Поиск по архиву

Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений

О ценности историко-культурологического образования в свете государственной политики воспитания гражданского патриотизма

Глубокочтимые организаторы и участники

XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений!

       

В центре содержания нынешних Свято-Пафнутьевских образовательных чтений, как видим из программы, стоят две важнейших проблемы: укрепление российской государственности и возможность использования воспитывающего духовно-нравственного потенциала истории Отечества в рамках государственного образования. Мне бы, конечно, хотелось сформулировать вторую проблему более оптимистично, скажем, со словами: «перспективы» или хотя бы «условия успешности использования», но, к сожалению, пока придется говорить о том, возможно ли вообще использование воспитывающего потенциала нашей истории в рамках государственного образования. С одной стороны, что ещё есть более важного для укрепления государственности, нежели живые уроки истории ошибок и славных побед, а с другой стороны, анализ содержания, которое навязывается сегодня школьникам и выхолащивает этот бесценный материал, оставляет мало надежд на его полноценное использование.

        Слушая предшествующие доклады, я с удовлетворением отметила, что главная мысль моего выступления созвучна серьёзной обеспокоенности других учёных по поводу целенаправленного искажения нашей отечественной истории в современных изданиях.

        К выбору темы моего выступления «О ценности историко-культурологического образования в свете государственной политики воспитания гражданского патриотизма» меня подтолкнули  два очень авторитетных источника. Это рождественское интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предвыборные статьи кандидата в Президенты России Владимира Владимировича Путина.

        В тех и других материалах звучит одна главная, не только для авторов, но и для нас всех, мысль – как избежать революций, гражданской войны и всё-таки найти спасительный выход из создавшегося системного кризиса, основанного на тотальной лжи, коммерциализации и коррупции, чтобы на первых порах хотя бы остановить этот беспредел безответственности и некомпетентности, ставших причиной безостановочного потока человеческих потерь, даже младенцы уже гибнут десятками. А в школах происходящие изменения приводят к тому, что сам ребёнок, ради которого создавалась и веками совершенствовалась система образования, теперь этой же системой вытесняется как продукт, как результат учительского труда и заменяется на бесконечный конвейер бюрократических форм бумажного и электронного контроля, конкурсов, олимпиад, тестирования, ЕГЭ и т. д. Ребёнок слишком часто становится постоянной жертвой некачественных экспериментов. Воспитанные и нравственные  граждане России – это можно теперь прочитать в документах, а на деле – уже почти рабы, вынужденные постоянно состязаться в гонке за успешностью, показателями. И в таких же рабов  превращаются учителя.

Что же предлагают нам правительство и руководство церковное? Почему я взяла статьи В. В. Путина, а не другого какого-то кандидата? Во-первых, потому что его статьи опубликованы и донесены до общества, а во-вторых, потому что он у власти уже достаточно долго, и ответственность за то, что происходит, в наибольшей степени мы возлагаем на него. Вот почему представляет интерес, какие именно он видит пути, если ориентироваться на наиболее мягкий вариант, то есть при сохранении руководящего начала.

Интересно, что и Святейший Патриарх Кирилл, и В. В. Путин говорят о развитии демократии, о необходимости и умении её употребления для исправления нынешней социально-экономической и политической ситуации со всеми её бедами и преступлениями, которые просто уже сметают всё живое в России.

        Так, 8 января в интервью на телеканале «Россия-1» Святейший Патриарх Кирилл говорил: «У каждого человека в свободном обществе должно быть право выражать своё мнение, в том числе и несогласие с действиями власти. Если люди такого права лишаются, то это воспринимается как ограничение свободы. Это очень болезненно». Я напомню также, что в интервью говорилось «…слово Церкви должно нести правду, которую примут все – и одни, и другие. И правда заключается в том, что ложь должна уходить из нашей жизни. Из политической, из экономической, из социальной. <…> Вот Церковь призывает к тому, чтобы на каждом уровне была правда. На уровне личности, семьи, трудового коллектива. На уровне политических партий. На уровне экономических корпораций. На уровне правительства. На уровне тех, кто возглавляет страну. Правда должна быть. Когда я говорил о Божьей правде, я и имел в виду правду – жизнь по совести. Ведь в конце концов понятие правды – это просто соответствие Божественным заповедям. Мы должны научиться жить по Божьей правде. То есть мы не должны лгать друг другу». И далее опять подчёркивается, «если что-то происходит, у общества должно  быть право высказать своё недовольство».

        Мы с вами на наших Чтениях тоже постоянно эти идеи развивали – мы всегда старались говорить правду, мы всегда говорили о необходимости укоренения духовно-нравственных основ, исторически данных нам, без которых невозможны ни общество, ни культура, ни экономика, ни политика, включая организацию честных выборов, чем сейчас так озабочено правительство и общество.

        В. В. Путин высказывается, что гражданское общество в России стало несравненно более зрелым, активным и ответственным, поэтому «механизмы демократии» необходимо обновить, в частности, граждане, профессиональные, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы. Премьер считает, что для качественного решения сложных задач государственного управления необходим адекватный по уровню квалификации и опыту работы состав государственных служащих, и даже предлагает также усилить ответственность чиновников за несоблюдение стандартов оказания государственных услуг населению, а плохих чиновников, считает премьер, нужно лишать права быть государственным или муниципальным служащим на несколько лет (статья «Демократия и качество государства»). Системы образования это особенно касается, и об этом пойдёт речь дальше.

В другой статье, посвящённой национальной политике, В. В. Путин говорил о важности воспитания гражданского патриотизма средствами таких предметов, как история,  русский язык, литература. Конечно, меня удивило, что в этом ряду не оказалось предмета «Основы православной культуры», ведь православные духовно-нравственные ценности всегда составляли основу формирования гражданского патриотизма. Отсутствие ОПК здесь меня удивило более всего и потому, что в 2009 году Президентом России Д. А. Медведевым было сделано поручение В. В. Путину о введении в школьное образование основ православной культуры и других религиозных культур. Название «ОРКиСЭ» появилось потом, уже в распоряжении В. В. Путина.

Почему же, решившись на такой шаг и обеспечив его государственное финансирование, премьер не увидел необходимого для воспитания гражданского патриотизма фундамента в УМК «Основы православной культуры», созданном совместными усилиями литовского автора О. Л. Янушкявичене (согласно публикациям, именно она представляла УМК Комиссии), Андрея Вячеславовича Кураева (его имя записано в учебном пособии) и ещё ряда авторов, создателей пособия для учителей в этом УМК.

Прочитав учебное пособие для учащихся, я убедилась, что удивляться было нечему. Учебник даёт крайне поверхностную и как-то странно отобранную информацию о духовности и православии. Культуры практически нет, есть только нравоучительные рассказы.

Приведу несколько определений, которые даются в учебнике. На первом уроке в 4 классе есть определение духовного мира: «Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информатику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё называют миром культуры». То есть, иностранные языки, математика, информатика к духовности относятся, а религия – нет! И, оказывается, духовный мир и мир культуры – это одно и то же.

К разряду странностей я бы отнесла и то, что в течение всего курса обучения только к концу его, единственный раз упоминается Святая Троица. В один абзац втиснута модернистски оформленная информация о Святой Троице:  «Понятно, что единица не может равняться трём. Но христианин убеждён, что для Самого Творца это не так. Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который (со строчной буквы) тем не менее есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся (опять с маленькой буквы) во Христе). Объяснить это невозможно, но христиан радует, что Бог свободен даже от законов школьной арифметики». Во-первых, что это за бред о христианской антиарифметической радости, какие это христиане радуются, «что Бог свободен даже от законов школьной арифметики»? Во-вторых, зачем нужно формировать представление у школьников о таком нетрадиционном понимании Бога? В-третьих, для чего понятие Святой Троицы нужно и усложнять, и так кургузить одновременно, да ещё эдак провоцировать смешки детей? Непонятно. Зато понятно, что без исторического содержания, без Священной истории, истории христианской Церкви, истории Русской Церкви, истории Отечества, основы православной культуры не могут быть раскрыты.

Здесь, в этом месте, единственный раз  говорится об Ипостасях Святой Троицы, но в каком-то новом, усечённом варианте, о Символе веры дети так и не услышат. Всего этого лишена книга, потому что в ней нет исторической концептуальной составляющей, без которой, конечно, невозможно объяснить всё, что связано с формулировками Символа веры. 

Сами вероучительные основы в этических постулатах тоже отсутствуют. Доводятся до примитивизма и используются с явным подвохом. Вот, наконец, на  уроке 6, появляется тема «Проповедь Христа». Но что же здесь даётся детям 4 класса, какие установки?

Чтобы не брать отрывки, я цитирую с самого начала параграфа:  «Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени. Как поступать, если, например, вас обидели – ударили, обозвали, толкнули?.. Дать сдачи, отомстить? А Христос учил: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую… Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». И далее идёт накачка в том же духе непротивления злу насилием. Даже комментарии здесь излишни. Может быть, только ради этого и делался весь это спектакль Министерства с основами православной культуры? Нашему беззащитному и обездоленному народу в условиях военной угрозы только это нужно? А государственная политика воспитания гражданского патриотизма? А укрепление обороноспособности страны? Всё это теперь дети должны воспринимать как антихристианскую политику? Что происходит? Или защищать Родину, матерей, жён, младенцев должны и имеют право только те, кто будут изучать и исповедовать другие религии? А будущие спортсмены, разведчики, военные, спасатели, президенты, умеющие постоять за себя и государство, откуда появятся? Только из числа тех, кто не будет изучать ОПК? А грабителей, насильников кто будет останавливать? Или все православные должны стать жертвами? Зачем в 4 классе нужно брать один из самых сложных евангельских фрагментов, и с него начинать, если в этом возрасте и в этом учебном формате невозможно ни теологически, ни культурологически, ни философски это раскрыть, используя опыт исторический, ошибки Льва Николаевича Толстого, работы Ивана Александровича Ильина по этому вопросу, толкования святых отцов, опыт монашества, подвиги Пересвета и Осляби, житие преподобного Серафима Саровского, святых князей-страстоцерпцев Бориса и Глеба? Авторы не дают главного – богословского толкования, не говорят о том, что речь здесь идёт прежде всего о духовной внутренней работе: если тебя обличили, обличили грех твой и наказали с одной стороны, не бойся позволить обличить и с другой стороны,  и т. д., потому что нужно изжить грехи свои, а обидчики помогают это делать.

Эта книга убеждает нас, что преподавать ОПК нужно очень глубоко и серьёзно, а такой примитивизм только даст новое орудие духовной эксплуатации в школы. И попробуй, бедный ребёнок, выскажи своё мнение или защити себя, сразу скажут, ты против Христа, как раньше говорили, – ты против генеральной линии партии. И только через полтора месяца школьники познакомятся с ветхозаветными заповедями, потом, уже  с заповедями блаженств.

А вот ещё определение: «Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи». Потом будет ещё информация о монашестве, но определение, где жирным выделены слова «монах (монахиня)» заканчивается именно так.

Вообще, если делать анализ этого пособия, то мы бы слушали с вами это до ночи обо всех этих ляпах и подвохах. Но я не собираюсь тратить на это время, задача моя в другом, я использовала это лишь в качестве иллюстрации, что даже по такому предмету может быть выхолощена сама суть православия и спасения. И что донести её без исторических знаний невозможно. Причём без глубокого серьёзного, систематического образования. Потому что всё зависит от того, что «надёргать» из истории и как подать. И я опять процитирую. Вот последний, 30-й урок этого курса, даются итоговые установки: «Уверуй, что всё это не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, не отдавай этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» – это слова замечательного писателя В. Шукшина,  но о религиозных основах здесь нет ни слова, и для 4 и 5 классов использованный здесь фразеологизм весьма – не подходящий. И тут же, внимательно следите, приводятся всё-таки исторические данные, но с новым подвохом. Вот как составлена хронология и аргументация: «В VII–X вв. на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали иудаизм. В VIII в. в городе Дербенте (Дагестан) была построена первая мечеть, с которой началась история ислама в нашей стране. В 988 г. князь Владимир крестил Русь – на нашу землю пришло православие. В XVII в. в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. С XVIII века в России стала распространяться нерелигиозная культура и начала формироваться традиция светской этики (конечно, здесь подмена понятий, и западный этикет превратили в этику).  Так складывались духовные традиции России». А это пример полуправды, то есть просто не сказано, что это были разные государства и что православная Россия стремительно развивалась, и, благодаря своей религиозной культуре, легко включала разные народы, исповедовавшие другие религии, и делала это корректно, и ни один народ не погиб в православной империи. Почему же авторы учебника столь несправедливы по отношению к научной истине, нетерпимы именно к православной культуре и к русскому народу? Может быть, они в России не жили или мало в России жили? Или есть идеологический заказ? А ведь учёные и мы с вами столько раз поднимали вопрос о научности и справедливости, равной ко всем. Высокая культура в том и заключается, чтобы уметь принимать правду о себе, своей истории, ошибках, подвигах людей. Это и есть уважение к себе и другому. В. В. Путин сколько раз говорил о том, что социальная несправедливость всегда провоцирует конфликты, в том числе национальные и  межконфессиональные. Какие-то иные авторитеты у авторов и руководителей проекта.

К странностям относится и оформление текста. Слова Церковь, Православная Церковь написаны со строчной буквы, даже Младенец (в смысле Христос) пишется со строчной буквы. Это всё прививается детям уже в течение нескольких лет и планируется запустить теперь во все школы.

А вопрос мой в другом, почему за всё это время никто не прочитал и не проанализировал этот учебник? Где та спасительная демократия и профессиональный и общественный контроль, о котором говорит Премьер, и где та правда, та установка не лгать друг другу, к которой призывает Патриарх?

И я с себя гражданскую ответственность не снимаю, я, к сожалению, тоже только сейчас прочитала это всё. Я листала раньше это пособие и была шокирована оформлением текста, употреблением  строчных и заглавных букв, иллюстрациями типа «Монах молодой», «Монах старый» и т. п., тем, что вопиюще нарушены все санитарно-гигиенические требования к учебным изданиям для данной возрастной группы по шрифтам, по внутреннему полю, по кеглям, по выворотке, по написанию на цветном, грязном зелёном фоне. Когда-то автор называл  зелёный цвет скучным, не найдя аргументов, чтобы охаять чужой учебник. Интересно, в этом пособии все страницы стали зелёными, чтобы выразить нелюбовь к нему автора, или чтобы хотя бы этим он был похож на тот, с которым автор много лет боролся?  А в общем, все претензии, которые предъявляются к нашим изданиям, здесь вовсе не учитываются. И видно было невооружённым глазом, что не только учиться по нему, а просто прочитать, – опасно для зрения, даже для взрослого человека вредно. Поэтому и читать тогда не стала. А ведь это главное учебное издательство «Просвещение». Чем же можно объяснить выход такого негодного издания? Я была поражена, до какого уровня опущен важнейший государственный проект, и, конечно, читать его не стала, решив, что, если это никому не нужно, зачем и мне глаза ломать и тратить время. Но вот почему должностные лица и учителя молчат?

Например, в Калужском регионе институтом модернизации образования включены все механизмы, чтобы ввести это пособие, и, может быть, по школам уже всё развезено, и бюджетные средства со школ сняты, но в институте некому даже проанализировать этого троянского коня. И так, наверное, во всех институтах теперь. Все теперь боятся правду говорить?

У меня конкретное предложение. Срочно организовать общественный экспертный совет по экспертизе пособий хотя бы по ОПК и по истории, а вообще, думаю, придётся проверять все учебные пособия, особенно издательства «Просвещение». И, прежде всего, нужно проверять новое, что создаётся нынешней руководящей командой. Тогда это будет и защита обществу. Собственно и огромная помощь правительственным структурам. Ведь бескорыстие общественного служения – это главная гарантия качества в любом деле.

Спасибо за внимание.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.