Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
Опыт работы кадетского корпуса
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано с резким падением духовного здоровья нации. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума, в проникновении западной коммерческой культуры, навязывающей культ насилия, эгоизма, прагматизма. Бездуховность, безнравственность, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению преступности, наркомании и алкоголизму среди подростков. В связи с этим задачу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо осмыслить как одну из приоритетных задач национальной безопасности страны.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Духовные ценности Святой Руси, раскрывающиеся в возвышенной православной этике, содействуют развитию таких черт русского национального характера, как трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. В дореволюционной системе образования, важнейшим звеном которой были кадетские корпуса, воспитательный аспект через развитие религиозных чувств являлся приоритетным.
Весь уклад жизни кадетских корпусов был подчинен православному календарю. «Религиозное воспитание, лежавшее в основе нравственного воспитания, достигая глубины кадетских сердец, прививало им не только любовь к Богу, но и чувство долга, любовь к великой Родине, почтительность к родителям, преданность к императору, уважение к старшим» (2)
При поступлении в корпус кадетам выдавалась книга в красивом переплете «Слова Святого Евангелия» с русским и старославянским текстами. На первой странице Евангелия было вклеено стихотворение великого князя Константина Константиновича Романова, главного начальника военно-учебных заведений:
Пусть эта книга священная
Спутница нам неизменная
Будет везде и всегда.
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные,
Как отголоски небесные
В грустной юдоли земной,
Пусть в наше сердце вливаются,
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой.
Почти у всех кадет у изголовья кровати висел образок - благословение из дома, перед которым они совершали молитву каждое утро и при отходе ко сну.
Для воспитания у кадет религиозных чувств было предписано требовать, чтобы за всякое общее дело кадеты принимались с молитвою. «Каждое утро после подъема и утреннего туалета звучал сигнал на «молитву». Давалось приказание громко читать установленные утренние молитвы: «молитву Господню» и «молитву за Царя» с коленопреклонением в последнем случае. Первый урок в классе также начинался с молитвой.
В субботу и предпраздничные дни все кадеты, оставшиеся в корпусе, должны были поротно идти в корпусную церковь к всенощной, а в воскресенье и в праздники - к литургии. Во время службы пел кадетский хор. На всех богослужениях присутствовали директор, командиры рот и офицеры-воспитатели.
По учебной плану в первом классе проходили Ветхий Завет, во втором - Новый, в третьем - богослужение, в четвертом - катехизис и в последних трех классах - историю церкви и Вселенских Соборов (1).
Выпускник первого Русского Великого князя Константина Константиновича Романова кадетского корпуса вице-фельдфебель Михаил Скворцов особо отметил значение молитвы для кадет во время пребывания их в строю: «Мне до сих пор не удалось нигде прочесть, чтобы молитве ко Всевышнему в общем строю, ее колоссальному значению в воспитании людей давалась достойная оценка. А ведь множество уст становятся едиными устами, множество сердец - единым сердцем, локтями чувствуешь своих соседей слева и справа... Нет, я убежден, что сила общей молитвы неизмерима, а красота ее неописуема! И эту красоту особенно чувствуешь именно в строю, а в кадетском - еще сильнее» .
Положительный опыт духовно-нравственного воспитания и развития в императорских кадетских корпусах с учетом казачьих традиций был взят за основу в «Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А. Шолохова».
Участие кадетов в мероприятиях, носящих религиозный характер, происходит на добровольной основе, подтверждается письменным согласием родителей или законных представителей.
Начав занятия с подростками по основам православной культуры, мы пришли к пониманию того, что необходимо пересмотреть цели и стратегию воспитания, выстроить воспитательную систему, основанную на традициях Святой Руси и вековой казачьей педагогики, приобщая ребенка к русской культуре, т.е. выстраивая стратегию воспитания в соответствии с православным мировидением.
В кадетском корпусе осуществляются следующие виды деятельности: участие в ежедневных утренних и вечерних молитвенных правилах; посещение храмов, участие в литургиях; занятия в церковном православном хоре; чтение акафистов и участие в молебнах; православные беседы; экскурсии по местам православной истории и культуры; научно-исследовательская деятельность по православной тематике.
Каждое утро воспитанников начинается с молитвы. Молитвы читает один из наиболее подготовленных кадетов. Практически все кадеты знают «Молитву Господню», «Символ Веры», псалом 50, молитву ко Святой Богородице и др. Перед началом занятий читается молитва «Перед учением», а по окончании занятий - «После учения». Молитва дает кадету уверенность, чувство защищенности и надежды.
Для реализации обрядовой стороны молитвы в спальных корпусах кадетского корпуса предусмотрены специальные места для проведения молитвенных правил: общих и индивидуальных. Ребенку разрешается иметь в комнате иконы святых, которых он почитает особо.
Образовательная деятельность в кадетском корпусе проводится с участием Русской Православной Церкви. Наш кадетский корпус окормляет Николо-Перервинский монастырь и действующая на его базе семинария. Священники и семинаристы проводят миссионерскую работу в кадетском корпусе. Стало традиционным участие священника во всех мероприятиях корпуса. Принятие Торжественной клятвы вновь поступившими кадетами начинается с православного молебна и благословления батюшкой.
Каждую четверть ребята имеют возможность посетить храм, помолиться, исповедоваться и причаститься, получить совет своего духовного наставника.
Семинаристы Николо-Перервинского монастыря совместно с воспитателем и классным руководителем проводят беседы по православной тематике, включающие в себя изучение житий святых и их вклада в становление русской духовности, просмотры кинофильмов, прослушивание аудиокниг. Интерес кадетов к православной тематике нашел свое отражение в их творчестве. Ребята регулярно участвуют в концертах в сиротских приютах при монастырях, репертуар ансамбля песни и пляски МсККК обогатился произведениями на православную тематику, в изобразительном искусстве дети также черпают свое вдохновение в Православии.
Новый импульс в приобщении кадетов к основам православной культуры придало открытие на территории корпуса памятника святому преподобному Сергию Радонежскому, покровителю всех учащих и учащихся, русского воинства, и «Аллеи Славы российского воинства»: десять мраморных скульптур великим полководцам - от Александра Невского и Дмитрия Донского до Георгия Жукова.
Мы не ждем быстрых результатов от своих воспитанников, но надеемся, что наши выпускники станут достойными гражданами и патриотами Отечества.
В заключение хотелось бы привести строки из стихотворения Великого князя Константина Константиновича Романова, которые он назвал «Завещанием сыну». Его можно адресовать нашим современникам - как педагогам, так и ученикам:
Будь же ты верен преданьям
Нашей простой старины,
Будь же всегда упованьем
Нашей родной стороны.
С верою твердой слепою
Честно живи ты свой век.
Сердцем, умом и душою
Русский ты будь человек.
Пусть тебе в годы сомненья,
В пору тревог и невзгод,
Будет примером терпенья
Наш православный народ.
Литература
1.А. Йордан. «Честь родного погона».
2. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
Юрий Васильевич Дрозд,
офицер-воспитатель «Московского казачьего кадетского корпуса им.М.А. Шолохова», лауреат премии Фонда содействия кадетским корпусам им. А. Йордана