Серия "Вера. Образование. Жизнь". Выпуск 2
Воспитание современной молодежи на исторических примерах и православных ценностях
«Историкокультурное наследие и образование. XXI век»
выпуск №41 от 8 октября 2012 года
воспитание современной молодежи на исторических примерах
и православных ценностях
Сопредседателями Секции были митрополит Климент и заместитель Губернатора Калужской области Руслан Владимирович Смоленский. В заседании участвовал викарий Калужской епархии епископ Людиновский Никита, а также председатели и ответственные секретари структурных подразделений Управления Калужской епархией: протодиакон Сергий Комаров, иерей Алексий Пелевин, иерей Максим Лихонин, иеромонах Дорофей (Соколов), иерей Игорь Горня и другие.
Выступили с докладами и участвовали в дискуссии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич Аникеев, доктор педагогических наук, декан Педагогического факультета Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета Татьяна Владимировна Склярова, старший научный сотрудник Института психологопедагогических проблем детства РАО Тамара Викторовна Анохина, руководитель Епархиального отдела по работе с силовыми структурами иеромонах Дорофей (Соколов), главный редактор информационноаналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов.
Приняли участие в заседании ректор ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования» Татьяна Александровна Артемова, представители министерства образования и науки: начальник и специалисты отдела программ и проектов в сфере общего образования и воспитательной деятельности, преподаватели Калужского государственного университета.
Содержание выступлений на Секции стало логическим продолжением темы Пленарного заседания, на котором все выступающие были едины в необходимости пристального внимания к духовнонравственной сфере жизни нашего народа, к исторической памяти и культурной связи поколений, к героическому наследию нашего Отечества и духовному богатству Калужской области.
Во вступительном слове митрополит Калужский и Боровский Климент отметил, что сегодня как никогда необходим совместный поиск решения общественных, семейных и государственных проблем, имеющих духовнонравственную природу. Особого внимания требуют дети и молодежь. Актуальным является дальнейшее развитие системного преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах региона, крайне важным видится формирование с помощью ОПК установки на здоровый образ жизни и традиционную семью. Поэтому, считает Владыка, необходима разработка законопроекта, регулирующего духовнонравственное развитие и воспитание подрастающего поколения Калужской области.
О готовности решать эту задачу сообщил журналистам председатель Законодательного Собрания В.С. Бабурин во время прессподхода, состоявшегося после пленарного заседания.
Участники заседания с вниманием прослушали доклады, два из которых можно назвать ключевыми: доклад министра образования и науки Калужской области А.С.Аникеева и доклад доктора педагогических наук Т.В.Скляровой.
С уверенностью можно констатировать, что доклад министра «О преподавании курсов духовнонравственной направленности в общеобразовательных учреждениях Калужской области в условиях введения ФГО: проблемы и перспективы» стал существенным дополнением к докладу на августовском образовательном форуме «Ресурсы модернизации региональной системы образования» (27.08.2012, Калуга). Поступившее предложение о размещении доклада на официальных сайтах, а также о направлении в муниципалитеты было поддержано всеми участниками заседания.
Теоретической основой, усиливающей позицию министра, стало последующее выступление Т.В.Скляровой о влиянии религиозной культуры на развитие самосознания в детском возрасте. Татьяна Владимировна кратко представила генезис структурных звеньев самосознания человеческой личности и рассказала о формировании личности в контексте православной антропологии. Доклад Т.В.Скляровой сопровождался мультимедийной презентацией. Татьяна Владимировна не только характеризовала каждое звено самосознания (представление о своем имени, представление о своем теле, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности), но и привела примеры педагогической работы с каждым из них в зависимости от возраста детей.
В докладе А.С.Аникеева было отмечено, что «в Калужской области существует достаточно сформированная система духовнонравственного воспитания подрастающего поколения в рамках введения «Основ православной культуры». Министр привел статистические данные, показывающие позитивную динамику приобщения детей к основам православной культуры. «В текущем учебном году «Основы православной культуры» в различных формах преподаются практически во всех общеобразовательных учреждениях области (329). 24194 обучающихся в общеобразовательных учреждениях области изучают «Основы православной культуры» в школах (36%). В этом году повсеместно приступили к преподаванию в 4х классах учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (во всех 528и 4х классах 362х общеобразовательных учреждений)». Среди регионов, входящих в ЦФО, Калужская область, по выбору модуля «Основы православной культуры», занимает лидирующую позицию.
Министр наметил ряд задач: «Нам предстоит проанализировать, как складывается обучение данному предмету в Калужской области. В связи с этим стоит вопрос социализации детеймигрантов — и здесь нужно проводить большую работу и с родителями, и с детьми. Наша общая задача — интегрировать их в наше общество. И модулю «Основы православной культуры» в этом вопросе отводится большая роль... Перед нами стоит проблема совмещения преподавания в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ православной культуры»... Слабая вовлеченность семьи в процесс духовнонравственного воспитания своих детей — одна и серьезных проблем сегодняшнего дня».
Александр Сергеевич обратил внимание, что много вопросов вызывает и будет вызывать содержание курса ОРКСЭ и у специалистов системы образования, и у духовенства и, конечно, у родительской общественности до тех пор, пока в обществе не сложится консенсус. Существуют серьезные опасения, что данный курс не приживется. Такой редуцированный курс (только 4 класс) может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса — и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе».
Такое заявление министра образования и науки А.С.Аникеева основывается не только на социокультурных особенностях Калужской области, где сохраняется приверженность к духовной традиции Православия, что объясняет многолетний опыт преподавания в школах ОПК, но и на прочном теоретическом фундаменте (доклад Т.В.Скляровой).
Далее обсуждалась тема кадетского движения (впервые на БогородичноРождественских образовательных чтениях) и необходимость преподавания ОПК среди кадетов. Руководитель Епархиального отдела по работе с силовыми структурами иеромонах Дорофей (Соколов) не только кратко представил историю кадетского движения в России, но и привел примеры положительного опыта в образовательных учреждениях нашей области, когда через своих детей у родителей пробуждается интерес к духовной традиции Православия. В проект Резолюции чтений было предложено включить рекомендацию руководителям образовательных учреждениях, в которых есть кадетские классы, изыскать возможность системно преподавать ОПК по учебнометодическому комплекту.
Проблему влияния средств массовой информации на воспитание современной молодежи обсуждают практически на каждых Чтениях. О психологическом нездоровье детей вследствие воздействия Экрана (обобщенного экрана многих информационных устройств) было на этот раз только упомянуто в докладе старшего научного сотрудника Института психологопедагогических проблем детства РАО Т.В.Анохиной, потому что это уже очевидный фактор современного общества. Тамара Викторовна, приводя данные фонда «Общественное мнение», опубликованные совсем недавно, подчеркнула роль телевидения: 92% россиян черпают информацию из телепрограмм, 38% — из печатной прессы, 32% — из новостных сайтов в интернете, а также разницу влияния телевидения и Интернета.
Напомнив участникам заседания, что на Чтениях в прошлом году Анатолий Дмитриевич Артамонов поставил задачу через СМИ «призывать молодежь к повторению примеров истинного служения своему народу и обществу», Тамара Викторовна рассказала о примерах практического противодействия разрушительному влиянию СМИ, которые созданы администрацией Боровского района и СвятоПафнутьевым монастырем и доступны в сети Интернет. Это и есть отдельные компоненты формирования социокультурной среды в Боровском районе на основе духовной традиции Православия. Речь шла о дизайне самого сайта администрации района, а также о размещенных на нем баннерах: молодежного православного слета «Пафнутьевград», а также специально заказанного баннера социальной рекламы «Скажи игровым клубам нет!». Т.В.Анохина обратила внимание участников Чтений, что на сайте администрации уже больше года в социальной сфере размещаются материалы подраздела «Основы православной культуры».
Особый образовательный ресурс имеют еженедельные новостные сюжеты студии телевидения Боровского района, где в качестве заставки выбрана не компьютерная графика, а виды храмов Боровского района. Почти в каждом выпуске передачи «Боровский район: вчера, сегодня, завтра» жители видят священнослужителей, узнают о совместных с Церковью добрых делах, своевременно знакомятся с православноориентированными мероприятиями, среди которых ежегодные СвятоПафнутьевские образовательные чтения, Рождественский и Пасхальный фестивали, заседания Координационного совета по духовнонравственному воспитанию, фрагменты школьных уроков «Основ православной культуры», повседневная жизнь редакции газеты «Вестник» СвятоПафнутьева монастыря. Об этом участники заседания смогли не только услышать из выступления Тамары Викторовны, но и увидеть на слайдах, а также в видеосюжете, подготовленном специально для Чтений.
Существенным оказалось выступление в дискуссии Анатолия Дмитриевича Степанова, который обратил внимание, что в середине октября Госдума всетаки будет обсуждать законопроект РФ «Об образовании», который, по мнению многих экспертов, носит разрушительный характер и не только не приведет к улучшению ситуации в системе образования, а создаст новые проблемы и окончательно уничтожит те позитивные традиции, которые существовали. Митрополит Климент обратился ко всем педагогам с призывом активнее участвовать в обсуждении этого законопроекта и смелее выступать с его критикой.
Таким образом, участники заседания Секции №1 получили большой объем информации для дальнейшего самостоятельного осмысления происходящих в новой истории нашей страны изменений в изучении религиозной культуры в общедоступной государственной школе и увидели новые возможности воспитания современной молодежи на исторических примерах и православных ценностях. Заместитель Губернатора Р.В.Смоленский поручил провести опросы детей и родителей, чтобы помочь им понять разницу изучения «Основ православной культуры» в сравнении с другими модулями учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Было одобрено появление на региональном телевидении новой телевизионной передачи «Родной образ», высказано пожелание организовать серию репортажей о работе XV Епархиальных БогородичноРождественских образовательных чтений и встреч в телевизионной студии для продолжения обсуждения вопросов, затронутых на Чтениях.
С заключительным словом выступил митрополит Климент.
Тамара Анохина
http://www.pafnutyabbey.ru/vestnik/2012/?number=41&article=1505