Газета "Вестник" №20 - 2014 г.

Мы не должны показывать свои страсти

Печально, но в Интернете нередко можно столкнуться с тем, что православные ругаются и нетактично полемизируют в соцсетях и на форумах. Казалось бы, социальные сети созданы для преодоления одиночества. Однако именно там порой возникают крайне непримиримые сетевые споры, переходящие в словесные «боевые действия» с четкой градацией «свой­чужой». В пылу дискуссии, когда не хватает аргументов, стороны часто переходят на оскорбления личности. Увы, такое неэтичное и бескультурное поведение верующие зачастую пытаются оправдать какой­нибудь известной святоотеческой цитатой. Не случайно одно из самых поминаемых святоотеческих изречений в сети: «Молчанием предается Бог».  Как­то протоиерей Павел Великанов сказал, что главным правилом для православного в интернете должно стать: «Не нагадь». Воистину пишущим в интернете стоит помнить, что любое действие в соцсети есть действие публичное, а значит, прежде всего его необходимо рассматривать именно с этой точки зрения. О том, как верующим даже в самых жарких спорах не терять границы не то, что христианского благоразумия, а просто человеческого достоинства, наша беседа с иереем Игорем Йовбаком, настоятелем храма в честь мчч. Гурия, Самона и Авива. 

— Отец Игорь, к сожалению, на православных интернет­форумах часто можно встретить много негатива и злобы. Что вы думаете по этому поводу?

— Православного христианина характеризует присутствие в нем Духа Святаго. Это есть свидетельство нашего православия. Мы должны помнить, что Христос есть Любовь. Все наши высказывания и вообще вся наша жизнь должна сообразовываться с заповедями Божьими. Если этого не происходит, то является ли это православием?

Когда верующие начинают высказывать негатив, который сам по себе противоречит заповедям Христовым, то, думаю, эти люди погрешают против самих понятий «православие» и «христианство». 

— Возможно, споря друг другом на страницах интернета, люди не отдают себе отчета, что их высказывания будут читать другие?

— Думаю, существует несколько объяснений такого неадекватного поведения. Есть люди, скажем так, склонные к эпатажу. Во что бы то ни стало они хотят ощутить себя социально­значимыми, высказывая этакое «свое» мнение, которое привлечет всеобщее внимание. Другие поступают так по своей гордыне и тщеславию. Тщеславному человеку важно испытывать чувство, когда на него обращают внимание, – он этим живет. Также, возможно, кто­то не разбирается в определенной теме, но находится на эмоциональной волне, попав в информационный ажиотаж. Такие участники форума, не успев подумать и поразмыслить, начинают высказывать какие­то мнения, навязанные, порой совершенно чуждыми интернет­источниками.

Очень мало людей, которые сохраняют рассудительность и здравомыслие, общаясь в интернете. Прежде чем публиковать какие­то свои мнения и высказывания в средствах массовой информации, нужно не только сто раз подумать, но и взвесить свои слова, проверить достоверность сведений, которыми собираешься поделиться. Мы несем ответственность за то, что говорим и пишем. Бывает такое, что человек начинает распространять информацию с одного сайта на другой, пускает эмоциональную и информационную волну, а потом выясняется, что это просто «утка», обман. Некоторые начинают делать в своих блогах перепосты информации, которая уже давно устарела. К тому же нужно учитывать, что, в связи с определенными политическими событиями, идет информационная война.

— В Писании говорится, что «каковы мысли у человека, таков и он». Психологи же считают, что первая эмоциональная реакция показывает подлинное психологическое и душевное состояние человека. Выходит, что человек считает себя православным, а с этой злобой не борется.

— Совершенных людей нет. Тем не менее, православные люди, когда высказываются по поводу каких­то событий, должны четко понимать, что им необходимо сохранять дух мирен. Если в нас нет этого основного проявления присутствия Духа Святаго, значит, все наши высказывания – всего лишь субъективное человеческое мнение. Более того, если человек при этом  выражает гнев и негатив, то тем самым обнажает свои духовные немощи. Считаю, что в этом отношении православным христианам нужно быть очень деликатными и осторожными. Мы не должны показывать свои страсти и немощи. Мало того, что мы сами грешим, так еще и ввергаем в грех малых.

— Более того, таким поведением мы отпугиваем тех, кто только на пути к храму. Кто пойдет туда, где злые сообщества?

— Есть и такой момент: новоначальный, делающий первые шаги в вере, еще духовно неопытен. И очень важно, чтобы рядом с ним был духовник, который бы оградил его от всевозможных крайностей, которым подвержен неофит. Как правило, в неофитский период люди совершают ошибки, ввергая в искушение, в соблазн ближних своих. Именно неофитам свойственна излишняя эмоциональность высказываний, потому что, приняв Христа, им хочется поделиться этой радостью, но они не всегда четко понимают, как это лучше сделать.

Православные люди должны являться примером, особенно, для тех, кто делает первые шаги в сторону Бога, а не искушением и соблазном для окружающих. Наши действия и слова должны вести людей к Богу.

Нам необходимо и самим понимать, что значит быть православными христианами. Считаю, что очень важно принимать участие в Таинствах: исповедоваться, причащаться. Однако православный христианин не заканчивает свою духовную жизнь после окончания богослужения. Вся его жизнь должна сообразовываться со Христом, Господь – ее стержень. Если мы не живем в Богопредстоянии, то отходим от Христа и соблазняем своими неправильными высказываниями людей, желающих стать православными христианами.

— Беда в том, что зачастую негатив пишут люди воцерковленные, много лет находящиеся в православной церкви, считающие себя корифеями, а не неофитами...

— Старость и мудрость – неравнозначные понятия.

— Вы говорите о Христоцентричности. Как встретиться со Христом?

— Думаю, как первый шаг к этому – не стесняться искать духовно опытных наставников. Святые Отцы поучали так: искуси отца своего духовного, и если он погрешает против заповедей Божиих, отряси прах с ног своих и ищи другого.

Также важно, чтобы духовник, к которому ты обращаешься и который должен довести тебя до понимания глубин христианства, имел возможность тебя выслушать, принять и дать правильный совет. К тому же нужно не только слушать духовника, но и самому изучать православное вероучение, читая Евангелие и богословскую литературу, хотя бы для новоначальных. В общем, нужно самообразовываться, чтобы не просто участвовать в Таинствах, но и понимать, что  происходит во время богослужений. Опять же, мы должны сообразовывать нашу жизнь с Евангелием. К великому сожалению, многие прихожане Священное Писание знают плохо. Мы на нашем приходе собираемся открыть курсы для новоначальных, где будем изучать Писание, введение в литургику, чтобы люди имели догматические понятия о Христе и могли понимать богослужение. 

— По мнению некоторых православных, найти духовника сейчас практически невозможно, поскольку святитель Игнатий Брянчанинов еще в позапрошлом веке сказал, что ныне духовников не осталось.

— Действительно, найти духовника в идеальном понимании этого слова довольно сложно. Но можно найти священника, который служит достаточно долго. И нужно, мне кажется, обратить внимание не только на то, насколько он разбирается в святоотеческих цитатах и поучениях, но еще и в какой мере он стяжает Дух Святой. Основная задача священника – стяжание Духа Святого, молитва. То есть духовник прежде всего должен быть молитвенником. Часто происходит некая подмена: батюшки становятся строителями, просветителями, организаторами, координаторами, бизнесменами, издателями, – но самое­то главное, чтобы священник пребывал в молитве. И если этого не происходит, то человеку, ищущему себе духовного руководителя, нужно быть очень аккуратным и осторожным. У такого священника может не быть необходимого духовного опыта. Возможно, он имеет богатый опыт администратора, но как духовник может  завести не туда.

Продолжение в следующем номере.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.