Газета "Боровский просветитель" № 5 (2012)
РАЗДЕЛ: СОБЫТИЕ
Калужская епархия совершила поклонение великой святыне христианского мира - Поясу Пресвятой Богородицы
В настоящее время Россия переживает благодатный духовный подъем. И, как это часто бывает, совершается это через предстательство Царицы Небесной, которая никогда не оставляет Свой богодарованный удел - святую Русь. С Афона к нам был принесен Пояс (часть пояса) Пресвятой Богородицы. Эта святыня еще никогда не была в России. До этого только паломники-мужчины могли посетить Ватопедский монастырь для поклонения священной одежде Матери Божией. Священный Кинот Афона (орган управления Святой Горой) принял решение привезти в пределы Русской Православной Церкви для поклонения верующих частицу Пояса Пресвятой Богородицы. Интересен тот факт, что первоначально решение о привозе святыни в Россию было не единогласным. Против привоза высказалось, руководство Русского Пантелеимонова монастыря. Сами греки были крайне удивлены этим фактом. Остается загадкой, на каких условиях русский монастырь на Афоне согласился на привоз Пояса, так как решение о вывозе святынь с Афона должно быть не просто коллегиальным, но единогласным.
Постоянное место пребывания пояса Пресвятой Богородицы находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Согласно преданию, Пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408) драгоценный ковчег с Поясом Богородицы перенесли из Палестины в Константинополь. Впоследствии святыня делилась на части, местопребывание которых не раз менялось.
Этот визит был воспринят русским народом как посещение свыше, о чем может свидетельствовать тот нескончаемый людской поток, который не прекращался ни днем, ни ночью. Это благодатное шествие началось 20 октября в Санкт-Петербурге и прошло по 10 городам в разных концах страны - от Владивостока до Калининграда. Наконец 19 ноября святыня прибыла в Москву.
Калужская епархия также приняла участие в этих торжествах. В ночь с 21 на 22 ноября три мужских монастыря Калужской епархии: Свято-Пафнутьев Боровский, Спасо-Нерукотворный Клыковский и Свято-Георгиевский Мещовский единым собором совершили поклонение великой святыне. Вместе с духовенством и клиросом Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в паломническом визите в Храм Христа Спасителя приняло участие около 150 человек. Это были сотрудники монастыря, несколько человек из боровской администрации, молодежная дружина, прихожане Боровского монастыря, проживающие в Москве.
Собор духовенства из 17 человек, возглавляемый архимандритом Серафимом (Савостьяновым), наместником Свято-Пафнутьев Боровского монастыря, в Храме Христа Спасителя отслужил специально составленное «Последование молебного пения перед частицей честнаго Пояса Пресвятой Богородицы, совершаемое в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя с 19 по 27 ноября 2011 года», с присовокуплением акафиста Пресвятой Богородице.
С 12 до 02 часов ночи, в продолжение всего молебного пения, народ в два потока, с двух сторон ковчега прикладывался к святыне. Из-за большого количества желающих сотрудники разрешали касаться ковчега только ладонью, чтобы сократить время прохождения. Без команды люди могли надолго припадать к ковчегу и не хотели поспешно отходить от него. Позади ковчега лежала корзинка с бутонами роз, которые греческий блюститель Пояса раздавал лишь некоторым, прежде всего духовенству. Для всех же остальных на выходе в благословение давалась иконка - Богоматерь, простирающая Свой Пояс, картонный складень с изображением ковчега и поясок, освященный на частице Пояса Пресвятой Богородицы. Верующие женщины носят этот поясок и по своим молитвам и вере освобождаются от бесплодия.
Первоначально планировалось, что пребывание Пояса в Москве продлится с 19 до 23 ноября. Но в связи с беспрецедентным количеством верующих, желающих поклониться святыне, Управляющий орган Святой горы Афон (Кинот) и братия афонского Ватопедского монастыря одобрили продление срока пребывания святыни в России до 27 ноября.
Приятно видеть, что духовные устремления нашего народа еще не до конца задавлены хламом развлечений, телевидения и вседозволенности. Рано еще «свободе от совести» праздновать свою победу. Без сомнения, значительное большинство тех, кто пришел поклонениться Поясу Богоматери, до конца не понимает, что здесь происходит и для чего все это. Но народ идет, а значит подсознательный порыв и тяготение к вере православной еще дает о себе знать.
Не думаю, что с таким же энтузиазмом эти же люди стали бы отстаивать на морозе огромную очередь (12-15 часов), чтобы принять участие, скажем, в праздновании Рамадана. Своим нутром, бессознательно они понимают, что это не наше, это не мое. Но к Православию совсем другое отношение. Сколько раз приходилось слышать фразу: «Я хоть и неверующий, но Православие поддерживаю. Это наша вера!» И понимай как хочешь. Рационалист сказал бы, что это абсурд, но мы-то знаем, что этот «абсурд» называется человеческим духом, который подсознательно влечет человека к Богу, своему Первоисточнику, и именно к Православию - Его подлинному Откровению, которое неразрывно связано с историей нашей страны.
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!
Иеромонах Роман (Кропотов)