Поиск по архиву

Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений

Роль исторического и культурного наследия в возрождении России

Ваше Высокопреподобие, глубокочтимые честные отцы, глубокоуважаемые организаторы и участники образовательных чтений!

 

Совсем недавно на одной из телепередач был сделан опрос, результаты которого меня очень удивили: на вопрос: считаете ли вы, что нужно вернуться к социалистической экономике 79% респондентов ответили «да». Опрашивались люди разных возрастов, было много молодёжи. Факт очень интересный. Когда же речь заходит об образовании, то, как правило, 99,99% россиян считают, что нужно вернуться к прежней системе образования, расширив её содержание в соответствии с  современными запросами. Вот такая картина настигла нас через 20 лет после развала социалистического государства. Катастрофу переживает и государственный русский язык. Именно потому, что он – русский, потому что благодаря этому языку его носителям доступно практически всё информационное, интеллектуальное и культурное  пространство мира. Наше правительство должно бы, что называется, костьми лечь, чтобы сохранить наш великий и могучий, многострадальный наш русский язык, но этого не происходит. Проводятся формальные мероприятия-праздники, под которые удобно потратить государственные средства (которых так не хватает в школах!), год русского языка, конференции, а система образования при этом делает всё, чтобы уничтожить русский язык и с ним, соответственно, интеллектуально-творческие и культурные возможности нашей молодёжи. Неужели во власти нашей нет ни одного филолога, любящего и способного оценить значение русского языка? Филологов хватает, мы знаем, но, видимо, нет любящих и способных оценить значение русского языка. Бывший начальник Московского департамента образования, тоже филолог, издала в своё время указ об увеличении зарплаты учителям иностранных языков в два раза! Не увеличила зарплату учителям русского языка и не повысила ответственность за качество обучения русскому языку, не увеличила количество часов на изучение русского языка, не рекомендовала делить класс на подгруппы при изучении русского языка, как это делается при изучении иностранных языков, а поощрила учителей иностранных языков самым фантастическим образом, чтобы поднять статус иностранных языков и в очередной раз опустить государственный русский язык – основное средство и инструмент передачи образования и культуры! Именно эти люди оказываются в числе разработчиков важных образовательных документов, образовательных стандартов, которые и по качеству и по объёму буквально потрясли уже и либеральную часть нашего населения, именно  эти люди и «разрабатывают» годами всякие всячины, в том числе и по духовно-нравственному воспитанию и религиозно-образовательному эксперименту. Эти фиговые листочки, по мнению педагогов, не могут даже прикрыть срам научной беспомощности и сомнительной эффективности. Неудивительно, что на это уходит столько времени и тратится столько бюджетных средств. Из года в год сочинять проекты по уничтожению самого лучшего в мире образования и бойкотированию народных созидательных инициатив – это действительно требует длительного дорогооплачиваемого коллективного труда! Вот для сохранения этого образования – другое дело, никаких особых талантов не требовалось, просто нужно было бы не мешать педагогам. Всё, что мы наблюдали в эти годы, убеждает нас, что шаг нужен был очень простой – нужно было ликвидировать Министерство образования, которое сыграло, по нашему и практически всеобщему убеждению, исключительную роль в развале отечественного образования. И от некоторых региональных министерств образования тоже нередко польза сомнительная. Во всяком случает вызывает недоумение тот факт, что на все самые важные церковно-научно-образовательные мероприятия в Калуге министр не находит времени. Парадокс: министра образования проблемы образования не интересуют. Значит, за него всё решено. И все эти образовательные форумы, образовательные чтения, круглые столы, конференции по самым актуальным образовательным темам – всё это ниже уровня его интересов. У него сразу – срочный отдых или другие подходящие для этого занятия.

Вернусь всё-таки к русскому языку, его засорили иностранными словами, тюремно-жаргонными выражениями, словесными обрывками,  несогласуемыми словосочетаниями. Да ещё всё это сопровождается фантастической бессмыслицей и  претензией на научность! Недавно услышала такое от якобы серьёзного человека, выступавшего на телевидении: философия нефти!.. Не жульничество на нефти, не расхищение нефти, не сбережение нефти, а философия нефти. Вот как зазвучало теперь! Мы действительно, как уже не раз сегодня было сказано,  живём в эпоху подмены содержания. У кого деньги, у того и наука, кто обобрал народ – тот и философ. Философ табака, философ нефти, философ газа… Следующий шаг перехода на духовность, по новым концепциям, даст нам духовность табака, духовность нефти, духовность компьютеров, одухотворению подлежат всё неодушевлённое, под запретом только традиционная, немодернизированная, духовность русского народа. Всё это было бы смешно, когда бы ни было так грустно. Но хочется найти в нашем последнем постперестроечном периоде что-то положительное, что-то важное, ценное. И я скажу о маленьком, но дорогостоящем нашем завоевании, на которое ушло около 20 лет, во всяком случае, я около 20 лет этим направлением занимаюсь.

С самого начала перестройки одним из главных вопросов стал вопрос о духовности. Он стал подниматься снизу и одновременно слова о духовности зазвучали из уст разных министров образования и их заместителей. Но что имелось в виду тогда, это трудно теперь установить. Эта область в советский период научно не разрабатывалась. В «Советском энциклопедическом словаре» такого слова – «духовность» – просто не было. Хотя были: «дух», «духовная музыка», «духовные стихи», «духовенство». Нет в этом словаре и  понятия «духовно-нравственный». Нетрудно догадаться, что если попытаться дать серьёзное научное определение духовно-нравственной области, то нравственность свяжется с религией, из которой исторически нравственность происходила, а этого делать было нельзя, поскольку религия была запрещена, а те, кто очень глубоко интересовались духовностью, находили своё место в ГУЛАГЕ или в домах для душевнобольных. Хотя при этом само общество имело нравственные ориентиры, взятые из христианства, и довольно успешно в них воспитывалось, просто нельзя было заглядывать в историю культуры и духовности выше поставленной планки.

Поэтому сегодня есть чему радоваться: мы открыто говорим о духовности и нравственности на форумах, конференциях, круглых столах, мы разрабатываем учебники, можем заходить в храм во время богослужения, причащать детей. Восстановлены храмы, монастыри, на богослужениях много народу. А какова цена этого достижения? Цена чрезвычайно высокая – миллионы загубленных жизней, в том числе детских,  миллионы переломанных судеб. Войны, преступления, ненависть, кровь. Осознав свою полную беспомощность, народ стал искать Бога, обращаться к своим духовным традициям. Хотя могло быть всё по-другому, если бы то, о чём мы говорим сегодня, нашло своё применение в школах, вузах в конце 80-х – начале 90-х гг. А теперь мы говорим о духовно-нравственных проблемах, когда они уже успели стать исходным центром всех социальных бедствий, всех преступлений. Наркомания, взятничество, коррупция, торговля живыми органами и фальшивыми лекарствами, в том числе детскими. Должностные лица, отвечающие за борьбу с коррупцией, сами оказываются  коррупционерами. Другого и не могло быть в обществе,  в котором во главу угла поставлены деньги и успешность любой ценой. А именно такая проповедь идёт с начала перестройки через средства массовой информации.

У нашего народа не стало элиты. Её место заняли толстосумы, нувориши, те, кто успел обворовать народ, землю, тот и занимает место элиты, потому что честным интеллигентным трудом невозможно достичь даже среднего социального и материального уровня. Но это подмена элиты, это только – «вместо» элиты, но не элита, потому что элита – это лучшее из народа, это способности, образование, это духовность, это высоконравственная личность. А какая же это элита России, если образование приобретается за рубежом,  не отечественное и не патриотическое, сокровища всей это псевдоэлиты – тоже за рубежом, русского народа не знает, русской истории и культуры не знает, Россию не любит, русский народ презирает. Народ стонет, ведь вопреки всем международным соглашениям, зафиксированным документально, уничтожается  русский язык и русская культура, по многократно звучавшим в прессе мнениям, это признаки геноцида русского народа, и постоянно раскручивается какая-то фантастически циничная идея о русском шовинизме и экстремизме – это при постоянных-то войнах, это при террористических-то актах, зверских преступлениях (статистика известна по участию разных национальностей), это при том, что русские вытесняются национальными кланами из всех сфер деятельности, это при убийствах-то православных священников, русских поэтов и общественников, и при этом никогда не находят убийц! Наша милиция, следственные органы, прокуратура – государственные органы (до 80% налогоплательщиков – русские!) не находят убийц! Может быть, есть другое финансирование в государственных органах и другие установки, не те, на которые мы рассчитываем? Это какой цинизм! В таких условиях ещё и искусственно искать, как  обвинить русский народ в экстремизме! Посмотрите, как в школах ведут себя иностранцы? Они же ежедневно провоцируют конфликты, оскорбляют достоинство русских людей, русский государственный флаг, государственный гимн.  Русскому человеку нужно ставить памятник, вот именно простому русскому человеку – терпеливому, смиренному, гостеприимному, отзывчивому, труженику. Сегодня это очень важно – памятник Русскому человеку. И ещё отдельно – памятник Русскому учителю рубежа XX–XXI веков, из бюджета министерств образования и институтов модернизации, которые всё равно ни в чём не разбираются, заказчика образования не слушают и модернизируют всё не в интересах качества образования. А ещё лучше высчитать за все предыдущие годы у министерских работников,  разваливших наше образование. Это был бы небольшой акт социальной справедливости – постановка таких памятников.

Так вот, продолжим об элите. Элита – это высший свет, это высшая культура, нравственность, духовность, это благородство, не купленные удостоверения о родовитости, а благородство, прежде всего внутреннее благородство, благородство помыслов, творчества, мотивации служения народу, Отчизне. Элитарность по качеству невозможно купить, потому что это иной образ жизни, когда человек поступает не как выгодно, а как благородно. Вот и оказался народ во мраке кромешном,  в великой депрессии, потому что нет примера, нет образца.

Поэтому и направляются сверху, через псевдоэлиту, зарубежные модернистские проекты, то сексуальное растление «Секспросвет» с 1 класса, то валеология, то толерантность вытесняет наши традиционные любовь, дружбу и уважение, то образование без образования, чтобы не казался народ умнее и культурнее псевдоэлиты. А всё традиционное, созидательное, проверенное постоянно наталкивается на препятствия чиновников всё из той же псевдоэлиты. Вот и получается, что государство содержать приходится одному народу, а управляет им, как говорит наш знаменитый юморист, совсем другой народ. Как соединить эти два народа в один? Возможно ли? Причём не тот народ, который внизу, нужно ориентировать на псевдоэлиту, а наоборот. Потому что нравственность и духовность, верность православию, интерес к отечественной культуре – сохраняется только в народе.

Позволим себе помечтать, что когда-нибудь эта псевдоэлита всё-таки поймёт, что либеральная диктатура высосала из России и народа всё, все ресурсы, доверие, таланты, которые можно было эксплуатировать, даже традиционную веру, и нужно придумать какую-то новую социально-экономическую модель. Конечно, новой она не будет, скорее всего, выберут социалистическую экономику, да это и не наш вопрос, пусть думает те, кто на то поставлен. Я о другом думаю: кто будет возрождать, создавать эту новую экономику? Надежды только на тот народ, который внизу, а будет ли ещё какой-то энтузиазм, понимание, жертвенный дух, которым в своё время смогли воспользоваться большевики? Ведь для того, чтобы служить государственной идее, обществу нужно соответствующее воспитание – патриотическое и духовно-нравственное. А его в течение 20 лет изгоняли, и всё время подсовывают суррогат. Если 20 лет ориентируют наш народ на другое: успешность любой ценой, власть денег,  смогли ли мы воспитать поколение, для которого государство с её историей и культурой представляет ценность?

А ведь многого зла можно было избежать, используя систему образования. Уже в начале 90-х гг. многие педагоги, как и я, понимали, что необходимо развивать область культуры, причём выводить её за рамки только информационного и художественного содержания, расширять, углублять, раскрывать суть, идейную составляющую культуры.

В 2004 году был опубликован мой отчёт о выполнении проекта «Религиоведческое образование в государственной школе», сначала отдельной брошюрой, затем – в журнале «Образование», №1, 2005 г. В отчёте говорится: «Реализация проекта позволила целенаправленно и достаточно глубоко проанализировать содержание современного школьного образования в контексте отечественных традиций, соотнести его с принципом культуросообразности образования, изучить особенности исторического опыта духовно-нравственного воспитания и образования детей на основе отечественной культуры и возможность его использования в современной практике. <…>

Независимая комиссия по лицензированию школы, на базе которой проходила апробация, материалы опроса и анкетирования родителей и учащихся обнаружили превосходные результаты по качеству образования, формированию межличностных отношений, мотивации к учению, продолжению образования и самообразованию. За период апробации программы в школах участниках апробации не произошло ни одного конфликта на национальной или межконфессиональной почве.

Было проверено на практике, что духовно-нравственные традиции отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании и образовании детей могут стать мощным механизмом развития культурного потенциала общества, профилактики национальных и религиозных конфликтов, интеллектуального, творческого и эстетического развития молодёжи, средством воспитания патриотизма и, в конечном счёте, формирования правового демократического общества».

Далее говорится: «Наибольший интерес и востребованность в обществе вызвали разделы, позволяющие изучать основы православной культуры».

В настоящее время в ряде регионов организован эксперимент «Основы религиозных культур и светской этики», включающий основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры и основы светской этики, опять же на западный манер. И, к счастью, продолжает развиваться практика ОПК по программам, которые уже до этого успели получить распространение.

Важно, чтобы этот положительный опыт продолжал распространяться и развиваться дальше. Но как сделать, чтобы от него была польза? Чтобы мы не вырастили фарисеев, ханжей, чтобы уроки были интересными и полезными. Не просто развлекательными и не просто назидательными, а именно интересными и полезными. Ведь современная культура не принимает назидательности, современным детям нельзя диктовать нравственные и духовные постулаты, надеяться и требовать, чтобы они как аксиомы принимались на веру. Ведь, к сожалению, в жизни дети встречаются с прямо противоположным. Да и успешным может быть только такое преподавание, при котором ученик из объекта обучения переходит на уровень субъекта образовательного процесса.

Необходимо помнить и об отечественном опыте преподавания Закона Божьего. Уже с середины XIX века результаты этого опыта были неоднозначными. Но безверие и ещё более страшные явления – ханжество, фарисейство, обновленчество, предательство царя, неуважение к традициям, агрессия, фанатизм воспитывались в этих же школах, где был и Закон Божий, и это была главная дисциплина. И как в нынешнем эксперименте «ОРКиСЭ», до революции у иноверцев был выбор, они могли посещать православный Закон Божий, но могли ходить на свои религиозные уроки: пастор обучал католиков, раввин – иудеев, мулла – мусульман. Всё было так же распределено. В связи с этим на интересную справку наткнулась в «Московском комсомольце» за 12 сентября 2006 г.:

Сталин И. В. окончил Горийское духовное училище с отличием и похвальным листом, учился в Тифлисской православной семинарии.

Ленин В. И. – в графе «Закон Божий» аттестата зрелости значится: «5».

Берия Л. П. – окончил начальное училище в Сухуми. Закон Божий – «отлично».

Дзержинский Ф. Э. окончил 7 классов Виленской гимназии. Имел приличную оценку – «хорошо» – только по «Закону Божьему».

Не уточняется, правда, все ли они ходили на православный Закон Божий, или расходились по разным кабинетам.

Что же может нам помочь, чтобы образование по ОПК было более качественным, не насиловало волю, убеждения школьников, не заставляло лицемерить, лукавить, чтобы не нужно было делить детей по национальному или религиозному признаку, чтобы этот курс был применим для всех детей, которые хотят жить в России? Прежде всего, это культурологическая концепция. На это нас ориентирует принцип культуросообразности и принцип светскости образования. Но этого ещё не достаточно, поскольку ещё непонятно, какую культуру и какую духовность будут изучать дети? Те, что зарубежные кукловоды навязывают, или те, что сочинит псевдоэлита, взращённая в презрении ко всему русскому, народному, нравственному?  Или это будет культура сегодняшнего дня с её пошлостью, коммерциализацией во всех сферах, включая духовную? К сожалению, наш псевдоэлита не хочет слушать гениальный народ, и упорно делает своё, у неё ведь все механизмы, и тогда на помощь приходит последний вариант: попускается свыше то, к чему стремятся очень «сильные» представители этой самой псевдоэлиты, и обнаруживается полная несостоятельность, позорное раскрытие, посрамление, как это произошло с известным «миссионером», под которого делался последний религиозно-образовательный эксперимент.  И тогда, как в знаменитой сказке смеётся народ: «А король-то голый!» А уж сколько было пафосу, сколько клеветы вылил на нас, скромных тружеников, чтобы блеснуть во всей красе. Блеснул. Светанул, так светанул.  Жаль, что опозорил честное имя Церкви. Но это не в первый раз, может быть, для того он и поставлен, потому и поддерживают его СМИ. Всего пока не знаем. Но у нашего терпеливого народа обычно так: тайное должно стать явным, зло должно обнаружиться во всей красе, чтобы сомнений не оставалось.

За одно можно поручиться: всю отраву, которой кормят сейчас Россию, хоть и долго будет пережёвывать народ, но всё равно не проглотит, выплюнет, и все эти модернистские события, которые продолжают стремительно развиваться на наших глазах, очень способствуют этому.

А на помощь качеству ОПК может придти историчность культуры.

Только историко-культурологическое содержание и историко-культурологическая концепция курса ОПК, опирающиеся на историю формирования отечественной культуры, дают нам понятия о святости, о духовном подвиге, о ценности догматов, православного обряда, о соборности, о единстве духовности и художественности, идейности и мастерства  в отечественной культуре, о  связи отечественной культуры с мировой культурой, о нравственных и духовных основах патриотизма, о соединении стремления к личному совершенству и служению окружающим, о евангельских основах социальной справедливости и милосердия,  об утверждении созидательной жизненной позиции культурного человека и высшего творчества – молитвенного бытия. Именно поэтому такая борьба развернулась против моего курса, именно история великой русской духовности и культуры мешает русофобам и либеральным реформаторам. Ну, конечно, ещё нашей систематичности и методической разработанности не хотят допустить противники ОПК.

В заключение скажу, что, к сожалению, далеко не все понимают, как много ещё требуется теоретической и практической работы в этом направлении. Нужны фундаментальные богословские труды, применимые в светском образовании. Не миссионерско-популистские споры, а конкретная проработка тонких догматических вопросов. И как разработчик курса я вижу много совсем богословски не проработанных или очень слабо проработанных мест в области православной культуры, чтобы это могло быть успешно использовано в светском образовании. Все эти непроработанности, двусмысленности и неточности создадут большие проблемы для молодёжи и несут много искушений. Историко-культурологический подход в этом  смысле является наиболее удачным, он позволяет исследовать, но не давить аксиомами.  А в смысле обучения самих учителей, их воцерковления, как был поставлен вопрос о. Серафимом сегодня, тоже нельзя забывать о важном условии успешности образования – переведении объекта в статус субъекта, то есть, как ученик должен проснуться, заинтересоваться предметом, так и учитель должен сам захотеть придти со своими вопросами в храм, к священнику, монаху, богослову. Иначе мы будем повторять ошибки XIX века.

На самом деле, как я понимаю, мы ещё только в начале пути. И особенно важна практика, и тот опыт систематического преподавания историко-культурологического курса ОПК, который имеется в Боровском районе, является бесценным и требует дальнейшего развития, изучения и распространения. И мне хочется пожелать успехов администрации Боровского района, педагогическим коллективам, игумену и насельникам Свято-Пафнутьева монастыря, руководству Калужской епархии и, конечно, законодательному и административному руководству Калужской области в продолжении прекрасно начатой работы по систематическому преподаванию историко-культурологического курса «Основы православного курса».

Успехов Вам, дорогие мои соотечественники!

Спасибо за внимание.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.