Газета "Вестник" №25 - 2014 г

Мужчина в современном мире. Православный взгляд

Мой знакомый столкнулся с такой проблемой. С детства своего сына  он воспитывал в православной вере: они постоянно ходили на службы в храм, в  воскресную школу, каждое лето ездили в паломничества по святым местам.  Более того, его сын был победителем городской олимпиады по ОПК… Однако прошло время, сын окончил институт, устроился на работу и сейчас о вере даже слышать ничего не хочет. Нетрудно догадаться, что сейчас творится в душе  глубоко верующего отца – какая для него это трагедия... В наше время это не единичный случай, когда юноши – дети воцерковленных родителей отходят от Церкви.

С каждым годом становится все очевиднее, что на уровне и семьи, и прихода необходимо внедрять рабочую  систему  мужского воспитания, соответствующую духу православной веры. Нужно принимать все необходимые меры, чтобы мальчики вырастали не только мужественными, но и крепкими православными христианами. Это крайне сложная задача, особенно, если учесть, что в приходах воцерковленных женщин значительно больше, чем мужчин. А ведь именно мужчины издревле занимались воспитанием мальчиков.

Вообще роль мужчины в  религиозной жизни мало освещена даже в церковных газетах, не говоря уже о книгах. В этом смысле изданная в прошлом году книга протоиерея Максима Первозванского «Мужской разговор» является новаторской. Она дает обильную пищу для размышления современным мужчинам, как воцерковленным, так и делающим первые шаги в вере. Отец Максим – главный редактор православного молодежного журнала «Наследникъ», отец девятерых детей. Он имеет полное моральное право рассуждать о роли мужчины в современной жизни.

Замечал, что активное общение священника с молодежью накладывает на любого батюшку определенный отпечаток. Вот и книгу отца Максима отличает юношеская искренность, живость и в какой­то степени недипломатичность, то есть прямота суждений. На страницах «Мужского разговора» он не боится поднимать острые проблемы и рассматривать пути их решения. В книге четыре раздела: «Мужчина перед Богом», «Мужчина и женщина», «Мужчина и дети», «Мужчина в окружающем мире», коснемся лишь кратко некоторых из них. Приведу, на мой взгляд, наиболее яркие моменты:

«Мужчина, — пишет отец Максим, — призван к исполнению в семье — малой Церкви, равно как и в Церкви большой, трех важнейших функций: царской, священнической и пророческой. Пророк — это не предсказатель будущего, а избранник Божий, через которого проявляется Его воля. Очень важно, чтобы оба супруга понимали суть и меру этой мужской ответственности». Однако, по мнению батюшки, в основном, «генераторами» семейного воцерковления выступают женщины, а их мужья с той или иной степенью готовности следуют за ними. При этом наблюдается и своеобразная специфика женской религиозности: бесконечные эмоционально окрашенные разговоры о старцах, таинствах, паломничествах, чудесах, святых источниках, конце света и прочем. Нередко это вызывает у мужей подсознательный протест и отторжение. Отец Максим считает, что супругам по­настоящему важно становиться терпимее, добрее и любвеобильнее, укрепляясь в христианских добродетелях, а внешняя сторона церковной жизни (с эмоциональными разговорами об этом) должна отойти на второй план, уступив место главному. «В противном случае семьи рушатся просто потому, что жена с головой погружается в мнимую, сконструированную реальность, начиная воспринимать своего мужа чуть ли не в качестве врага, поскольку тот не разделяет ее восторженных убеждений. Разумеется, ни у одного мужчины радости это вызвать не может. Специфическую «женскую» религиозность следует вовремя направить в правильное русло», ­ подчеркивает батюшка и продолжает: «Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда мужчины говорят: «Я вообще­то человек верующий, православный, но в храм не хожу, потому что туда ходит моя жена…» Этот парадокс может быть обусловлен различными факторами. Первый раздражитель состоит в том, что жена присваивает себе функции религиозного «паровоза» и духовного руководителя семьи, что, вообще­то, не свойственно женщине. Взрослому мужчине, который призван самостоятельно, пусть и под руководством духовника, нащупывать и проходить свой жизненный путь, навязывается роль младшего сына в семье, которому все считают нужным указывать, что и как он должен делать. С христианской точки зрения это абсолютно неправильно. Повторю еще раз: мужчина в православной семье — это царь, священник и пророк, и низведение этих ответственейших предназначений до уровня «принеси, подай» неизбежно вызовет у него протест».

По мнению отца Максима, основное различие между мужским и женским предназначением состоит в том, что мужчина должен брать на себя ответственность, а женщине — в рамках той ответственности, которую взял на себя ее муж, быть не просто послушным орудием чужой воли, а находить творческие решения для реализации его замыслов, быть ему верной и надежной помощницей и советчицей. Следовательно, в мальчиках сызмальства необходимо воспитывать чувство ответственности.

Интересна мысль автора и о современном семейном укладе. Батюшка считает, что семейный уклад, описанный в «Домострое», невоспроизводим в современных условиях, причем не только потому, что времена изменились: «Изменилась сама семья, отличавшаяся в традиционном обществе патриархальностью и многопоколенностью, значительные изменения претерпели и обязанности ее членов. В старину женщины, как правило, были гораздо менее образованны и социализированы, чем мужчины, и основная задача жен, разумеется, кроме продолжения рода, сводилась к работе по хозяйству и помощи мужьям. С тех пор личностное начало супругов неизмеримо усилилось, вследствие чего их функции претерпели значительные изменения. Например, безоговорочное послушание уступило место уважению».

Отец Максим особо отмечает, что главной целью брака является любовь между супругами.  В частности, батюшка пишет: «Иногда возникает соблазн выстраивать свою жизнь только вокруг детей. Это — серьезная ошибка! Именно любовь между супругами должна лежать в основе любой семьи. От качества отношений между отцом и матерью напрямую зависит, какими людьми вырастут их дети. Мало родить ребенка, нужно вырастить его достойным человеком, добрым христианином».

Ну, а следующее убеждение протоиерея Максима Первозванского вообще необычно для многодетного отца, которым является автор книги: «К сожалению, я нередко сталкиваюсь с многодетными семьями, искренне убежденными в том, что отныне им все кругом должны. Государство обязано выделять пособия. Приход призван помогать. Школа должна делать скидки и оказывать всевозможные преференции. Дедушки и бабушки, в их представлении, для того только и существуют, чтобы заниматься с внуками. Да никто нам ничего не должен! Мы сами выбрали для себя эту стезю; ни государство, ни наши родители нас к многодетности не принуждали! Если предложат помощь — прекрасно, но изначально рассчитывать на нее, требовать ее от окружающих мы не имеем права. Только при таком неискаженном взгляде на жизнь любая поддержка дедушек и бабушек будет восприниматься с благодарностью им и Богу, а не как что­то должное и причитающееся нам по определению».

Повторюсь: удивительно это слышать из уст современного многодетного отца, поэтому «распесочивание» мужчин за их инфантильность и лень на страницах книги воспринимается сильным полом адекватно, без протеста. В частности, батюшка пишет, что некоторые мужчины не желают заботиться о достойном материальном обеспечении своих семей, забывая слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). «Да, если мужчина не женат, то он волен влиться в ряды нищенствующей братии, нисколько не заботясь о земном и довольствуясь лишь милостыней. Однако женившись и, более того, породив детей, он принял на себя всю полноту ответственности за их будущее. Любой верующий отец просит Бога о том, чтобы Он защитил его семью и помог бы ее прокормить, помог бы воспитать детей, сохранил бы любовь между ним и женой. Однако и сам он при этом не должен сидеть сложа руки. Переезжая в новую квартиру, глупо надеяться на то, что Господь соберет за тебя мебель или повесит шторы. Это — твой дом и твоя ответственность. Благополучие семьи, причем не только в материальном плане, но вообще во всех его аспектах, безусловно, является зоной ответственности отца», — считает отец Максим. По словам батюшки, существует особая мужская ответственность за семейное благополучие, о которой многие представители нашего пола попросту не задумываются. Мужчине необходимо уметь «наступать на горло собственной песне», особенно, когда речь заходит о пресловутом «мужском праве» выпивать под настроение, ходить в баню по четвергам, на волейбол по субботам, в гараж по воскресеньям…

На страницах книги автор неоднократно рассуждает о физической культуре и мужском воспитании, а также о том, надо ли давать сдачи агрессору. 

По мнению отца Максима, если «свободный и сильный человек отказывается от ответного насилия, он совершенствуется в добродетели. Отказ от ответа на насилие в отношении себя, безусловно, возвышает человека, но происходит это исключительно в том случае, если этот отказ — сознательный. Если же непротивление насилию происходит от физической и духовной неспособности защититься (а ребенок практически всегда находится именно в такой ситуации), то в этом случае его личность травмируется, а то и ломается. Он будет возрастать в озлобленности, приобретая все новые комплексы. Следовательно, отказаться от применения ответного насилия может только сильный — тот, кто может в любой момент дать достойный отпор, а не тот, кто слаб и поэтому вынужден терпеть и молчать». В контексте мужского воспитания автор подчеркивает, что если у мальчика явно выраженного духовного призвания не заметно, то он должен воспитываться как воин. Будущему мужчине необходимо уметь постоять прежде всего за ближних и свою семью.

Более того, он обязан научиться защищать и себя самого, потому что оставить семью без кормильца из­за своей трусости и беспомощности — поступок безответственный и мужчины недостойный. Мужчинам завещано защищать своих близких всеми доступными средствами. Разумеется, мальчик при этом должен осознавать недопустимость чрезмерной агрессии, у него ни при каких обстоятельствах не должно возникнуть желание обидеть слабого.

Касаясь темы мужского воспитания, автор подчеркивает, что проблема отчуждения от земли и отказ от физического труда — чрезвычайно серьезна, и ее необходимо так или иначе решать. «Пусть с экономической точки зрения картошку целесообразнее купить в ближайшем магазине, но для души все­таки полезнее ее посадить, ухаживать за ней и осенью собрать заслуженный урожай. Разумеется, можно нанять рабочих, которые быстрее и лучше построят вам веранду на даче, но для любого мужчины крайне ценно то, что он смастерит ее сам, а еще лучше — вместе с сыном.  Возможно, из­за отсутствия опыта веранда получится недостаточно красивой, но все соображения такого рода отойдут на второй план, ведь совместный труд принесет гораздо больше пользы, нежели идеальная конструкция сооружения. В совместной творческой деятельности как раз и должно проявиться отцовство, и не столь важно, какой плод она принесет: появится ли в результате скворечник, дачная беседка или книжный стеллаж…». Мужчина должен сделать все для того, чтобы как можно больше времени уделять детям. Благополучие семьи, причем не только в материальном плане, но вообще во всех его аспектах, безусловно, является зоной ответственности отца.

По мнению отца Максима, «большинство наших соотечественников к своему телу, к своей физической форме относятся абсолютно безответственно, практически равнодушно, а это в корне неправильно. Тело не менее важно для нас, чем душа. Неслучайно святой апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? <…> Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? » (1 Кор. 6: 15­20).

По словам автора, многие мужчины, перевалившие через пятидесятилетний рубеж, теряют вкус к жизни, их интеллектуальный и духовный мир беднеет. А в жизни, как известно, всегда есть место подвигу, но не в смысле геройства, а желания двигаться дальше. «Мужчина не имеет права расслабляться, в противном случае он очень быстро деградирует и отращивает брюшко. Все мы видим вокруг множество пожилых людей, сделавшихся раздражительными, злыми и неадекватными. Отчего это случается? Это происходит потому, что люди позволяют себе ничего не делать и лишь плывут по течению. Однако ни в коем случае нельзя позволять себе расслабляться! Всем настоятельно рекомендую заняться спортом. Если в тридцать лет возможно и без физических упражнений чувствовать себя в форме, то в пятьдесят это уже становится недостижимым — суставы застаиваются, мышцы становятся дряблыми, мыслительные способности, к сожалению, тоже деградируют. Мы должны стараться постоянно использовать свои интеллектуальные ресурсы, если не хотим заживо превратиться в труху и рассыпаться. Мужчина — это воин, борец, занимающий активную жизненную позицию. Без этого он перестает быть мужчиной. Бороться с деградацией должны и дух, и душа, и тело. Повторяю, необходимы регулярные занятия физкультурой, причем совершенно необязательно тратить деньги на элитные фитнес­клубы. Можно плавать в ближайшем водоеме, ходить на лыжах, бегать, подтягиваться на перекладине».

Также батюшка призывает непрестанно духовно работать над собой, преодолевая усыпляющее волю расслабление, уделяя серьезное внимание молитвенному правилу, исповеди и регулярному участию в Евхаристии. «Пятидесятилетний человек уже не может себе позволить, как в юности, не понимать или механически проговаривать слова молитвы. Это становится уже просто неприличным. Необходимо вслушиваться и вдумываться в свою молитву, переживать свое общение с Христом», — подчеркивает отец Максим.

В заключение хотелось бы привести личное откровение  отца Максима, которым он поделился с читателями: «Мой духовник часто повторял: «Главное — семья!» — а я никак не мог взять это в толк. Ведь для любого мужчины главное — это служение, а я к тому же — священник! Только лет через пятнадцать до меня стали доходить его слова. Я, наконец, осознал: от того, что происходит в твоем собственном доме, напрямую зависит то, что ты несешь вовне. Не мною придумано: «Любить дальних не сложно, попробуй полюбить своих ближних!» По­настоящему вкладываться нужно, прежде всего, в них...»

Неслучайно митрополит Вениамин (Федченков) считал, что искажение христианства во многом является следствием того, что у нас искажено понятие отцовства, нет по­настоящему сыновнего отношения к отцам, равно как и отеческого отношения к детям. К сожалению, эти слова не потеряли своей актуальности и в наше время.

 

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь



История монастыря, старые фотографии и древние находки - все это в нашем музее Здесь вы найдете информацию для паломников Здесь можно заказать ночлег Подворье монастыря, где первоначально подвизался преподобный Пафнутий и откуда пришел в это место Монастырь ждет благочестивых паломников потрудиться во славу Божию.