Газета "Вестник" № 34 - 2014 г.

"Патриотическое воспитание должно быть истинным"

По статистике, в России более 70% граждан считают себя православными. Из них воцерковленных лишь несколько процентов (по разным данным, от трех до семи). Мне удалось пообщаться с врачом и тренером из города Балабаново Дмитрием Бадявиным, который как раз входит в эти несколько процентов – он крепкий воцерковленный православный христианин. Радует и то, что детей он не просто тренирует и учит приемам самообороны, но именно развивает их духовно­нравственно, приобщая к православной вере.  Наш сегодняшний  разговор – о патриотизме и мужском воспитании подрастающего поколения.

— Каким должно быть патриотическое воспитание?

— Патриотизм — краеугольный камень государственности. Когда говорят о патриотизме, подразумевают сложное положение вещей в Отечестве. Раньше, в мирные времена, любовь к Родине проявлялась в непрерывном чувстве светлой и чистой радости, люди сердцем обнимали родную землю­матушку и трудились...

Когда приходит неблагополучие или беда, любовь к Родине обращается в патриотизм. «Патэр», «падре» — означает «отец». «Как делали отцы, так делаем и мы» — это помогает выживать. Речь идет о  традиционном образе жизни народа, а не   о бездумном копировании и подражании.

Патриотизм как инструмент нацелен на выравнивание и  устранение возникшего социального дисбаланса через соблюдение традиционного порядка. К сожалению, добрые вековые традиции нынче утрачены, изгнаны, высмеяны или извращены. Если существует несколько вариантов толкования патриотизма, каждое из которых претендует на доминирование, значит, может появиться несколько направлений патриотического воспитания.

Как же поступали отцы?  Отцы есть светские и духовные. К первым относятся отцы­основатели города, отцы­основатели государства, ко вторым — отцы — носители Святаго Духа, святые отцы. На Руси двуглавый орел символизировал единство духовной власти и гражданской. Если такого единства нет, то патриотизма будет, как минимум, два.

Так как сейчас в моде реформизм и плюрализм мнений, то редко встречается верное понимание патриотизма. В разговоре стоит только произнести слова «патриотизм» или «национализм» ­ сразу получаешь массу странных и безосновательных суждений.

На Святой Руси был святой патриотизм. В Союзе Советских Социалистических Республик  патриотизм был советский. Патриотическое воспитание должно быть истинным. Как известно, дерево, не приносящее доброго плода, будет спилено.

—Как правильно в детях воспитывать патриотизм, через какие средства это лучше делать?

— Через «средство» под названием «отец». Есть такая статистика, что если в православной семье мать воцерковлена, а отец – нет, то в храм придет семь­десять процентов детей. Если же отец воцерковлен, а мать – нет, то семьдесят четыре процента детей придет в храм и будет воцерковляться. Поэтому для патриотического воспитания крайне важно благочестие родителей – отец и мать, бабушки и деды, всегда подающие своей жизнью правильный пример. «Если дед – кремень, то и внук – полный Георгиевский кавалер». Семья – единый организм, и если в ней совет да любовь,  все ладно да складно, то патриотизму отдельно учить не нужно.

Говорить с Богом и говорить о Боге – разные вещи. Патриотизм – это целенаправленные действия, а не разговоры. А мы лишь говорим о патриотизме, как стоящие на берегу говорят про реку – инфантильно­созерцательно.

На государственном уровне требуется рвение грамотных ответственных работников и их поддержка. Этого пока не наблюдается.

— Компетенция низкая.

— Да, и самое главное – нет духа, они не горят, то, что они делают, им неинтересно. Это функционерство. Один подвижник в XIX столетии сказал, что придет время, когда каждой лодкой станет управлять самый неподходящий для этого из сидящих в ней.

Раньше действительно воспитывала улица. И великолепно воспитывала. Было время, когда на улице чувствовалась семейственность. Любого прохожего называли по­родственному: мать, отец, доченька, братец, внучок. Сейчас  любую старушку бабушкой можно назвать, да смысл обращения к человеку уже не тот…  Бывало, заберется малец Тимоха к деду Кузьме огурцов набрать. Поймает его Кузьма, отведет к отцу. Тимохе отец всыплет, старший брат взбучку даст, и целую неделю на улице от проходящих мужиков и ребят щелчки по лбу и подзатыльники собирать будет. Чтоб неповадно было. И помогало.

Самая яркая и действенная возможность прививки патриотизма была у мужика. В русской народной традиции мужик — это не тот, у которого крошки в бороде,  шмыгает носом, лохматый и тугодум. Мужик — это надежность, основательность, он хозяин своих слов и поступков. Он знает, когда ему сеять, когда веять. Не любит дебатов и философствований. Заболел и невмочь – отлеживается, полегчало — уже в поле. Вот такой мужик имел сильное влияние и оказывал воздействие на «окружающий несознательный элемент».

— То есть человек дела.

—  В нем основательность, в нем нет виртуальности. Почему в нас нет цельности – мы все виртуалы. Мы прикованы к компьютерам и телевизорам. Интернет, видео, социальные сети есть, а нас – нет. Масс­медиа — вот одно из имен врага.

— Какие уроки можно вынести из событий на Майдане, ведь у них все было построено вроде как на национализме?

— Нет, там национализма нет совершенно. Мы все знаем выражение ­ «за и против». Но издержки нашего образования привели к тому, что мы не пользуемся понятием «псевдо». И оно везде пляшет и всему у нас вредит. Как говорится, ложка дегтя портит бочку меда.

— Известно, что с конца 90­х годов молодежи они промывали мозги. Ты ­ украинец, слава Украине, только Украина, национализм. И к чему это сейчас привело – мы видим.

— Мы имеем дело с псевдонационализмом. И это – результат длительной психоманипулятивной селекции. Национализм как общественное явление для большинства – неизменно что­то очень плохое. В разговорах о национализме вспоминаю один диалог:

— Если с тебя снять кожу,  конечно же, безболезненно,  как тебе будет, хорошо или плохо?

— Конечно, плохо: кровью истеку, бактерии сожрут меня, могу переохладиться, перегреться или просто развалиться, потому что кожа держит форму моего тела.

— То есть ты признаешь, что у тебя есть границы, внутри которых все – только твое, и ты единственный знаешь, как тебе лучше.

— Да, конечно.

 Вот на этом примере показан здоровый национализм. Это ни что иное, как система безопасности, совокупность механизмов и сознательных мероприятий по поддержанию постоянства своего собственного внутреннего устроения в условиях существования одной или нескольких угроз благополучию и даже существованию.

Еще пример здорового национализма. Если в глаз попадает соринка, то  потечет слеза, если в нос что­то попало – чихнешь, если в желудке отрава оказалась – он вывернется наизнанку. То есть ни один из органов тела терпеть попирание своей «суверенности» не будет, да и не должен.

Поэтому здорового национализма на Украине нет – там есть искусственный селекционный агрессивный псевдонационализм с политическим уклоном, то есть шовинизм, нацизм, фашизм.

— Каким евангельским принципом вы руководствуетесь во время занятий в спортзале?

— «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Заповеди нужно исполнять не только в храме или по пути туда, а всегда, в том числе и в спортзале. Мы не имеем благословения на то, чтобы ходить и проповедовать. Но имеем обязанность шествовать в Царство Небесное не отвлекаясь. И людей, которые к нам приходят, не мы позвали пиаром или рекламой – Господь их привел. Осенив себя крестным знамением, помолясь, мы приступаем к совершенствованию тела, души, духа.

— Насколько эффективен спорт для молодежи, с точки зрения воспитания патриотизма?

— Сейчас по ряду причин спорт — это ущербное явление в нашей жизни. С одной стороны, чахлая молодежь (ей спорт как перегрузка противопоказан), с другой  —  финансовые манипуляции, с третьей — азарт (болельщик по­итальянски — «тиффози»), с четвертой – простое убийство времени, с пятой — бессмысленность, неактуальность видов спорта. Футбол, хоккей, керлинг — можно сказать, вообще не спорт, а игра и развлечение.

В античности был культ тела, к тому же толпы хорошо обученных воинов, когда заканчивались войны, не знали чем заняться. Они не умели ничего другого делать, кроме как воевать. Для них­то и были придуманы мирные олимпийские игры, чтобы праздные вояки ничего не натворили. Сейчас, в XXI веке, нужно заниматься уже другими вещами, а мы застряли на средневековье, если не раньше. Все кидаем копья, молоты или диски — сейчас это неактуально. Поэтому советовал бы направить усилия на развитие прикладных физкультурных моментов. Было же раньше БГТО: с винтовками люди плавали.

— Сейчас опять будут вводить ГТО.

— Простите, но думаю, что это будет формально. Нигде в жизни не будет такой задачи, чтобы подтянуться 20 раз или прыгнуть с места в длину. И умение бросать – похвальнее не в даль, а в цель.

— Тем не менее, это опять возрождается.

— К сожалению, очень медленно и однобоко. Соглашаясь с тем, что есть какие­то подвижки, мы невольно одобряем то, что это буксует.

— А чем вы занимаетесь с детьми?

— У нас в обществе есть воспитание, образование, но нет программ системного развития организма. Чем занимается образование? Создает квалифицированного работника. Что такое воспитание? Это создание вежливого собеседника. Нас интересует развитие личности (душевное и духовное), а также совершенствование ее физической культуры. Для такого развития человеку нужно создание таких ситуаций, которые раскрывают его многогранно.

Высшее мастерство при нападении на вас — то, которое освобождает человека от зла, с которым он к вам приступил. Ты не пострадал, и он не пострадал, но преобразился. Воспитывающая конфронтационная ситуация.

Поэтому мы занимаемся больше всего развитием способности быть естественным.

Если говорить о единоборствах, то есть нападающие стили, защищающиеся либо смешанные. А здесь мы пытаемся разрабатывать игровое направление.

— А конкретно, что вы делаете?

— Начинаю с того, что у ребенка должно быть освоено понятие пространства вокруг себя. Для этого тело ребенка тормошу, раскачиваю, вращаю, – он хохочет, ему нравится. Потом начинаю подбрасывать его на руках, перекидывать через свои плечи — выходит как бы имитация спортивных танцев.

Древние воины «тренировали» младенца, который только­только научился лежать на животе, так: они катили на него нечто подобное легкому шарику, из какой­нибудь рисовой бумаги. Он раз до его лобика докатился, два – ребенку это не нравится. На третий раз он подставил ручонку — это уже поступок воина, хотя этому «воину» всего несколько недель от рождения. Так и здесь, вращая ребенка, помогаем ему развиться в ориентировании и чувстве равновесия.

И вот с одним мальчишкой я так занимался. Прошло время, стал уже вводить технику бросков: применяю переднюю или заднюю подножку, подсечку – ребенок шлепается, ему это не нравится, он пытается как­то отреагировать. И тут он раскрывает сам себя в этой ситуации, – я только помогаю ее создать, — и либо начинает активно атаковать сам, либо контратаковать, либо пытаться преодолеть это, балансируя. И вот однажды я бросаю ребенка задней подножкой, подстраховываю руками от падения, и только ноги коснулись пола, как одна из них летит мне в лоб — тут же, противоходом. Я, честно говоря, только в последний момент успел подставить ладонь. Это был удар! Ребенку было пять лет, и я понял, что это победа методики преподавания, это правильный путь. Я не показывал ему контрудары, он не знал ударов ногами…

— То есть ребенок проявил творчество?

— Нет, творчество – это усилие, порыв повлиять на что­то вокруг себя, а здесь это было  естественно, но закономерно. Базово­кустовой метод сработал: ты даешь корень, а из него вырастает пятьдесят стволиков – это куст жасмина или акации, цветущий и благоухающий… Я на всю жизнь запомнил этот случай и просто счастлив!

— Значит, ребенку нужно дать цель, тренер должен это заложить?

— В наше время тренер – это просто инструктор. Для того, о чем мы говорим, пользуюсь словом «наставник» или «водитель». Инструктор – это «делай раз, делай два, делай три. Попробуй это, попробуй то. А сейчас мы будем усиливать вот такую­то сторону твоего таланта». Нет, здесь не так.

У наставника, учителя должны быть четкие категории: белое, красное, желтое,  и он не должен давать поблажки. Он ведет, сопровождает ученика. Есть понятие у профессора Смирнова «не ищи себе отца­потаковника, погубит бо» — потаковничества быть не должно. «Нет» — и все.

— А вообще идея сделать систему мужского воспитания – хорошая?

— Она просто необходима. Но, образно говоря, сейчас мы лежим в руинах. Сначала должны что­то сделать этнографы, фольклористы.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.