Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 6

РАЗДЕЛ: БЛАГОСЛОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ
Калужские святыни

Калужские святыни

— Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему?

— Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле.

Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября).

В наши дни все больше людей узнает о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей.

Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника — в молитве. Почитание святых угодников Божиих — это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых — не формальное памятование о каких­то героях, живших когда­то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.

— Среди мест поклонения наиболее известны Свято­Пафнутьев Боровский монастырь и Оптина пустынь, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Но в епархии есть и много других сугубо почитаемых святынь. Какие из них Вы бы выделили в первую очередь?

— Святых мест много, каждый храм — это святое место, каждая икона — это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен и Свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь.

Что касается святых мест, почитаемых народом, то назову следующие.

Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери, именуемая «Калужская». Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18/31 июля — в память избавления от холеры в 1898 г., 2/15 сентября — в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2/25 октября — в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста.

В настоящее время чудотворный образ пребывает в Свято­Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приносится в разные города Калужской епархии, где тысячи верующих встречают святыню и приходят поклониться ей.

Особое место для паломников — Калужская Свято­Тихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским. Этот святой, по преданию, был родом из Киева, «матери городов русских». Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника.

Широко известен Свято­Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари; стопа преподобного Антония, старца Оптинского; два креста­мощевика со многими частицами святых мощей; резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево­Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

Свято­Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь, в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на Святой Горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления.

В Богородично­Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Ее части, ничем не скрепленные, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворный образ находился в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней.

Любят паломники посещать Спаса­Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково, расположенную в тихом живописном месте недалеко от Козельска. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.

Во многих храмах есть святыни, которые почитаются калужанами. Свято­Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери «Утоли моя печали» и Иерусалимской, написанной в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

Главной святыней Свято­Никольского храма Калуги является житийная икона святителя Николая. В середине 30­х годов прошлого века в этом храме служил настоятелем священномученик Иоанникий (Дмитриев). Он был ближайшим помощником архиепископа Августина: они вместе были расстреляны в 1937 г.

В селе Карижа, что под Малоярославцем, в храме Покрова Пресвятой Богородицы находится чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Боголюбский». Много людей приезжает сюда, чтобы   вознести молитвы Царице Небесной.

— Сегодня Русская Православная Церковь ведет плодотворный диалог со старообрядчеством, при этом многие наболевшие исторические вопросы снимаются. Может ли это привести к тому, что место гибели и погребения одной из самых почитаемых в старообрядчестве святых — боярыни Морозовой, упокоившейся в Боровске, когда­нибудь станет нашей общей святыней?

— В настоящее время между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной старообрядческой Церковью ведется диалог, в результате которого проясняются некоторые исторические вопросы и меняются привычные стереотипы. Происходит осознание великой трагедии нашего народа, происшедшей во второй половине XVII века.

Я не думаю, что в ближайшее время могила боярыни Морозовой станет всеобщей святыней для православных христиан, так как есть еще много нерешенного и спорного. Данный вопрос еще подлежит глубокому историческому и богословскому анализу.

— Владыка, в завершение нашей беседы просим обратиться к нашим читателям, в том числе к тем, кто впервые планирует совершить паломничество к калужским святыням, с небольшим архипастырским наставлением.

— Пожелаю всем, кто направляется в паломничество по святым местам, в первую очередь обрести веру. Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Мы должны помнить, что паломничество – это не развлечение, а подвиг веры, и оно должна совершаться для укрепления веры, а не с целью посмотреть места. Сейчас, когда приезжаем в святые места, принято фотографироваться. Это хорошо, фотография продлевает память о месте, где человек был, но важнее в сердце запечатлеть свое пребывание молитвой.

Человек, совершающий паломничество, соприкасается со святынями, которые являются источником благодати Христовой, а для этого требуется духовная подготовка. Желательно еще до поездки познакомиться с историей монастыря или храма, куда человек собирается поехать. Узнать об имеющихся там святынях, о том, чем прославился монастырь, кто из подвижников в нем был, каковы особенности жизни в обители. Сейчас есть Интернет, и через Интернет можно получить необходимую информацию, которая будет полезна в поездке. Но главное, что необходимо, это подготовиться духовно, обрести дух молитвы. Необходимо еще до поездки начать молиться тому святому, который почитается в этом монастыре или храме, выучить тропарь ему. А если имеется чтимая икона Божией Матери, то прочитать описание ее явления.

Если паломничество совершается вместе с детьми, то они тоже должны к этому подготовиться. У ребенка есть любимые игрушки, с которыми он обычно не расстается, но, направляясь в поездку по святым местам, лучше ничего лишнего не брать. Ребенок должен понимать, что он идет в монастырь или храм, где пребывают святыни, и его сердце также должно наполниться любовью к ним. Странно видеть, когда ребенок прикладывается к иконе или мощам, а к сердцу прижимает куклу или машинку. Получается, игрушка ему дороже Бога. Надо с юных лет приучать ребенка к пониманию, что Бог для него превыше всего, что когда он стоит в храме или дома на молитве, то он предстоит Богу. И очень важно, чтобы дети  видели пример своих родителей.

 

Беседовали М. и П. Тюренковы

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь