Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Православие, культура и образование. XXI век". Выпуск 3

Государственная политика в сфере духовно-нравственного воспитания

В последние годы мы стали свидетелями  возрождения  интереса россиян  к своим историческим корням, традициям, истории,  культуре и религии. Этот процесс и подвигнутый им гигантский общественный заказ не мог обойти стороной такой важнейший общественный институт как образованиеи, прежде всего, общеобразовательную школу.  Включение в содержание  школьного образования основ традиционных для России религиозных культур свидетельствует о признании их созидательной роли в современной действительности, в образовании и духовном наставлении подрастающего поколения. Все это не может не сказаться на пересмотре существовавшего многие годы в образовательной среде отношения к воспитанию, да и на пересмотре долгие годы господствовавших представлений о его приоритетах, методах и  целях.

Государство достаточно четко определилось с целями и приоритетами в этой сфере. Они сформулированы и законодательно закреплены в новом, вступившем в действие с 1 сентября  2013 года, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее ФГОС).

В новом  законе в статье 2 такие понятия, как «образование» и «воспитание», определены как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Таким образом, в качестве основной задачи школы определяется задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика, его духовно-нравственного развития.

В условиях изменения законодательства об образовании и определения приоритетов по воспитанию школьников в рамках реализации воспитательной компоненты особенно важной является проводимая работа по обновлению содержания образования и самих подходов к предоставлению образования в условиях введения ФГОС.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой определены следующие направления по духовно-нравственному воспитанию:

- взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации (семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);

- социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России;

- приоритет базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.

В то же время необходим период осмысления новых ценностей и ориентиров, выбора адекватных  методов воспитания. И здесь школе необходима консолидация со всеми здоровыми силами общества, тесное сотрудничество с важнейшими общественными институтами, особенно с Церковью.

Формальным выражением государственной политики является ее законодательная, нормативно-правовая база.  Федеральное министерство образования и науки, осознавая важность воспитания в российской школе,  разработало Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Необходимость такой  программы обусловлена реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде. Целью Программы является укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

В Программе закреплены основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений, и одним из основных направлений является «нравственное и духовное воспитание». Одним из ожидаемых результатов реализации Программы будет создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании.

Однако до появления Программы федерального уровня каждое образовательное учреждение имеет обязательным разделом основной образовательной программы школы программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В текущем учебном году перед системой образования Калужской области стоят задачи по ресурсному обеспечению школьной программы в целях ее эффективной реализации.

Одним из направлений реформирования школьного образования  стали изменения в учебном плане школ. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты  общего образования вводят в школьный учебный план новую предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

С 1-го сентября 2012/13 учебного года в четвёртых классах всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в том числе и в Калужской области, началось преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).

Модули учебного курса изучаются по выбору. Число школьников, изучающих модуль ОПК в новом учебном году, выросло более чем на 2%, в сравнении с прошлым годом, в то время как число изучающих светскую этику  сократилось.

Хочу отметить, что большинство родителей понимают важность и необходимость данного курса.

Больше всего семей в Калужской области остановились на изучении основ православной культуры (положительная динамика наблюдается в увеличении количества обучающихся, выбравших модуль «Основы православной культуры»: с 67, 96% в прошлом учебном году до 70, 02 % -  в текущем).

Учитывая особенности курса, его ведут в основном учителя начальных классов (419), преподаватели русского языка и литературы (22) и истории (14) (всего учителей - 567). Прежде, чем преподавать новый предмет, педагоги проходят курсы повышения квалификации. Cчитаю, что только повышения квалификации педагогов для преподавания ОПК явно недостаточно. Необходима серьезная их подготовка. Эта работа может быть организована на базе действующих в области учреждений профобразования, готовящих кадры для образования — как среднего, так и высшего. Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского определен Минобрнауки РФ в качестве пилотного в подготовке преподавателей курса ОРКСЭ. Подготовка таких кадров будет осуществлять на базе Института педагогики, для чего потребуется помощь Русской Православной Церкви и других конфессий. Принято также решение, что специальность преподавателя основ религиозных культур и светской этики будет второй специальностью, получаемой калужскими студентами. Есть идеи организовать подготовку педагогов по курсу ОПК в Мещовске на базе бывшего педагогического колледжа.

В Калужской области, благодаря внедрению на протяжении десяти лет «Основ православной культуры», сформировалась система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  В прошедшем учебном году «Основы православной культуры» в различных формах преподавались в большинстве общеобразовательных учреждений области (в 329-ти общеобразовательных учреждениях из 346-ти муниципальных, 17-ти государственных и 11-ти негосударственных общеобразовательных учреждений). 36% от общего количества обучающихся в  школах нашего региона  изучают «Основы православной культуры» (24194 обучающихся). Однако встает проблема организации сквозного изучения курса ОПК в течение всего времени обучения в школе. Поднимаемая нами проблема пока не находит понимания на федеральном уровне. Однако при организации должной подготовки педагогических кадров  возможно ее решение на уровне нашего региона.

В Калужской области уже есть положительный опыт изучения «Основ православной культуры» детьми, начиная с дошкольного возраста. С введением Федеральных государственных требований по дошкольному образованию  по запросам родителей дошкольные образовательные учреждения Калужской области успешно проводят занятия   по «Основам православной культуры».

Дополнительно с изучением «Основ православной культуры» организована внеурочная деятельность, к которой активно привлекаются родители обучающихся.

Учащиеся нашей области ежегодно принимают активное участие в различных конкурсах, фестивалях, в школьных научных конференциях, олимпиадах по основам православной культуры.

Отдельное внимание хочу обратить на участие наших школьников во Всероссийской олимпиаде по основам православной культуры. В 2012/13 учебном году в школьном этапе V Всероссийской олимпиады школьников  по основам православной культуры приняли участие  125 общеобразовательных учреждений, более 2000 школьников (2251)  из 20 муниципальных районов и городских округов Калужской области.

В региональном этапе участвовали 44 человека - представители 13 школ Калужской области. По результатам этого этапа 3 школьника вышли в суперфинал Олимпиады.

В 2013 году по итогам суперфинала Олимпиады учащаяся 11 класса негосударственного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря» г. Малоярославца  Елена Сергеевна Кривошеина получила диплом II степени.

В целях профессиональной и духовной поддержки педагогов министерством образования и науки области совместно с Калужской епархией Русской Православной Церкви ежегодно проводится областной этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя». В 2013 году в конкурсе приняли участие 10 педагогов и 8 авторских коллективов (всего – 34 участника), подготовившие образовательные программы, методические и учебные пособия, направленные на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях  Калужской области. Лучшие работы были направлены для участия в окружном этапе Центрального федерального округа. В соответствии с решением  Конкурсной комиссии  II (межрегионального) этапа  победителем в 2013 году в номинации «Лучшая инновационная разработка года» признан коллектив авторов МКОУ «Дворцовская основная общеобразовательная школа»(Дзержинский район, Калужская область)по теме «Опыт взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию».

На региональном уровне взаимодействие министерств социального блока с Калужской епархией Русской Православной Церкви в вопросах духовно-нравственного образования, нравственного воспитания, духовного просвещения детей и молодежи успешно осуществляется в рамках Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Правительством Калужской области и Калужской епархией Русской Православной Церкви № 66 от 26.11.2010.

С июля 2011 года вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся решаются в рамках работы Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области. Так, например, Советом рассматривались такие важные вопросы, как  «Сохранение и развитие опыта преподавания «Основ православной культуры» в условиях введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»», «О ходе  подготовки преподавателей  предмета  «Основы православной культуры»», о ситуации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.

Таким образом, очевидна определенная работа в сфере духовно-нравственного воспитания, проводимая региональной системой образования. Мы призываем всех включаться в ее развертывание более активно. Мы на региональном уровне сегодня прекрасно понимаем, что социально-экономическое развитие Калужской области невозможно без приоритета духовно-нравственных и  культурных ценностей в жизни каждого человека. Формирование нравственных ценностей у молодого поколения требует общих усилий органов исполнительной власти, местного самоуправления, Русской Православной Церкви, общественности.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь