Поиск по архиву

Газета "Боровский просветитель" № 5

РАЗДЕЛ: СЛОВО ПАСТЫРЯ
Вера в жизни человека

Интервью "Российской газете, Председателя Издательского Совета  Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента

В праздник Рождества, как всегда в России, храмы переполнены. Чем переполнены наши души и умы? Сегодня мы поговорим об этом с митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

 

Российская газета: Вот уже 20 лет мы живем в новой стране - Российской Федерации. Но мы не оторвались от тысячелетней истории нашей страны?

Митрополит Климент: Я думаю, что, несмотря на все бурные геополитические изменения в мире, Россия всегда оставалась и остается Россией: будь то Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. Это некая культурная, можно сказать, духовно-историческая константа. Что бы ни происходило с нашей страной и нами, для всего остального мира мы останемся Россией.

Современная Россия является наследницей и Советского Союза, и Российской империи, которая началась с Петра I. Но это еще и та Русь, которая восходит к победе на поле Куликовом, когда, по мнению ряда историков, из населения отдельных разрозненных княжеств сформировался русский народ. У нас непростая, трагическая история, но именно осознание необходимости единства и совместного противостояния злу сформировало нашу страну. Россия началась со святого князя Владимира и существует с тех пор не просто как территория, а как культура, как народ, объединяемый героями отечества. Святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, новомученики, герои Великой Отечественной войны  определяют российскую историю. Без этих и многих, многих других имен Россия не может существовать.

Сейчас мы живем в новых геополитических условиях, но нам всем важно понимать то, что это жизнь одной страны в разных исторических формах, то, что наша современная жизнь неразрывно связана с историей нашей страны, осознаем мы это или нет. Мы все причастны к ее истории, можно даже сказать, что мы все в ней находимся, что мы ее строим. Точно так же, как строили и защищали ее наши соотечественники при Ярославе Мудром, при святом князе Данииле Московском, при Александре Суворове, при Михаиле Кутузове, при маршале Жукове.

РГ: Как Православная Церковь соединяет в своем видении древнюю и новую Россию?

Митрополит Климент: Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна: у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая Литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Христос соединяет нас Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют пострадавшие за Правду и оставшиеся Ей верными святые, подвижники, мученики, которые молятся за нас.

РГ: Что бы Вы ответили  на вопрос «Что такое быть русским?»

Митрополит Климент: Нас объединяет вера, история и культура. Русский - это тот, кто любит и ценит Россию, кто принимает и живет ее историей и культурой, кто знает и ценит русский язык. Язык - это выражение внутреннего мира человека и всего общества. Чем выше и чище язык, тем выше культура нации. Наш русский язык развился из славянского языка, который одухотворен, высок и поэтичен. Он, как и славянский язык, часть нашей великой культуры. Быть русским - значит быть носителем этой культуры.

Бессмысленно искать «русскость» по крови. Россия соединила разные племена, жившие на больших территориях: кривичей, вятичей, древлян, полян, угро-финские народы и многие другие - посредством общего языка, общей культуры, на основе православной веры. Это особая культура, сложившаяся под влиянием византийского православия.

«Русскость» - это еще и особое состояние духа, свойство души человека. Это хорошо понимали наши предки, помните, у Пушкина: «Татьяна - русская душою». Русский - это человек с настолько глубоким сердцем, что в этом мире его ничего не может наполнить. Это человек, для которого понятие совесть является основополагающим. Это человек очень душевный и отзывчивый, для которого жизнь по правде и широта души выше интеллектуальных изысков и материальных благ. Это человек, который осознает ответственность за землю, на которой живет. Он любит ее и ни на что не променяет. Это человек, который готов защищать ее от неприятеля, и в то же время он гостеприимен и щедр, настолько, что отдаст свою последнюю рубашку ближнему.

Церковную «русскость» отличает стремление к праведности как к жизни по заповедям Божиим, по Божией правде, пламенная любовь к молитве, трепетное отношение к богослужению, тяга к паломничествам, монастырской жизни, покаянию. Посещая нашу страну, иностранцы, в том числе и православные греки, с удивлением отмечали раньше и отмечают сейчас особый дух молитвенности, покаяния, трепетность к богослужению. Вот понятие русскости.

РГ: И что, по Вашему, наполняет смыслом существование России?

Митрополит Климент: Добро, Истина и Красота - вне этих понятий, вне этих имен Бога, вне стремления к ним существование России бессмысленно. Тщетно искать еще что-то мирское, что сможет заполнить сердца наших соотечественников. Все это, как выразился Екклесиаст, «суета сует».

РГ: Какие проблемы в жизни верующих и Церкви Вам сегодня кажутся наиболее очевидными? Что можно сделать?

Митрополит Климент: Основные проблемы - духовная расслабленность, теплохладность. Они вызваны благополучием и успокоенностью: «Зачем что-то делать, если все и так хорошо». У человека теряется внимание к своему состоянию. Появляется некая удовлетворенность своим положением. Был праздник Рождества, он сходил в храм, и этим свою христианскую обязанность выполнил. Это неправильно. Христианин - всегда христианин, а не на праздник Рождества или на два часа воскресной службы. Человек, считающий себя верующим, и в храме, и дома, и в обществе должен являться носителем этой веры. Отсутствие веры приводит к утрате любви, а поэтому мы становимся черствыми и глухими к ближним, перестаем слышать их просьбы, вникать в их проблемы. У нас возрастает требовательность к окружающим, непременное желание изменить их, но не себя, требовательность к себе снижается. Так мы можем потерять Дух, если не покаемся.

В этом отношении очень важное значение имеет христианское просвещение. Знания должны быть соединены с практикой христианской жизни. Они должны быть не отвлеченно-схоластическими, а личностными, должны быть прочувствованы и пережиты на собственном опыте

РГ: Преподавание в школе Основ православной культуры не новость в Калужской епархии. Какие проблемы обнаружились? Почему желающих креститься много, а желающих изучать ОПК куда меньше?

Митрополит Климент: Мы живем в стране, которая на протяжении почти тысячи лет основывала свою культуру на традициях православной веры. На войну шли с девизом: «За Веру, Царя и Отечество», ставя веру на первое место. Так было при Александре Невском, так было при Дмитрии Донском, так же было и при Николае II, потому что именно вера помогала нашему народу побеждать, укреплять государство. Поэтому невозможно знать историю нашей страны, не  зучая ОПК. Почему же так мало родителей выбирают этот предмет? Если говорить именно о Калужской епархии, то здесь интерес к изучению ОПК находится на высоком уровне - 72,7% школьников выбрали для изучения именно его в текущем учебном году. Если же говорить об общей статистике по всей России в целом, то это цифры довольно условные, так как для того, чтобы получить полную картину по данному вопросу, следует собрать и обработать данные со всех школ на территории Российской Федерации.

Что касается разных опросов, проводимых в стране, то результаты положительные. Большинство за введение этого предмета. К примеру, «Левада-Центр» в августе 2009 года провел свой опрос в 128 населенных пунктах 46 регионов страны с участием 1600 респондентов, который показал, что 69% положительно относятся к изучению ОПК.

Но все же немалая часть родителей выбирает «Основы светской этики» (ОСЭ). Почему? Причин для этого довольно много. От банального вопроса родителя учителю (большинство из которых это выпускники советских вузов, подготовленные по советским учебникам) «а что вы посоветуете?», до совершенно нелепого убеждения, что на предмете ОПК детям будут преподавать Закон Божий, превращая их в своих прихожан. Причина всего этого кроется в малоответственном отношении родителей к образовательному процессу своих детей. Пройдет время, и родители поймут, почему им важно, чтобы их дети изучали ОПК. Хотят они, чтобы их сын или дочь знали, почему надо делать выбор в пользу добра и отказываться от зла, почему надо уважать своих родителей, заботиться о больных и пожилых, почему надо защищать Родину, почему нельзя воровать? Если хотят, то выберут этот предмет.

РГ: Вот уже два года особым образом празднуется День православной книги. Как он будет отмечаться в этом году?

Митрополит Климент: День православной книги приурочен к очередной годовщине выхода в свет в 1564 г. «Апостола», первой печатной книги. Он пройдет 14 марта. Все мероприятия этого дня направлены на популяризацию чтения, на продвижение умной, доброй книги в народ, и в первую очередь духовной литературы.

Мероприятия будут проходить по всем епархиям нашей Церкви. Главная их цель - познакомить наших современников, особенно молодежь, с историей возникновения отечественного книгопечатания и рассказать о том, какие книги полезны для чтения, уделив особое внимание разнообразию духовно-нравственной литературы. Нередко в наши дни люди не знают, что такое православная литература. Бытует мнение, что православные книги - это только Евангелие, молитвословы, жития святых, творения святых Отцов Церкви. Такое мнение неправильно. Православных книг много, и они разного жанра. Сейчас в год издается более 3 тысяч наименований православных книг. Это богословская, историческая и художественная литература, труды как Отцов древней Церкви, так и современных писателей, которые показывают духовный путь человека к Богу сегодня, помогают людям в решении их недоуменных вопросов. Задача такой литературы научить читателя размышлять о вечных, непреходящих ценностях.

Мероприятия, приуроченные дню Православной книги, пройдут с конца февраля и в течение всего марта. Они включат в себя выставки, семинары, конференции, поэтические вечера, в которых смогут принять участие священнослужители и писатели. Специальный блок мероприятий в епархиях будет проводиться для подрастающего поколения. Ведь от воспитания сегодняшних школьников и студентов зависит будущее нашей страны. Пройдут годы, и  если мы сможем привить любовь к чтению доброй книги нашей молодежи, передать мудрость наших предков, то из них вырастут порядочные, честные, трудолюбивые, любящие свою Родину и культуру люди. Для этого в рамках праздника в вузах пройдут встречи со священнослужителями, писателями, поэтами. В прошлом году я сам принимал участие в одной из таких встреч со студентами и преподавателями Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова. Меня, честно говоря, поразило, с каким живым интересом студенческая молодежь восприняла наше общение.

Во второй раз пройдет молодежная интеллектуальная игра «Брэйн-ринг», в которой примут участие студенческие команды города Москвы. Вопросы игры будут посвящены истории Священного Писания, святоотеческому наследию, духовной литературе и поэзии. В прошлом году много молодых людей приняло активное участие в игре. Также состоится костюмированный бал, посвященный празднику.

Для школьников пройдут литературно-музыкальные утренники, конкурсы детских рисунков и сочинений, школьные олимпиады по истории книгопечатания. Опыт предыдущих лет показал, что дети с большим интересом участвуют в таких мероприятиях.

В третий раз состоятся благотворительные акции передачи комплектов духовно-нравственной литературы в тюрьмы, больницы, социальные детские учреждения, городские и сельские библиотеки. В Москве в церковных и светских книжных магазинах города пройдет благотворительная акция «Подари книгу детям», в ходе которой осуществится сбор детской литературы для ее последующей передачи в детские дома для детей с ограниченными возможностями и оставшихся без попечения родителей.

Много пройдет и других мероприятий, отмечу только, что количество их постоянно растет. Это говорит о том, что люди не забывают книгу.

РГ: Какое место православная книга и православное чтение занимают в современной культуре?

Митрополит Климент: Церковная литература на сегодняшний день является неотъемлемым и важнейшим компонентом христианской миссии. Как отметил Святейший Патриарх, современный человек не может быть христианином без чтения литературы, раскрывающей глубинный смысл Православия. Любовь к Священному Писанию и православной книге должна быть у каждого человека, принадлежащего к Церкви. Для верующего Евангелие - это дыхание Жизни. Вера должна охватывать всю жизнь человека. По этим причинам издание православной литературы - это одно из приоритетных направлений церковной деятельности, главнейший способ передачи знаний о Боге, о мире, основ веры и нравственности. Через книгу происходит культурный обмен не только между разными народами, но и между поколениями. Книга не только хранительница памяти о прошлом, она раскрывает перед человеком будущее. Новые вызовы ХХI века ставят перед Церковью задачу особого свидетельства о непреходящих истинах Православной веры, поисков ответов на многочисленные вопросы, волнующие людей сегодня.

 

 

Беседовала Елена Яковлева

«Российская газета» - www.rg.ru

Печатается в сокращении.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь