Избранные материалы XI-XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений
Педагогическая поддержка нравственного выбора
Выступление директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ноосферная школа» г. Боровска Инессы Геннадьевны Харитоновой на научно-практической конференции XIII Свято-Пафнутьевских образовательных чтений.
Уважаемые участники и гости Свято-Пафнутьевских
образовательных чтений!
Впервые выступая на Чтениях, приветствую всех собравшихся от имени педагогического коллектива ноосферной школы. Благодарю организаторов за возможность представить наш опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности обучающихся. Мы в этом направлении трудимся давно – задолго до появления Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, которая определила методологию Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (6). Наш педагогический коллектив обратился к духовным и нравственным ценностям Православия с первых лет основания нашей школы, двадцатилетие которой мы скоро отметим. Это важно отметить при рассмотрении педагогической поддержки как технологии нравственного выбора, которая становится востребованной именно в связи с новым образовательным стандартом, устанавливающим требования к личностным, предметным и метапредметным результатам.
Две ценностные инновации
Подлинно культурная педагогическая среда стала формироваться в нашей школе путем введения в дополнительном образовании курса «Духовная культура» и замены обычного классного руководства институтом классных воспитателей, сориентированных в деятельности на концепцию воспитания и педагогической поддержки детей, автором которой является известный отечественный ученый Олег Семенович Газман (5). В то время мы еще не знали, что курс «Духовная культура» станет востребованным всеми родителями в качестве необходимого и важного дополнения обязательных дисциплин. Мы тогда и не предполагали, что основы религиозной культуры войдут в обязательную часть школьной программы, что и делается сейчас Правительством России (Постановление от 28 января 2012 г. № 84-р).
Слабо просматривалась нами тогда непосредственная связь содержания «Духовной культуры» с педагогической поддержкой нравственного выбора школьников, а также с мировоззренческими вопросами педагогов. Однако теперь с уверенностью говорим, что и по сей день, фактически эти две инновации в ряду других смелых инновационных идей нашей школы, определяют успехи наших детей и учителей.
Первым педагогом, который преподавал курс «Духовная культура» стала Нина Захаровна Зуб, руководитель воскресной школы Свято-Пафнутьева монастыря. После почти десятилетнего опыта преподавания «Духовной культуры» в 2004 году мы переименовали курс в «Основы православной культуры» и стали работать по авторской программе Аллы Валентиновны Бородиной «История религиозной культуры». Данная программа привлекает нас историко-культурологическим подходом, системностью и постепенным усложнением материала в процессе обучения за счет концентрического способа построения программы. (5) Содержание курса дает пример о нравственном идеале человека, позволяет укоренять систему непреходящих духовных ценностей, на которых выстраивается гражданская позиция школьников, формируются чувство патриотизма, нравственность, установка на уклад жизни в крепкой большой семье, на служение ближнему и нашему Отечеству. К настоящему времени в учебно-воспитательном процессе ноосферной школы появилось много того, что свидетельствует о насыщении содержания образования и уклада школьной жизни духовными и нравственными ценностями Православия (2, 3, 7).
Системное преподавание ОПК
В настоящее время курс «Основы православной культуры» преподается с первого класса по седьмой включительно в рамках вариативной части учебного плана или кружковой деятельности. Ведет предмет один учитель Альбина Михайловна Данилова, которая регулярно повышает свою квалификацию по этому предмету. Школьники и учитель полностью обеспечены учебными пособиями, рабочими тетрадями, словарями, хрестоматиями, демонстрационными таблицами. Главной задачей учитель считает пробуждение осознанного интереса к изучаемому материалу, на основе которого формируется устойчивая система нравственных ориентиров ребенка, позволяющая не только на словах различать Добро и зло, но и руководствоваться нравственными нормами в повседневной жизни в школе и дома. Мы считаем одним из очевидных итогов нашей работы то, что все дети посещают уроки ОПК. Мне часто приходится слышать от родителей благодарность учителю за то, что от него их дети многое узнают о культуре и истории нашей страны, о значении широко отмечаемых православных праздников. Детям нравятся уроки ОПК, у учителя высокий рейтинг. Педагоги ежегодно фиксируют положительную динамику личностного развития школьников по методике «Личностный рост» (Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов), «Робинзон» (В.В.Абраменкова), «Моя семья», «Фантастический выбор» и др. Родители активно подключаются к проведению православно-ориентированных школьных и районных праздников. Много примеров, когда дети совместно с родителями выполняют творческие задания по рабочим тетрадям. Есть семьи, в которых школьники с помощью родителей составляют план исследовательских проектов, готовятся к олимпиаде по основам православной культуры. Мы стали первой школой в районе, в которой правильно организуется школьный этап Всероссийской Олимпиады по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!». Наши дети участвуют и становятся призерами муниципального и регионального этапов этой Олимпиады. Дети участвуют и в других конкурсах и научно-практических конференциях духовно-нравственной направленности.
Уместно заметить, что в нашей школе ежегодно по программе торжественного празднования Дня знаний проходит молебен на начало учебного года. Мы предоставляем возможность всем желающим принять участие в молебне: и детям, и родителям, и педагогам.
Муниципальный проект
Постепенное восполнение духовными и нравственными ценностями Православия содержания образования, в первую очередь гуманитарных дисциплин, и уклада школьной жизни является результатом работы школы в качестве опорной в районе по муниципальному проекту формирования культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры (2). За это время появилось несколько новых школьных дел и мероприятий: пасхальный проект «Светлая седмица», праздничные уроки в школе и в храме, классные часы «Мой вопрос священнику», Детско-юношеские чтения в память преподобного Пафнутия Боровского и др. Так, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы стало хорошей традицией проведение урока «Основы православной культуры» для учеников 1 класса в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. С радостью, большим интересом и желанием школьники и педагоги участвуют в реализации проекта «Светлая седмица», в рамках которого проводятся праздничная пасхальная линейка, «Щедрая трапеза», народные игры и забавы, творческие выставки и конкурсы, праздничные пасхальные уроки основ православной культуры, праздничный пасхальный концерт. После зимних каникул третья четверть начинается с Рождественской праздничной линейки с участием священника и воспитанников воскресной школы. Так мы ежегодно открывает череду праздничных рождественских мероприятий, в которых участвуют наши школьники (2,3).
Во время ежегодно проводимой Лесной недели дети с воспитателями знакомятся с историей и внутренним убранством близлежащих храмов, беседуют со священниками, участвуют в обустройстве святых источников.
Детско-юношеские чтения
В конце учебного года или во время Лесной недели вот уже несколько лет мы организуем Детско-юношеские образовательные чтения в память преподобного Пафнутия Боровского. На Чтениях подводятся итоги той работы, которая выполняется в рамках дополнительного образования. Это изучение святынь Боровского края, которое происходит через исследовательские проекты. Неизменной темой ежегодно выполняемого проекта является исследование жития и чудотворений преподобного Пафнутия Боровского. Назову несколько тем других индивидуальных проектов:
1. «Мой храм» (история храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с. Роща).
2. «История храма в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба г. Боровска».
3. «Восстановление часовни в честь святителя Николая Чудотворца в д. Николаевка».
4. «Воспитание детей в царской семье».
5. «Святыни земли Калужской. Церковь в честь святой великомученицы Варвары».
6. «История восстановления храма в честь Архангела Михаила в с. Красное».
Ряд проектов разрабатывается учениками к конкретным историческим датам. Например, проект «Моя родословная: памяти наших дедов и прадедов» выполнен группой школьников ко Дню Победы в 2010 году. Проект «Житие святого великомученика Георгия Победоносца» выполнен ко Дню Победы в 2011 году.
Нас радует, что в Чтениях принимали участие дети вместе с учителем Верой Георгиевной Шарониной из школы № 2 г. Балабаново. Пользуясь возможностью обратиться к директорам школ, предлагаю содействовать в представлении исследовательских проектов по православному краеведению и прошу направлять на наши Чтения детей вместе с учителями, преподающими ОПК. И как мне сегодня сообщили после открытых уроков в школе № 3г. Балабаново, уже появились желающие присоединиться к нашим Чтениям. Ими стали четвероклассники школы, подготовившие с помощью учителя Натальи Олеговны Криволуцкой проекты по теме «Колокола России».
«Мой вопрос священнику»
С 2010 года за нашей школой, как и за другими школами Боровского района, закреплен священник. Это позволяет разнообразить внеурочную деятельность на протяжении учебного года, в которой важное место мы отводим непосредственному общению детей со священником. По разработанной Т.В.Анохиной методике «Мой вопрос священнику» (методика апробирована и в других школах) священник, получив стопку исписанных детским почерком листочков, дифференцирует вопросы и во время классного часа максимально полно отвечает на них детям. После встречи со священником педагоги обязательно проводят рефлексию. Наиболее часто дети спрашивают о конкретных грехах, о смысле духовных понятий, о конкретных примерах поведения, просят совет в нравственном выборе. Вопросы детей дают учителям и воспитателям богатый материал для педагогической поддержки каждого обучающегося.
Педагогическая поддержка
Для эффективной и плодотворной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина и патриота России необходима технология, помогающая педагогу адекватно и оперативно реагировать на негативные вызовы современного общества, культивирующие потребительство и наживу, отчуждающие детей от своих родителей, а родителей от богатейшего опыта воспитания детей, накопленного нашими прадедами. Такой технологией для нас является основанная на традиции православного воспитания педагогическая поддержка, обеспечивающая подлинно культурную, нравственную среду, окружающую ребенка в школе. И это становится гарантией того, что школьники учатся делать правильный выбор Добра, выбор нравственных абсолютных ценностей в условиях, когда на детей и взрослых обрушивается огромный поток негативной информации. Именно технология педагогической поддержки позволяет соединить два процесса: социализацию и индивидуализацию, обеспечивая в школе комфортную нравственно и духовно безопасную образовательную среду. Именно работа по данной технологии позволяет ребенку с помощью компетентного взрослого увидеть свои человеческие пороки, осознать свои нравственные проблемы и найти пути их решения. Зачастую сам ребенок не осознает своих проблем, но переживает, испытывает дискомфорт, который приводит зачастую к соматическим заболеваниям. Для части детей стало нормой аморальное поведение, потребительские установки, навязываемые средствами массовой информации. К сожалению, семья часто не может оказать таким детям необходимую помощь. Именно здесь и нужен значимый для ребенка педагог, который понимает сложность нравственных проблем, видит в них проявление духовного кризиса всего человечества и берет на себя ответственность в оказании педагогической помощи ребенку в нравственном выборе. Именно от педагога во многом зависит, каким человеком вырастет сегодняшний школьник.
Повышение квалификации
С 2009 года в школе организован для учителей и классных воспитателей семинар «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и взрослых» (рук. Т.В.Анохина). С 2006 года, начала реализации муниципального проекта, семеро учителей школы прошли курсы при Калужском институте повышения квалификации по программе кандидата психологических наук М.Н.Мироновой «Православная культура: психолого-педагогические аспекты». Курсы организовывались с участием кандидата культурологии А.В.Бородиной. Практически все педагоги школы прошли обучение в 2011 году на курсах повышения квалификации при Калужском государственном институте модернизации образования по теме «Педагогическая поддержка ребенка в образовании».
В январе 2011 года вместе с учителем А.М.Даниловой мы рассказали о системном преподавании «Основ православной культуры» на мастер-классе областного форума «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Калужской области», организованного депутатами Законодательного Собрания Калужской области. Исследовательская деятельность по православному краеведению была представлена на семинаре весной 2011 года. Опыт преподавания общей биологии по учебнику С.Ю. Вертьянова был представлен мною на областном семинаре по здоровьесбережению в 2010 году; в октябре того же года представила опыт работы школы на научно-практической конференции в городе Гомеле Республики Беларусь. Таким образом, наш опыт работы широко известен.
Педагогический совет
В нашей школе все педагогические работники учатся технологии педагогической поддержки (3). Это происходит не только на курсах повышения квалификации, о которых было сказано, но и в процессе регулярных семинаров по педагогической поддержке для молодых педагогов, индивидуальных и групповых консультаций, а также на заседаниях педагогического совета. Так в январе 2012 года состоялся педсовет по теме: «Духовно-нравственное развитие личности через формирование культурной среды школы». Группа педагогов представила свои проекты педагогической поддержки детей (законченные и продолжающиеся). Вторая часть педсовета проходила в привычной для нас форме, когда в процессе групповой работы проектировались условия решения проблем конкретных учащихся. Все представленные на педсовете проекты объединяет то, что трудности в учебе, поведении и общее благополучие школьников, при педагогическом рассмотрении их, оказались напрямую зависящими от нравственных дилемм, с которыми столкнулись дети и их родители. Особо подчеркну, что сами педагоги в процессе работы над проектами осваивали технологию, которая от них потребовала сил душевных, труда внутреннего по поиску ответов на собственные мировоззренческие вопросы. Так на своем опыте учителя и воспитатели убеждались, что педагогически поддержать ребенка можно только тогда, когда сам педагог делает правильный нравственный выбор, исходя из представления о различении Добра и зла, которое следует из духовной православной традиции нашего народа. Не буду скрывать, что освоение педагогической поддержки – нелегкое дело (1, 3). Но без нее не сформировать духовно-нравственную личность гражданина и патриота России.
Таким образом, системное приобщение детей к основам православной культуры по учебно-методическому комплекту А.В.Бородиной и адресная педагогическая поддержка нравственного выбора детей становятся позитивным фактором получения качественного образования школьников и личностного и профессионального саморазвития педагогов. В такой среде поддерживается созидательный социальный опыт обучающихся, формируются конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения, складываются новые традиции школы, ориентированные на создание системы таких отношений обучающихся, учителей и родителей, для которых характерны духовные и гражданские ценности, партнёрство и сотрудничество, приоритет развития общества и государства.
Спасибо за внимание.
Инесса Геннадьевна Харитонова, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная ноосферная школа» г. Боровска