Поиск по архиву

Газета "Вестник" №19 - 2014 г.

"Нужен настоящий диалог с молодежью"

"Нужен настоящий диалог с молодежью"

В продолжение статьи «Митрополит Климент посетил лицей «Держава», опубликованной в  еженедельнике «Вестник Свято­Пафнутьева Боровского монастыря» № 17, 2014 г., приводим в сокращении выступление владыки Климента перед учителями, родителями, членами Совета учреждения, а также представителями администрации города Обнинска и духовенством.

В «Державе» я не впервые, но очень впечатлен той работой, которая здесь проводится. Хотелось бы поделиться с вами размышлениями о том, что происходит в жизни нашего общества и, в частности, в молодежной среде. Кажется, все в нашей стране наладилось: нет богоборческой идеологии, Церковь свободна, храмы открываются, много крещеных людей, даже в первом наукограде Обнинске о Христе знают все. Но при всех внешне положительных процессах кризис веры существует и сейчас. Чтобы оставаться христианином, недостаточно принять крещение и носить крестик. Верующий человек — человек верный Богу, через исполнение заповедей доказывающий свою принадлежность Церкви как Телу Христову. Проблемы с верой порождают кризис семьи, а отсюда проистекает демографический обвал, что весьма чувствительно для нашей страны уже сейчас. Некому работать на полях, на стройках, не хватает людей и в сфере обслуживания. Если сравним, сколько у нас детей появилось на свет за последние 25 лет, с тем, сколько рождалось до этого, то ежегодная разница будет более чем в миллион. В первые годы этого практически не было видно, но теперь мы вошли в такую стадию демографического кризиса, что через 40­50 лет коренного населения в России будет менее ста миллионов. Недостаток народонаселения будет восполняться за счет миграции, что будет создавать новые проблемы.

Кроме спада рождаемости на демографическую ситуацию серьезное влияние оказывает и большая смертность, причем у нас большой показатель смертности среди работающего населения и детей. На автодорогах ежегодно погибает от 30 до 40 тысяч, десятки тысяч умирают от употребления наркотиков, сотни тысяч в год гибнут от употребления алкоголя или в результате появившихся от злоупотребления алкоголем болезней. Это, в основном, молодые дееспособные люди. Печальным явлением стал рост случаев суицида среди подростков.

Нельзя не сказать о проблеме абортов. Каждый год в России рождается около полутора миллионов детей, а абортов делается, по официальным данным, более 3 млн. К чему это может привести?.. Несколько лет назад в Москву приезжала сербская делегация. Когда я с ними встречался, то спросил про Косово. Косово для сербов исторический и духовный центр. Тогда я спросил их: «Сколько процентов сербов живут сейчас в Косово?» Они ответили: «Десять процентов». Тогда я задал такой вопрос: «А сто лет назад, сколько было сербов в Косово?» — «Тогда было 75%». — «И сколько детей имеют сербы, а сколько албанцы?» Выяснилось, что сербы имеют одного­двух детей в семье, а албанцы – по 5­6 детей и больше. Всего за сто лет коренным образом изменилась демографическая ситуация. Эта же опасность грозит и России.

Много и других причин, негативно влияющих на демографию в нашей стране. Это большая проблема, которая стоит перед нашим обществом. Мы должны ее решать через укрепление института семьи. Слабая семья – слабое государство, семья без моральных принципов (где все дозволено) – дети растут без любви к Родине и ближним. Раньше эта проблема не стояла так остро, как сейчас. Ее причины – неправильная организация жизни, утрата веры, неправильное понимание роли мужчины и отца в семье.

ХХ век был для России тяжелым: Первая мировая война, гражданская война, репрессии после революции, Великая Отечественная война. В период репрессий и военных событий больше всего погибло мужчин. Многие семьи остались неполными. В результате главой семьи стала женщина, дети росли без отцов. И у них складывалась такая ментальность: мама все решает. Мальчик вырастает, но  он не знает, какова роль отца.

Кроме того, из частного сектора очень много людей переселилось в квартиры: воду носить не нужно, дрова колоть не надо, мужчине остается только телевизор смотреть или за компьютером сидеть — все равно жена в семье все решает. Получается, что даже в полных семьях неполное воспитание: дети не слышат твердого, но справедливого слова отца… Сейчас немало семей, где детям не прививается уважение к отцу. Мать не может за всем уследить. Поменялось настоящее полноценное устройство семьи, где есть отец, мать и дети. Дети всегда с уважением относятся к родителям — отец может наказать, а мать любовью все покроет. Сейчас же только мать должна ребенка и наказать, и явить любовь… После войны было много неполных семей, причина – мужья погибли. Но и сейчас много матерей одиночек, но причины совершенно другие. Мальчик вырос, но не привык быть хозяином в семье. В Калужской области число разводов достигает более 50% от числа браков. Но есть регионы, где на десять браков приходится восемь разводов. Молодежь не знает, что в основе настоящей семьи — жертвенная любовь. Люди не уживаются в семье, они с детства не восприняли, как она должна быть устроена.

 

Зачастую у родителей нет времени
на воспитание детей

У нас дома телевизор появился, когда мне было 16 лет. Сейчас малыш еще в пеленках, а его уже сажают к телевизору, сиди и смотри – только не мешай нашей жизни. Даже в благополучной семье (по нынешним меркам) нет единства. Родители не хотят заниматься детьми, а откупаются от них планшетами, смартфонами, айфонами: «На тебе игрушку, приставку, фильмы – оставь нас в покое…».

Ребенок растет в своем мирке. Родители советуют: найди ответ в интернете, там все объяснят. Подросток следует этому совету и смотрит то, что его «развивает», а точнее растлевает его душу.

В этой связи вспоминаю рассказ Утесова «Дед». В Москву из деревни приехал дед – посмотреть, как там живут люди. И вот он ходил по столице и увидел на афише кинотеатра надпись: «Детям до 16­ти лет смотреть запрещается». Ему стало интересно, и, посмотрев фильм, он сделал вывод: «Я бы мужикам до 60­ти лет запретил такое смотреть!» Поймите, это было сказано в 60­е годы прошлого века, а что у нас сейчас происходит? Приведу современную историю, я ее слышал от родителей, которые спрашивали меня, что им делать? А смятение вызвал следующий эпизод. У них дочь, лет девяти и такой же у соседей был мальчик. Они дружили семьями, и взрослые часто собирались вместе, а детей отправляли посмотреть телевизор в другую квартиру. Девочка как­то приходит и говорит маме: «У меня скоро будет ребенок»! Потом она рассказала, что, находясь в квартире с соседским мальчиком, они имитировали, все что показывали в кино. И как там «героиня», так и девочка посчитала, что у нее будет ребенок.

Родители должны пожертвовать своими интересами ради будущего своих детей. Воспитание детей – это жертва, и в жертву приносится время и силы родителей. Не нужно откупаться от детей подарками, не нужно оставлять их одних у телевизора. Нужно, чтобы дети были рядом, чувствовали любовь родителей, чтобы их внимание и разговоры были понятны и интересны. Мы, взрослые, и так мало времени уделяем детям: работа, дела по дому не позволяют нам быть вместе. Ребенок растет в детском саду, школе, но ему нужна любовь родителей. Он быстро вырастет, а если любви от родителей не почувствует, то и в его сердце не будет любви к ним. Как родители откупались от него подарками, так и он будет откупаться от них.

 

Один ребенок в семье часто
вырастает эгоистом…

Еще одна проблема – зачастую ребенок один в семье. А это обычно приводит к тому, что он вырастает эгоистом, потому что с детства привыкает к мысли, что все должны ему служить. И когда он создает свою семью, то хочет, чтобы опять ему служили – он не привык к жертвенности. Эти проблемы семьи очень печальны, и они сказываются на всем. К вам, учителям, приходят такие дети, и вы с ними должны работать. Ставите ему «двойку», а приходят родители и заявляют, что их сын или дочь должны получать только «пятерки». Проблемы семьи сильно сказываются на всех сторонах жизни нашего общества.

Сейчас в семьях по одному­два ребенка, а где трое – семья считается многодетной. Какая она на самом деле многодетная – обычная семья. Когда я рос, нас у родителей было четверо, и мы не были многодетной семьей, таких семей было много.

 

Активнее развивать внешкольную
деятельность

Надо детей приучать к труду. Когда дети брошены, предоставлены сами себе, тогда у них больше соблазнов совершать плохие поступки. К сожалению, у нас в недостаточном количестве работают молодежные и детские творческие учреждения внешкольной работы — не так, как 25­30 лет назад. Тогда ребенка загружали: были кружки, секции, дома творчества. Дети после школы приходили туда и занимались полезным делом. Сейчас же ребенок стремится поскорей попасть в интернет. Кроме того, технологии последнего времени привели к тому, что молодежь перестала общаться между собой, перестала читать книги, изучать русский язык… Во многом виной тому реклама, которая наносит большой вред стране в нравственном и духовном плане.

 

Нужен настоящий диалог
с молодежью

Молодым людям необходимо чаще говорить об истинных ценностях, о смысле жизни, объяснять, что такое добро и зло. Я призываю священников не только приезжать на праздничные мероприятия к школьникам, но и наладить с ними настоящий диалог. Надо помочь молодым людям, чтобы они не боялись задавать вопросы и делиться своими мыслями.

Спасибо преподавателям «Державы», что так уважительно отзывались о священниках: архимандрите Серафиме, иноке Максиме, отце Сергии – обо всех, кто приходит сюда трудиться. Однако, общаясь с молодежью, надо учитывать ее ментальность. Например, организовывать мероприятия на природе: можно и костер разжечь, и барбекю приготовить, и шашлык пожарить вместе с ребятами. Просто по­человечески пообщаться, чтобы не было психологических преград.

 

Несколько слов об Америке

Учиться можно у всех. Когда я жил в Америке, видел, что там отношения в семье устроены лучше, чем у нас. Мы ругаем Америку: такая сякая! Но делаем это, судя по завезенным к нам дешевым фильмам, которые посеяли разврат, убийства, насилие. В основном, США – это пуританская страна. В 1990 году, когда я уезжал, в США было 248 миллионов населения, а в Советском Союзе – 282 миллиона. Полтора года назад во время встречи с послом Америки в Москве я спросил о нынешней численности населения в его стране. Он ответил: «316 миллионов». За эти 20 лет население увеличилось на более чем на 60 миллионов. Но не подумайте, что это за счет иммиграции. У американцев дозированная иммиграция – 5­7% . Остальные – те, кто там родился, кто своей культурой считает американскую.

В Америке у нас были молодые прихожане, у которых, в среднем, по 3­4 ребенка. И это считалось нормальным. У нашего американского диакона было пять детей. Это естественно для них. Конечно, в вопросе многодетности важны и материальные, и жилищные условия. В нашей коммуналке, или «хрущевке», или в малогабаритной двухкомнатной квартире людям сложно решиться даже на двоих детей, не говоря о третьем ребенке.

В Америке квартиру оценивают по количеству спальных комнат. Большинство американцев живет в своих домах, где три­четыре спальни, холл, рабочие кабинеты, а также 6­8 соток земли. Мы видели из фильмов, что по субботам они косят свой газончик, ребенок к этому привыкает. Он, в свою очередь, растет с сознанием: это моя земля, мой дом,  у него развивается ответственность.

Когда я рос, у нас был частный дом. Отец постоянно нам говорил: «Это ваш дом, сделанный этими руками», — и отец показывал свои руки. А когда человек живет в коммунальной квартире, то не осознает, за что он отвечает. Если это не мое, то я за это не отвечаю. Мы же дома сами смотрели: вот крыша прохудилась – надо заделать, лед появился – надо почистить. Совсем другое воспитание – это очень важно.

У нас бытует выражение «окраина России». Окраина – это что­то второстепенное, на отшибе, полузаброшенное, полузабытое, почти не нужное. В США ни один американец не скажет, что Аляска – окраина Америки. Для них Америка целостная. И нам нужно прививать подобное понимание детям: вот она, Россия, у нас нет окраин – это единая страна. Школьник должен воспринять: где бы он ни жил на просторах нашей Родины, это – Россия.

 

Прививать любовь к русской культуре и языку

На современном этапе важно развивать у детей любовь к русскому языку. Я с сожалением слышу, что в современной школьной программе так мало времени выделяется на изучение классической русской литературы. Очень важно, чтобы молодежь ориентировалась на нашу отечествееную культуру. Молодые люди должны знать историю своей страны. Как­то видел викторину, в которой принимали участие старшеклассники. Им задают вопросы и дают три варианта ответа, из которых нужно выбрать правильный. Один вопрос звучал так: «Кто до Путина был президентом – Юрий Гагарин, Майкл Джексон, Ельцин». Учащиеся 10­11 классов не смогли дать правильный ответ. Они не знают современных исторических фактов, не знают  то, что было 15­20 лет назад… Необходимо помочь молодым россиянам изучать историю родной страны.

В заключение встречи владыка Климент отвечал на вопросы. Один из них запомнился больше всего, так как вызвал дружный смех в зале. Митрополита спросили: «Можно ли давать деньги в долг на Страстной седмице?» Владыка на это мудро ответил: «Добро надо делать всегда!..» И добавил: «Помните, Господь дал нам жизнь, чтобы мы научились сами и научили других делать добро…»

 

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь