Газета "Вестник" №9 - 2014 г.
«Спасибо батюшке, что он есть!..»
- Батюшка, когда вы познакомились с отцом Власием?
- В 1996 году я впервые посетил батюшку. Тогда я был еще мирянин, у нас с женой был очень сложный период в жизни. Мы нуждались в молитвенной и духовной поддержке. Обратиться к отцу Власию мне посоветовал священник, у которого мы духовно окормлялись. Мы поехали в Пафнутьев монастырь, где и встретились с батюшкой.
- И каким было ваше первое впечатление ?
- Первая встреча с батюшкой принесла нам очень большую радость. Наши волнения перед тем, как мы попали к батюшке, наши переживания, томления, проблемы, которые привели нас к нему, растворились в его любви и радости. Навсегда запомнил то состояние, с которым мы выходили в тот день из его кельи - это была необъяснимая радость и такое ощущение, что мы оказались рядышком с Богом, благодаря батюшке, по его молитвам. И главное: этот момент оказался не только самым ярким в нашей жизни, но еще и поворотным, потому что у нас началась новая жизнь, изменение внутреннего состояния - начался наш духовный путь.
- А очередь была к батюшке?
- Тогда нет. В первый раз мы попали на беседу в келью. В то время не было еще ажиотажа вокруг батюшки и была возможность с ним спокойно пообщаться. Например, во время прогулки можно было посидеть с отцом Власием у источника и задать вопросы.
- У многих чад отца Власия при посещении батюшки складывалось впечатление, будто их приняла родная мать, родной отец. Было так у вас?
- Было ощущение присутствия Божия, потому что Господь - Отец и любит всех, а батюшка своими молитвами и внутренним духовным устроением очень приближает к этому состоянию. Поэтому создается такое чувство, что душа очутилась в родном месте.
- Вы знаете батюшку много лет - он всегда спокойный или он может и жестко чтото сказать?
- Я долгое время думал, что батюшка вообще не повышает голос, но однажды я стал свидетелем того, что батюшка, указывая на тяжкий тайный грех одного человека, очень жестко обличил его и даже повысил голос.
Думаю, это была крайняя мера, чтобы достучаться до очерствевшей души.
- Многие отмечают, что когда батюшка ведет прием людей, то он не выходит из келии и ничего не ест.
- Да. Это действительно очень впечатляет, потому что мне как священнику иногда приходится много общаться с людьми: бывает наплыв прихожан, но, признаюсь честно, когда сил уже не хватает и начинаешь себя жалеть, то всегда вспоминаешь батюшку. Ты за день человек 10 принял, ответил на их вопросы, а он ведет прием с пяти часов утра и до позднего вечера, не выходя из келии. И батюшка всех не только внимательно выслушивает, но и отвечает на вопросы, дает советы. Это бывает непросто: люди идут к нему с горем, с вопросами, на которые порой никто не может ответить. Бывает, приходят те, кто уже на пороге смерти, кто имеет неизлечимые заболевания, у кого семейные раздоры, что уже и не знаешь, возможна там совместная жизнь или нет, и батюшка умудряется находить нужные слова для всех.
- С точки зрения человеческой логики, если врач или психолог со ста людьми ежедневно будет общаться от души, с искренним желанием помочь, то через неделю он может просто слечь, в лучшем случае.
- Полагаю, что всетаки своими силами это невозможно делать. Только с Божьей помощью и благодаря тому, что батюшка несет такой крест. Он же несет послушание в монастыре, это его благословение, которое он смиренно исполняет. Мы знаем, что самочувствие порой ему не позволяет вести прием людей, но все равно он никому не отказывает.
- Батюшка очень молодо выглядит, как вы думаете, с чем это связано?
- Думаю, что это Божья благодать так преображает человека. Говорят, что жизнь накладывает на лицо человека отпечаток, а батюшка - человек радостный, позитивный, дающий надежду на спасение. Он учит бороться со своими страстями и через их преодоление стяжать духовную радость, благодать. Думаю, что человек, который несет людям радость, и выглядит соответствующим образом, Господь дает ему силы.
- Батюшка же и стихи пишет, и поет.
- У него замечательная память. Он не только стихи и песни исполняет в огромном количестве, но и веселые русские прибаутки знает. Через них он и ответы дает на вопросы, и поддерживает. Батюшка настолько вовремя и правильно использует их, что они врезаются в память на всю жизнь, даже если ты не понимаешь, что батюшка хочет сказать этой шуткой в данный момент. Многие вещи он говорит задолго до того, как это может исполниться. Эта прибаутка является постоянным напоминанием о нем. И когда приходит момент принятия решения в какойто жизненной ситуации, то ты вспоминаешь ту прибаутку, и находится ответ, который батюшка имел в виду.
- Много слышал от разных людей о чувстве юмора батюшки.
- Батюшка сам все время говорил о чувстве юмора, не мне, но я находился рядом. Женщина, которая похоронила и двух сыновей, осталась совершенно одна, очень сильно унывала. И както она ему сказала: «Я раньше была веселой, шутила, пела песни...», а он ей ответил: «А ты и продолжай шутить и петь песни, потому что добрая шутка не только других поддерживает, она и нас еще укрепляет, и не дает нам унывать».
- Слышал, что батюшка знает несколько иностранных языков. И если к нему приходит человек, например, с Кавказа, он сначала говорит с ним порусски, а потом переходит на его родной язык.
- Да. Я батюшке на его 80летие пел «Многая лета...» на чешском языке, а он допевал на польском...
- А откуда это?
- Это у батюшки спрашивайте. Знаю, что некоторое время отец Власий жил в Грузии и неплохо знает грузинский. Он может говорить поцыгански, украинский язык знает, потому что в начале своего духовного пути батюшка жил на Украине, в монастыре в Хусте.
- Батюшка к тому же много читает.
- Я имел возможность в этом убедиться. У меня были такие ситуации, что он просто доставал томик поучений когото из Святых отцов, открывал определенную страницу и показывал, что нужно прочесть. Это может сделать только человек знающий и читающий книги.
- Есть ли дружба между духовными чадами отца Власия?
- Да, мы общаемся и друг друга поддерживаем. Однако это не значит, что мы устраиваем ежедневные посиделки - нет. Мы знаем друг друга, молимся друг за друга, в какието трудные моменты друг другу помогаем. Както мы приехали в монастырь, а игумен монастыря, узнав, что мы по благословению отца Власия, сказал, что он тоже духовное чадо батюшки, и принял нас с большой радостью. Все нам показал, открыл мощи, почивающие в том монастыре, дал возможность всем, кто приехал, приложиться к ним, рассказал историю монастыря. Слава Богу, благодаря этой дружбе, у нас в храме, например, есть частица мощей святого, которого мы очень почитаем и любим.
- Некоторые называют себя «духовное чадо» такогото батюшки. А как они узнали, что они именно «духовные чада»?
- Не знаю, как другие, но меня батюшка однажды обнял и сказал: «Ты мой...». Вообще духовное чадство определяется тем, выполняешь ты благословения духовника или нет. Можно бить себя в грудь и говорить, что ты духовное чадо, а благословения не выполнять. Очень важно, выполняешь ты данное благословение или нет - это определяющий момент в таком вопросе.
Духовные болезни, как и телесные, надо лечить у одного врача. Если ты обратился к священнику и получил благословение, как идти путем спасения и что нужно делать, то не стоит искушать другого священника, который может благословить на чтото совершенно иное. И у врачей, которые лечат наше тело: у одного одна методика, у другого - другая. Это не значит, что они противостоят друг другу - у них разный подход. То же самое в духовной жизни. Если ты обратился за духовным советом к одному священнику и получил его, то выполняй, что тебе сказали. И не переспрашивай у другого священника, как быть, доказывая при этом: видите, вы подругому сказали... Надо просто выполнять благословение и доводить начатое до конца.
Например, я стал священником по совету отца Власия, который благословил меня поступить в семинарию, хотя на тот момент мне это было не совсем удобно. К батюшке я обращаюсь как к духовно опытному священнику. И для меня это определяющее начало. Бывает так, что люди к нему приезжают в ожидании какогото чуда: мол, батюшка прозорливый - ожидают чегото необыкновенного. А он им, по их праздному любопытству, даст какиенибудь простые советы: не кури, телевизор не смотри, перед телевизором не ешь - и все. И люди приезжают домой разочарованными: как же так, ждали, что он нас преобразит, как Фаворский свет, а он сказал какието банальные вещи. Ответто, на самом деле, очень прост: для чего мы приезжаем к батюшке? Узнать, как спасти свою душу или за чемто иным? Вопросы, конечно, бывают очень сложные, и если батюшка чтото посоветует, опираясь на свой житейский и духовный опыт - очень хорошо. Но самоето главное - мы едем к нему, чтобы получить наставления о спасении: как молиться, как устраивать свою духовную жизнь, для того чтобы спастись, и попросить его молитв.
- Знаю человека, который трижды пытался попасть к отцу Власию на беседу, но до сих пор ему это не удалось... Наверное, на посещение батюшки тоже должна быть воля Божия?
- Конечно, если у вас есть желание и намерение встретиться с батюшкой, то об этом надо молиться. «Толцытеся и отверзется вам». На все воля Божия.
- Интересный случай, связанный с отцом Власием могли бы вспомнить?
- Один человек обратился к батюшке с просьбой о том, чтобы избавиться от курения. Курил он очень много, по две пачки в день, и пытался бросить. Но все его попытки покончить с этой страстью заканчивались чуть ли не предынфарктным состоянием: в течение трех дней он лежал, «умирал» до первой затяжки, а покурит - все отпускало. То есть этот человек на себе явно испытал, что курение - это действительно наркотическая зависимость. Пусть никотин и слабый наркотик, но это наркотик.
Однажды он приехал к отцу Власию и сказал: «Батюшка, я больше не могу, очень хочу бросить курить, потому что и дышать тяжело, и состояние здоровья тяжелое, а сам это сделать не могу...» Батюшка прочитал молитву и сказал: «Выйдешь из монастыря за ворота, последнюю свою сигаретку выкуришь и больше не кури». И вот уже он не курит 18 лет. За все это время он както попытался вновь закурить: была очень тяжелая жизненная ситуация, он купил сигареты, попытался покурить, но понял, что ему это просто не надо... По молитвам батюшки было такое совершенно чудесное избавление от никотиновой зависимости.
- Когда на юбилее отца Власия я разговаривал с его духовными чадами, то понял, какие все мы счастливые люди: имеем возможность общаться с настоящим подвижником, человеком святой жизни.
- Человек, который принимает волю Божию и пытается сообразовать с ней свою, живет и идет, честно выполняя свое предназначение, неся свое послушание перед Господом и людьми, перед настоятелем монастыря. Потому что крест у батюшки, действительно, очень тяжелый.
- Слышал от многих, что у батюшки хорошая память: он помнит всех, кто у него был по именам, их истории, что он человека как будто держит всегда в поле своего молитвенного внимания.
- Да. Когда приходишь к нему, всегда такое ощущение, что он принимает тебя как родного, и ты понимаешь, что он и молится за тебя.
- Батюшка, когда его спросили, как его самочувствие, ответил: «Я здоровый, как конь»...
- Вообще батюшка никогда не жалуется на свое самочувствие, мы всегда видим его бодрым, здоровым. У меня была возможность наблюдать, как, не показывая свое тяжелое физическое состояние, он радостно принимал людей, а у него в это время кровоточили язвы на ногах. И это заболевание, действительно, очень серьезное.
- Что бы вы хотели сказать в заключение нашей беседы?
- Я просто благодарю Господа, что Он меня свел с таким замечательным человеком, как отец Власий, и что батюшка меня, можно сказать, вытащил из грязи и дал направление, в котором я сейчас двигаюсь. Надеюсь, что смогу, по молитвам духовника, пройти этот путь, стяжать благодать и получить спасение Божье. Спасибо батюшке, что он есть!
Андрей Сигутин