Газета "Вестник" № 36 - 2014 г.
"Святые буквы"
Русская православная церковь уделяет особое внимание литературе и поддерживает писателей, которым близки христианские ценности. Председатель Издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент рассказывает "РГ", как связаны церковь и литература.
Митрополит Климент: Первая литература, которая появилась у нас на Руси, была церковной. А первыми не богослужебными книгами были в основном жития святых, приучавшие ставить в центр жизни христианина Христа и подражать в святости. Даже в нелегкие времена княжеских междоусобиц на Руси каждый удельный князь хотел иметь в своем городе школу, библиотеку, учителей. Известны создававшиеся при соборах и монастырях библиотеки Новгорода, Владимира, Пскова, Москвы.
— Светская литература также долго была близка христианским идеалам?
Митрополит Климент: Церковь имеет два способа передачи людям христианских истин. Первый это Евангелие и труды святых отцов, а второй жития святых и художественная литература, несущая идеи добра и любви. Да, творчество писателей литературного "золотого века" было проникнуто евангельскими идеями. Сейчас вышла серия книг, посвященных исследованию этого, "Пушкин и православие", "Достоевский и православие"... Конечно, у классиков можно найти и критическое отношение к церкви. Но это критика пороков, они были и есть, церковь же состоит из людей не святых, а простых и грешных. Но если они стремятся увидеть неправду в себе и исправиться...
— В ХХ веке, во время гонений на церковь, именно через классическую литературу люди чаще всего впитывали евангельские истины.
Митрополит Климент: Когда разрушались устои общества, страдали и писатели, и деятели культуры, и сам язык. Городам давали новые названия в честь революционеров, людям новые имена. В 30е годы ХХ века даже воскресенье сделали рабочим днем, чтобы люди не оставляли "седьмой день для Бога". И в XX веке русская классическая литература часто оставалась единственным хранилищем евангельских истин. Но что удивительно, и лучшие образцы литературы советского времени оказались пронизанными христианскими идеями. Ситуация особенно стала меняться в 60е годы, когда писателидеревенщики Солоухин, Астафьев, Распутин, Белов потянулись к корням.
— А какое время литература переживает сейчас?
Митрополит Климент: В 90е годы часть писателей погналась за коммерческим успехом. Появилось много книг, романтизирующих грех, утверждающих ценности "легкой жизни". Писательское слово заострилось на разрушении. Почти в любом книжном магазине сегодня, увы, больше книг, где от героя пахнет преступностью и столько насилия, красочных сцен убийства... Популяризируются страсти, в чести жадность, потребительство, нравственная распущенность. И это уже проникает в литературу для детей.
— Церковь поддерживает талантливых писателей. Учреждена Патриаршая литературная премия. В чем ее задача?
Митрополит Климент: Премия учреждена по инициативе Патриарха Кирилла, и это своего рода благодарность церкви писателям, которые продолжают традиции русской классической литературы. Она привлекает внимание к авторам, которые не забывают о нравственных ориентирах и духовных ценностях. Ее лауреатами стали Владимир Крупин, Олеся Николаева, Алексей Варламов, Валентин Курбатов и другие. Сегодня и священнослужители охотно берутся за перо. Среди лауреатов Патриаршей литературной премии этого года протоиерей Николай Агафонов, а среди номинантов протоиерей Андрей Ткачев.
— У Издательского совета РПЦ есть своя премия?
Митрополит Климент: Мы 9 лет проводим конкурс "Просвещение через книгу". На него представляются и художественные произведения, и учебники, и аудиокниги. Церемония награждения проходит в День народного единства в рамках выставки "Русь Православная".
Сергей Буянов
«Российйская газета». www.rg.ru