Поиск по архиву

Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 2

Об изучении курсов духовно­нравственной направленности в общеобразовательных учреждениях Калужской области в условиях введения ФГОС: проблемы и перспективы

Свое выступление я бы хотел начать словами преподобного старца Макария Оптинского, написанными почти двести лет назад: «К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пишут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувственность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств и разуму дает свободу, хоть он и помрачен. Но впрочем, не надобно отчаиваться, а просить Бога сохранить их юные сердца от вольномыслия, и сами старайтесь внушать им, по понятиям их возраста, о Православной Церкви и благочестии: что в юном сердце напишется, то в совершеннолетии более утвердится, подобно как на молодом плоде написанные слова в созрелом явственнее изображаются… Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их и даровать нужное и довольное».

Сегодня проблема духовно­нравственного воспитания стала предметом пристального внимания со стороны государственных органов власти.

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества: в процессе переоценки и переосмысления ценностей оказалось молодое поколение.

Духовно­нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно­нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены основные направления по духовно­нравственному воспитанию:

­ взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации;

­ социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

­ приоритет базовых национальных ценностей, хранимых в социально­исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вводят в школьный учебный план новую предметную область «Основы религиозных культур и светской этики». Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России — именно такие задачи ставит стандарт.

Одним из ключевых разделов основной образовательной программы школ является программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся.

Новый предмет

 

С 1­го сентября 2012­2013 учебного года в четвертых классах всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации началось изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет направлен на развитие у школьников 10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основы религиозных  традиций нашего народа, понимания их значения в жизни  современного общества, а также своей причастности к ним.       Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»   (ОРКСЭ) включает в себя модули:

­ основы православной культуры,

­ основы исламской культуры,

­ основы иудейской культуры,

­ основы буддистской культуры,

­ основы светской этики,

­ основы  мировых религиозных культур.

Какой из названных модулей дети будут изучать,  определяют родители четвероклассников.

Руководителями муниципальных органов управления образованием Калужской области, директорами общеобразовательных учреждений была проведена большая подготовительная организационно­методическая работа. Ход работы обсуждался на совещаниях в министерстве образования и науки области, заслушивался на заседании Координационного совета по духовно­нравственному воспитанию детей и молодёжи при  Правительстве Калужской области.

Модуль «Основы православной культуры» выбрали  67,9%  обучающихся   (по РФ  ­ 32,1%),  «Основы светской этики» ­ 29,3  (по РФ ­  42,7%),  «Основы мировых религиозных культур» ­ 2,4%  (по  РФ — 21,2%), «Основы исламской культуры» ­  0,3%  (по РФ — 4%), «Основы иудейской культуры» ­  0,02%  (по РФ — 0,05%), «Основы буддийской культуры» в Калужской области не выбран (по РФ — 0,37%).

В  целом по регионам, входящим в ЦФО, преобладает выбор модуля «Основы православной культуры», и среди них Калужская область занимает лидирующие позиции.

Курс ОРКСЭ введён во всех 528 4­х классах 362–х общеобразовательных учреждений. Все учащиеся обеспечены учебниками по данному предмету, в соответствии с перечнем рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Повышение квалификации прошли 550 учителей, которые ведут данный курс.

Нам еще предстоит проанализировать, как складывается обучение данному предмету в Калужской области.  В связи с этим стоит вопрос социализации детей­мигрантов — и здесь нужно проводить большую работу и с родителями, и с детьми. Наша общая задача — интегрировать их в наше общество. И модулю «Основы православной культуры» в этом вопросе отводится большая роль.

 

Серьезные опасения

 

Перед нами стоит и проблема совмещения преподавания в общеобразовательных учреждениях нового предмета «ОРКСЭ» и преподаваемого уже много лет курса «Основы православной культуры». Много вопросов вызывает и будет вызывать содержание курса ОРКСЭ и у специалистов системы образования, и у духовенства, и, конечно, у родительской общественности до тех пор, пока в обществе не сложится консенсус. Существуют серьезные опасения, что данный курс не приживется. Такой редуцированный курс (только 4 класс) может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса — и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе. Нежизнеспособными кажутся модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Можно согласиться с высказывания председателя  Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия: «Насколько можно себе представить нравственность без религиозной основы, настолько же можно допустить преподавание светской этики. Если в семье нет религиозной традиции, то вполне обоснованно, что родители выберут курс светской этики». «Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ)  педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма».

Еще в январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» — это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

Также, по мнению большинства ученых, одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.

Не лучше было бы введение единого учебного предмета, который наилучшим образом оказывал бы положительное влияние на формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству, семье, на воспитание уважения к  культуре и  языку народов, проживающих на территории нашей области, традициям  и культуре  населения, исторически проживающего  в Калужской области?

Учебно­методические комплексы по курсу ОРКСЭ рассматривались на Межведомственном координационном совете при министерстве образования и науки Российской Федерации и получили одобрение всех сторон. Но, по мнению многих специалистов, учебники должны соответствовать возрасту ребенка, его психологии, и, пожалуй, самое главное, содержать качественный во всех смыслах материал. И в этом плане учебники по модулям курса ОРКСЭ требуют доработки.

Духовное воспитание детей — это не только задача школы. Слабая вовлеченность семьи в процесс духовно­нравственного воспитания своих детей — одна и серьезных проблем сегодняшнего дня.

В Калужской области существует достаточно сформированная система духовно­нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках  введения «Основ православной культуры». Мы придаем большое значение плодотворному сотрудничеству с Калужской епархией в вопросах духовно­нравственного образования, нравственного воспитания, духовного просвещения детей и молодежи.

В наступившем 2012­2013 учебном  году для 3­11­х классов остаётся неизменным учебный план, содержащий региональный компонент, и  предмет  «Основы православной культуры» остаётся одним из составляющих регионального компонента.

В текущем учебном году «Основы православной культуры» в различных формах преподаются практически во всех общеобразовательных учреждениях области (329). 24194 обучающихся общеобразовательных учреждений области изучают «Основы православной культуры» в школах, что составляет 36% от общего числа обучающихся.

Наша главная задача использовать предшествующий многолетний опыт преподавания «Основ православной культуры» и не допустить его замены модулем «Основы православной культуры» комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Не могу не отметить, что в нашем регионе есть положительный опыт изучения «Основ православной культуры» детьми начиная с дошкольного возраста. С введением Федеральных государственных требований по запросам родителей дошкольные образовательные учреждения Калужской области проводят системные занятия по «Основам православной культуры» и активно используют УМК Шевченко Л.Л. и программу Постниковой Натальи Викторовны, старшего воспитателя «Детский сад № 3 «Аленький цветочек»  г.  Людинова Калужской области.

 

Повышение квалификации учителей:

устоявшиеся и новые формы

 

Калужский государственный институт модернизации образования проводит большую работу по повышению квалификации «Духовно­нравственное воспитание на основе  православной культурной традиции» для работников образования Калужской области. С целью методического сопровождения модуля ОПК организуются лектории для педагогов, размещаются на сайте КГИМО методические рекомендации и разработки уроков по программе предмета. Модуль «Духовно­нравственное воспитание» включен во все программы повышения квалификации для учителей­предметников. Для широкого ознакомления педагогов с учебно­методическими комплектами  проводятся семинары с авторами  и мастер­классы по УМК А. В. Бородиной, Л. Л. Шевченко, С. Т. Погорелова, О. Л. Янушкявичене.

На базе КГИМО в 2011­2012 учебном году повысили свою квалификацию по теме «Духовно­нравственное воспитание на основе православной культурной традиции» 205 педагогов.

Осуществление повышения квалификации педагогов происходит в новой форме через стажировочные площадки.

В 2011 году Калужская область стала победителем открытого конкурса, проводимого в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011­2015 годы, на предоставление субсидии из федерального бюджета Российской Федерации для организации деятельности стажировочной площадки Калужской области.

Целью работы областной стажировочной площадки является развитие инновационных процессов в региональной системе образования Калужской области и трансляция опыта  их реализации по таким направлениям, как «Духовно­нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения» и «Образование как общественный договор: повышение педагогической культуры родителей».

Вокруг стажировочной площадки организована сеть базовых (опорных) площадок — ресурсных центров — для реализации практической части программы деятельности стажировочной площадки (МБОУ «Лицей №48» г. Калуги, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» г. Людиново, МОУ «Кировский лицей», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя России М.Г. Ефремова» г. Таруса, МОУ «Мятлевская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф. Иванова» Износковского района, МКОУ «Дворцовская основная общеобразовательная школа» Дзержинского района, МОУ «Ерденевская средняя общеобразовательная школа» Малоярославецкого района).

В каждом из учреждений сложилась своя инновационно­образовательная  модель взаимодействия школы и семьи по вопросам духовно­нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, учитывающая особенности муниципалитета и специфику родительской аудитории, находящая свое выражение в  следующих формах: комплексное изучение родного края, популяризация модели «школы полного дня», реализация системных проектов, развитие музейной педагогики и др.

Качество подготовки учителей — прямое следствие повышения качества работы самих учителей.  Действительно, учителя увидели огромную возможность собственного лично­профессионального роста. Современный учитель по словам А. Кураева, «даёт детям почву для размышления и внутренней работы».

В рамках системной работы по повышению квалификации работников образования на территории области создана сеть инновационных школ Российской академии образования «Система духовно­нравственного воспитания в социокультурном пространстве Калужской области» (руководитель: к.п.н. Погорелов С.Т.) в 23­х общеобразовательных учреждениях г. Калуги, Дзержинского, Жиздринского и Юхновского районов Калужской области.

 

Внеурочная деятельность.

 

В школах области в сфере духовно­нравственного воспитания активно развивается внеурочная деятельность, к которой активно привлекаются родители обучающихся. Во многих образовательных учреждениях нашей области традиционным стал фестиваль «Рождественская звезда», праздники народного и православного календаря («Под святым Покровом», «Рождество Христово», «Масленица», «Жаворонки», «Пасха»); фестивали детского творчества, приуроченные к православным праздникам («Вифлеемская звезда», «Пасха красная»). Летом для детей, изучающих «Основы православной культуры», открываются летние лагеря, организуются паломнические поездки. Основанная на духовных и культурных народных традициях, эта деятельность несёт в себе высокий  потенциал в области духовно­нравственного развития обучающихся, пользуется большой популярностью у родителей обучающихся, оказывает положительное влияние на формирование духовно­нравственной культуры молодого поколения.

Все это — реальные формы приобщения детей и молодежи к духовным основам родной культуры, помощи им в обретении нравственных ориентиров, истинных ценностей современной жизни, гармонизации отношений между разными поколениями, между учителями и школьниками.

Учащиеся нашей области принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников «Русь Святая, храни веру Православную». В этом году учащиеся  Александр Выродов (основная общеобразовательная школа д. Каменка  Козельского района) и  Елена Кривошеина (Православная гимназия Свято­Никольского Черноостровского женского монастыря) стали победителями в номинации «За лучшую проектную работу».

Олимпиады  являются важным моментом привлечения интереса детей к постижению многовекового опыта Православия на Руси, роли Русской Православной Церкви в становлении российской государственности. В настоящее время олимпиада по основам православной культуры вошла в перечень олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ.

 

«За нравственный подвиг учителя»

 

На протяжении многих лет министерством образования и науки области совместно с Калужской епархией Русской Православной Церкви организуется проведение областного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя».  В текущем году в конкурсе приняли участие 16 педагогов и 3 авторских коллектива, подготовившие образовательные программы, методические и учебные пособия, направленные на совершенствование системы духовно­нравственного воспитания в образовательных учреждениях  Калужской области. Лучшие работы были направлены для участия в окружном этапе. Победителем окружного (по Центральному федеральному округу) этапа в номинации «Лучшая программа гражданско­патриотического воспитания детей и молодежи» за подготовку программы  патриотического воспитания  историко­краеведческого музея им. А.А. Буянкина «Мой дом — Россия» стала Татьяна Владимировна Кузина, учитель муниципального казенного образовательного учреждения  «Товарковская средняя общеобразовательная школа № 1» Дзержинского района.

Вопросы духовного воспитания сегодня актуальны как никогда. Формирование нравственных ценностей у молодого поколения требует общих усилий, и этот процесс сложно представить без участия Русской Православной Церкви. Всем, кто по роду своей деятельности занимается проблемами образования, понятно, что воспитание юных граждан сегодня невозможно  без обращения к отечественным духовным ценностям. Важнейшим источником воспитания  является православная культура. Она органично вплетена в  историю и культуру,  обычаи и традиции населения области и является важнейшим источником его духовности. И мы должны в полной мере испить животворную силу этого источника.

 

 

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь