Газета "Вестник" №19 - 2014 г.
"Нужен настоящий диалог с молодежью"
"Нужен настоящий диалог с молодежью"
В продолжение статьи «Митрополит Климент посетил лицей «Держава», опубликованной в еженедельнике «Вестник СвятоПафнутьева Боровского монастыря» № 17, 2014 г., приводим в сокращении выступление владыки Климента перед учителями, родителями, членами Совета учреждения, а также представителями администрации города Обнинска и духовенством.
В «Державе» я не впервые, но очень впечатлен той работой, которая здесь проводится. Хотелось бы поделиться с вами размышлениями о том, что происходит в жизни нашего общества и, в частности, в молодежной среде. Кажется, все в нашей стране наладилось: нет богоборческой идеологии, Церковь свободна, храмы открываются, много крещеных людей, даже в первом наукограде Обнинске о Христе знают все. Но при всех внешне положительных процессах кризис веры существует и сейчас. Чтобы оставаться христианином, недостаточно принять крещение и носить крестик. Верующий человек — человек верный Богу, через исполнение заповедей доказывающий свою принадлежность Церкви как Телу Христову. Проблемы с верой порождают кризис семьи, а отсюда проистекает демографический обвал, что весьма чувствительно для нашей страны уже сейчас. Некому работать на полях, на стройках, не хватает людей и в сфере обслуживания. Если сравним, сколько у нас детей появилось на свет за последние 25 лет, с тем, сколько рождалось до этого, то ежегодная разница будет более чем в миллион. В первые годы этого практически не было видно, но теперь мы вошли в такую стадию демографического кризиса, что через 4050 лет коренного населения в России будет менее ста миллионов. Недостаток народонаселения будет восполняться за счет миграции, что будет создавать новые проблемы.
Кроме спада рождаемости на демографическую ситуацию серьезное влияние оказывает и большая смертность, причем у нас большой показатель смертности среди работающего населения и детей. На автодорогах ежегодно погибает от 30 до 40 тысяч, десятки тысяч умирают от употребления наркотиков, сотни тысяч в год гибнут от употребления алкоголя или в результате появившихся от злоупотребления алкоголем болезней. Это, в основном, молодые дееспособные люди. Печальным явлением стал рост случаев суицида среди подростков.
Нельзя не сказать о проблеме абортов. Каждый год в России рождается около полутора миллионов детей, а абортов делается, по официальным данным, более 3 млн. К чему это может привести?.. Несколько лет назад в Москву приезжала сербская делегация. Когда я с ними встречался, то спросил про Косово. Косово для сербов исторический и духовный центр. Тогда я спросил их: «Сколько процентов сербов живут сейчас в Косово?» Они ответили: «Десять процентов». Тогда я задал такой вопрос: «А сто лет назад, сколько было сербов в Косово?» — «Тогда было 75%». — «И сколько детей имеют сербы, а сколько албанцы?» Выяснилось, что сербы имеют одногодвух детей в семье, а албанцы – по 56 детей и больше. Всего за сто лет коренным образом изменилась демографическая ситуация. Эта же опасность грозит и России.
Много и других причин, негативно влияющих на демографию в нашей стране. Это большая проблема, которая стоит перед нашим обществом. Мы должны ее решать через укрепление института семьи. Слабая семья – слабое государство, семья без моральных принципов (где все дозволено) – дети растут без любви к Родине и ближним. Раньше эта проблема не стояла так остро, как сейчас. Ее причины – неправильная организация жизни, утрата веры, неправильное понимание роли мужчины и отца в семье.
ХХ век был для России тяжелым: Первая мировая война, гражданская война, репрессии после революции, Великая Отечественная война. В период репрессий и военных событий больше всего погибло мужчин. Многие семьи остались неполными. В результате главой семьи стала женщина, дети росли без отцов. И у них складывалась такая ментальность: мама все решает. Мальчик вырастает, но он не знает, какова роль отца.
Кроме того, из частного сектора очень много людей переселилось в квартиры: воду носить не нужно, дрова колоть не надо, мужчине остается только телевизор смотреть или за компьютером сидеть — все равно жена в семье все решает. Получается, что даже в полных семьях неполное воспитание: дети не слышат твердого, но справедливого слова отца… Сейчас немало семей, где детям не прививается уважение к отцу. Мать не может за всем уследить. Поменялось настоящее полноценное устройство семьи, где есть отец, мать и дети. Дети всегда с уважением относятся к родителям — отец может наказать, а мать любовью все покроет. Сейчас же только мать должна ребенка и наказать, и явить любовь… После войны было много неполных семей, причина – мужья погибли. Но и сейчас много матерей одиночек, но причины совершенно другие. Мальчик вырос, но не привык быть хозяином в семье. В Калужской области число разводов достигает более 50% от числа браков. Но есть регионы, где на десять браков приходится восемь разводов. Молодежь не знает, что в основе настоящей семьи — жертвенная любовь. Люди не уживаются в семье, они с детства не восприняли, как она должна быть устроена.
Зачастую у родителей нет времени
на воспитание детей
У нас дома телевизор появился, когда мне было 16 лет. Сейчас малыш еще в пеленках, а его уже сажают к телевизору, сиди и смотри – только не мешай нашей жизни. Даже в благополучной семье (по нынешним меркам) нет единства. Родители не хотят заниматься детьми, а откупаются от них планшетами, смартфонами, айфонами: «На тебе игрушку, приставку, фильмы – оставь нас в покое…».
Ребенок растет в своем мирке. Родители советуют: найди ответ в интернете, там все объяснят. Подросток следует этому совету и смотрит то, что его «развивает», а точнее растлевает его душу.
В этой связи вспоминаю рассказ Утесова «Дед». В Москву из деревни приехал дед – посмотреть, как там живут люди. И вот он ходил по столице и увидел на афише кинотеатра надпись: «Детям до 16ти лет смотреть запрещается». Ему стало интересно, и, посмотрев фильм, он сделал вывод: «Я бы мужикам до 60ти лет запретил такое смотреть!» Поймите, это было сказано в 60е годы прошлого века, а что у нас сейчас происходит? Приведу современную историю, я ее слышал от родителей, которые спрашивали меня, что им делать? А смятение вызвал следующий эпизод. У них дочь, лет девяти и такой же у соседей был мальчик. Они дружили семьями, и взрослые часто собирались вместе, а детей отправляли посмотреть телевизор в другую квартиру. Девочка както приходит и говорит маме: «У меня скоро будет ребенок»! Потом она рассказала, что, находясь в квартире с соседским мальчиком, они имитировали, все что показывали в кино. И как там «героиня», так и девочка посчитала, что у нее будет ребенок.
Родители должны пожертвовать своими интересами ради будущего своих детей. Воспитание детей – это жертва, и в жертву приносится время и силы родителей. Не нужно откупаться от детей подарками, не нужно оставлять их одних у телевизора. Нужно, чтобы дети были рядом, чувствовали любовь родителей, чтобы их внимание и разговоры были понятны и интересны. Мы, взрослые, и так мало времени уделяем детям: работа, дела по дому не позволяют нам быть вместе. Ребенок растет в детском саду, школе, но ему нужна любовь родителей. Он быстро вырастет, а если любви от родителей не почувствует, то и в его сердце не будет любви к ним. Как родители откупались от него подарками, так и он будет откупаться от них.
Один ребенок в семье часто
вырастает эгоистом…
Еще одна проблема – зачастую ребенок один в семье. А это обычно приводит к тому, что он вырастает эгоистом, потому что с детства привыкает к мысли, что все должны ему служить. И когда он создает свою семью, то хочет, чтобы опять ему служили – он не привык к жертвенности. Эти проблемы семьи очень печальны, и они сказываются на всем. К вам, учителям, приходят такие дети, и вы с ними должны работать. Ставите ему «двойку», а приходят родители и заявляют, что их сын или дочь должны получать только «пятерки». Проблемы семьи сильно сказываются на всех сторонах жизни нашего общества.
Сейчас в семьях по одномудва ребенка, а где трое – семья считается многодетной. Какая она на самом деле многодетная – обычная семья. Когда я рос, нас у родителей было четверо, и мы не были многодетной семьей, таких семей было много.
Активнее развивать внешкольную
деятельность
Надо детей приучать к труду. Когда дети брошены, предоставлены сами себе, тогда у них больше соблазнов совершать плохие поступки. К сожалению, у нас в недостаточном количестве работают молодежные и детские творческие учреждения внешкольной работы — не так, как 2530 лет назад. Тогда ребенка загружали: были кружки, секции, дома творчества. Дети после школы приходили туда и занимались полезным делом. Сейчас же ребенок стремится поскорей попасть в интернет. Кроме того, технологии последнего времени привели к тому, что молодежь перестала общаться между собой, перестала читать книги, изучать русский язык… Во многом виной тому реклама, которая наносит большой вред стране в нравственном и духовном плане.
Нужен настоящий диалог
с молодежью
Молодым людям необходимо чаще говорить об истинных ценностях, о смысле жизни, объяснять, что такое добро и зло. Я призываю священников не только приезжать на праздничные мероприятия к школьникам, но и наладить с ними настоящий диалог. Надо помочь молодым людям, чтобы они не боялись задавать вопросы и делиться своими мыслями.
Спасибо преподавателям «Державы», что так уважительно отзывались о священниках: архимандрите Серафиме, иноке Максиме, отце Сергии – обо всех, кто приходит сюда трудиться. Однако, общаясь с молодежью, надо учитывать ее ментальность. Например, организовывать мероприятия на природе: можно и костер разжечь, и барбекю приготовить, и шашлык пожарить вместе с ребятами. Просто почеловечески пообщаться, чтобы не было психологических преград.
Несколько слов об Америке
Учиться можно у всех. Когда я жил в Америке, видел, что там отношения в семье устроены лучше, чем у нас. Мы ругаем Америку: такая сякая! Но делаем это, судя по завезенным к нам дешевым фильмам, которые посеяли разврат, убийства, насилие. В основном, США – это пуританская страна. В 1990 году, когда я уезжал, в США было 248 миллионов населения, а в Советском Союзе – 282 миллиона. Полтора года назад во время встречи с послом Америки в Москве я спросил о нынешней численности населения в его стране. Он ответил: «316 миллионов». За эти 20 лет население увеличилось на более чем на 60 миллионов. Но не подумайте, что это за счет иммиграции. У американцев дозированная иммиграция – 57% . Остальные – те, кто там родился, кто своей культурой считает американскую.
В Америке у нас были молодые прихожане, у которых, в среднем, по 34 ребенка. И это считалось нормальным. У нашего американского диакона было пять детей. Это естественно для них. Конечно, в вопросе многодетности важны и материальные, и жилищные условия. В нашей коммуналке, или «хрущевке», или в малогабаритной двухкомнатной квартире людям сложно решиться даже на двоих детей, не говоря о третьем ребенке.
В Америке квартиру оценивают по количеству спальных комнат. Большинство американцев живет в своих домах, где тричетыре спальни, холл, рабочие кабинеты, а также 68 соток земли. Мы видели из фильмов, что по субботам они косят свой газончик, ребенок к этому привыкает. Он, в свою очередь, растет с сознанием: это моя земля, мой дом, у него развивается ответственность.
Когда я рос, у нас был частный дом. Отец постоянно нам говорил: «Это ваш дом, сделанный этими руками», — и отец показывал свои руки. А когда человек живет в коммунальной квартире, то не осознает, за что он отвечает. Если это не мое, то я за это не отвечаю. Мы же дома сами смотрели: вот крыша прохудилась – надо заделать, лед появился – надо почистить. Совсем другое воспитание – это очень важно.
У нас бытует выражение «окраина России». Окраина – это чтото второстепенное, на отшибе, полузаброшенное, полузабытое, почти не нужное. В США ни один американец не скажет, что Аляска – окраина Америки. Для них Америка целостная. И нам нужно прививать подобное понимание детям: вот она, Россия, у нас нет окраин – это единая страна. Школьник должен воспринять: где бы он ни жил на просторах нашей Родины, это – Россия.
Прививать любовь к русской культуре и языку
На современном этапе важно развивать у детей любовь к русскому языку. Я с сожалением слышу, что в современной школьной программе так мало времени выделяется на изучение классической русской литературы. Очень важно, чтобы молодежь ориентировалась на нашу отечествееную культуру. Молодые люди должны знать историю своей страны. Както видел викторину, в которой принимали участие старшеклассники. Им задают вопросы и дают три варианта ответа, из которых нужно выбрать правильный. Один вопрос звучал так: «Кто до Путина был президентом – Юрий Гагарин, Майкл Джексон, Ельцин». Учащиеся 1011 классов не смогли дать правильный ответ. Они не знают современных исторических фактов, не знают то, что было 1520 лет назад… Необходимо помочь молодым россиянам изучать историю родной страны.
В заключение встречи владыка Климент отвечал на вопросы. Один из них запомнился больше всего, так как вызвал дружный смех в зале. Митрополита спросили: «Можно ли давать деньги в долг на Страстной седмице?» Владыка на это мудро ответил: «Добро надо делать всегда!..» И добавил: «Помните, Господь дал нам жизнь, чтобы мы научились сами и научили других делать добро…»