно радости общения со Христом они не получили. Мы как раз пытаемся способствовать тому, чтобы дети познали эту радость общения с Богом.

Андрей Сигутин

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.