Газета "Боровский просветитель" № 4 (2011)
«И будут двое одна плоть…»
Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым
Бог устроил человека так, что стремление человека к продолжению рода связано с удовлетворением особого чувства удовольствия, которое дает человеку и радость общения между мужчиной и женщиной и является одним из источников, причем важных, но не главных, любви между ними
Иеромонах Анатолий (Берестов)
- В какие дни православным супругам нельзя иметь близость?
- Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений.
Также необходимо воздерживаться накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня. То есть с воскресенья вечера до понедельника - супружеские отношения позволительны. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожены будут близки.
- Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть?
- Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.
Строгой нормы нет. Человек сам должен понять, что для него на каком месте находится.
- Как сказал один священник, «если человек не будет продолжать свой род, то человечество исчезнет с лица земли. Именно поэтому, дабы стимулировать нас к продолжению рода, Бог дал человеческому телу самое сладкое из телесных наслаждений, которое и испытывают люди при близости». Какое значение супружеские отношения имеют в христианской семье?
- Интимные отношения лишь одна из сторон супружеской жизни. Господь установил брак для преодоления разделения между мужчиной и женщиной, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как учил об этом св. Иоанн Златоуст. Следовательно, все, что сопутствует семейной жизни: супружеские отношения, совместное воспитание детей, ведение хозяйства, просто общение между собой и прочее - все это средства, помогающие мужу и жене достичь доступной для их состояния меры единства. Интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Но, конечно, это не центр совместного бытия...
К тому же, эти отношения установлены Богом, такими людей создал Господь, Который ничего нечистого, греховного не сотворил. Изначально, в идеале сексуальные отношения чисты. А человек способен осквернить их и достаточно часто это делает: все зависит от внутреннего устроения супругов. Сами же по себе, с духовной точки зрения, интимные отношения (в браке) нейтральны.
- Один благочестивый священник, поведал, что во время интимных отношений он благодарит Бога. А знакомый мирянин, напротив, стремится к бесстрастности в супружеских отношениях. Это вообще как?
- Это нормально. Если говорить о градации ценностей в этой сфере, то идеал - девство, безбрачие, то есть посвящение своих жизненных сил только служению Богу. Если не может человек этого понести, то пусть женится и вступает в эти отношения только ради продолжения рода. Не может и этого понести, пусть вступает в них, как бы во избежание блуда. Но опять же, чем больше места в жизни человека эти удовольствия занимают, тем менее он духовен. Отсюда делаем вывод: супружеские отношения в браке - это как бы нижняя граница дозволенного, ибо то, что выходит за рамки брака - уже смертный грех. Если внутри брака - по икономи, по снисхождению к человеческой немощи это - терпимо, то стремление к получению максимума удовольствия от этого даже в браке - не есть хорошо, с христианской точки зрения. Цель христианина должна быть в другом. Это допускается, но говорит о духовном младенчестве данных людей, если они очень к этим удовольствиям стремятся, зависят от них. В то же время здесь нужно учитывать духовное состояние обоих супругов, чтобы один чрезмерным воздержанием не ввел в искушение другого.
- А если, допустим, муж - духовный, а жена - не настолько духовная...
- Чтобы не соблазнить второго супруга своим воздержанием, апостол Павел говорит о том, что не жена властна над своим телом, но муж, и не муж властен над своим телом, но жена. Здесь надо со снисхождением отнестись к более немощному. Если один из супругов духовно сильнее, то сильный должен уступить слабому: «...чтоб не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5). Если муж будет строго воздерживаться, а жене будет невтерпеж до такой степени, что она любовника себе заведет, то последнее будет горше первого.
- Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка?
- Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение - лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, - неразумно.
- А разве церковь не призывает супружеские пары быть многодетными?
- Церковь призывает супружеские пары быть богоподобными. А многодетность или малодетность - это уже зависит от Бога. Кто что может вместить - да вместит. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в «Основах социальной концепции РПЦ» очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, то есть чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни.
- Как православным супругам не перейти границы допустимости в интимных отношениях?
- Эти границы диктуются здравым смыслом. Извращения, разумеется, осуждаются. А что в границах естественного - можно.
Основой супружеской близости должна быть любовь между мужем и женой. И наибольшую радость супруги получают от взаимного общения при условии любви между собой.
- Близость между мужем и женой разрешается после регистрации в ЗАГСе или лишь после венчания?
- Верующему человеку, при условии того, что веруют оба, желательно дождаться венчания. А во всех других случаях достаточно регистрации.
- А если они расписались в ЗАГСе, но потом имели близость до венчания, является ли это грехом?
- Церковь признает государственную регистрацию брака...
- Но им надо каяться в том, что они до венчания были близки?
- Вообще-то, насколько я знаю, люди, озабоченные данным вопросом, стараются не делать так, что роспись сегодня, а венчание - через месяц.
- Можно ли мужу иметь интимные отношения с женой, если она в положении и с медицинской точки зрения ограничений нет?
- Православие не приветствует такие отношения по той простой причине, что женщина, находясь в положении, должна посвятить себя заботе о будущем ребенке. И в данном случае нужно какой-то конкретный ограниченный срок, а именно 9 месяцев, постараться посвятить себя духовным аскетическим упражнениям. По крайней мере, воздерживаться в интимной сфере. Ради того, чтобы уделить это время молитве, духовному совершенствованию. Ведь период беременности очень важен для становления личности ребенка и его духовного развития. Не случайно еще древние римляне, будучи язычниками, запрещали беременным женщинам читать неполезные с нравственной точки зрения книги, посещать увеселения. Они прекрасно понимали: душевное устроение женщины обязательно отражается на состоянии ребенка, который находится у нее во чреве. И зачастую, например, мы удивляемся, что ребенок, рожденный от некой матери не самого нравственного поведения (и оставленный ею в роддоме), попадая впоследствии в нормальную приемную семью, тем не менее, наследует черты характера своей биологической матери, становясь со временем таким же развратным, пьяницей и т.д. Вроде бы видимого влияния не было. Но не надо забывать: он целых девять месяцев находился в утробе именно такой женщины. И все это время он воспринимал состояние ее личности, что и наложило отпечаток на ребенка. Значит женщине, находящейся в положении, ради малыша, его здоровья и телесного, и духовного, необходимо всячески беречь себя от того, что, может, и допустимо в обычное время.
- Приветствуется ли стеснительность в интимных отношениях у христиан?
- У христиан приветствуется целомудрие. Поэтому каких-то таких законнических ограничений христианство не дает, подобно тому, как ислам заставляет женщину закрывать свое лицо и т.д. А значит, расписать кодекс интимного поведения христианина не представляется возможным.
- Отец Димитрий, что вы можете пожелать нашим читателям?
- Не терять любовь, которой и так мало в нашем мире.
Беседовал
Андрей Сигутин