Газета "Боровский просветитель" № 5 (2012)
РАЗДЕЛ: МОНАСТЫРСКИЙ ХРОНОГРАФ
Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись
Православная Церковь отпраздновала один из своих великих Праздников - Крещение Господне. Безгрешный Сын Божий установил новое сообщество верующих, вступить в которое можно только после принятия спасительного таинства Крещения.
Для верующих Крещение - это духовное рождение для новой жизни, жизни со Христом. Погружение в крещальную купель есть образ умирания для греха и всего, что ненавистно Богу. И сама купель символически обозначает гроб, в котором было погребено тело Спасителя. Выход же из воды есть образ воскресения со Христом, воскресения для новой жизни. Через это вышеестественное Таинство, духовное рождение, непостижимое даже для бесплотных сил, верующий облекается в нового Адама - Христа, точно также, как при плотском рождении человек облекся в ветхого Адама.
Апостол Павел так определяет смысл Крещения: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:3-7). Теперь человек должен умереть для греха и жить для Бога, так как через Крещение получает все возможности для этого, а главное - духовную свободу. Если ранее грех насильственно властвовал в нем, то Крещением у греха отнимается сила, и человек уже по своему произволению выбирает путь либо с Богом, либо без Бога.
Крещение обязывает человека жить свято и наделяет его огромной ответственностью. Именно поэтому страшно видеть легкомысленное, формальное отношение некоторых к этому величайшему Таинству. Большинство невоцерковленных, но крещеных людей не понимают, какую благодатную силу они приняли в святом Крещении, о котором теперь даже не помнят. Так что лежит этот бесценный дар под спудом непроглядной тьмы нерадения и служения плоти, а семена бесценных духовных талантов, данных человеку в этом таинстве, всю сознательную жизнь попираются и втаптываются в землю.
Теперь человек безответен, так как имел для угождения Богу и праведного образа жизни все средства. Он получил благодать Божию и стал причастником небесных даров, его имя записано в Книги Жизни. Но небрежение и безразличие к трудам по взращиванию этого семени, этой небесной закваски в сердце человека, может изгладить его имя из этой книги и подвергнуть сугубому наказанию как презрителя и попрателя Божественной милости. Ибо, по слову апостола: «Невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4-6). Для таких было бы лучше вовсе не познавать благость Божию, нежели познавши, отвергнуть.
Пафнутьев-Боровская обитель со всей Церковной Полнотой отпраздновала это знаменательное событие для жизни всей Церкви в целом и каждого христианина в отдельности. По традиции была совершена ночная Божественная Литургия с чином Великого освящения воды на святом источнике. Накануне этого в Крещенский сочельник наместник обители архимандрит Серафим совершил Великое освящение на Боровском подворье Пафнутьева монастыря в храме Покрова Божией Матери. На следующий день после Крещения отец наместник посетил второе подворье обители в городе Калуге, где также совершил чин освящения воды, разделив праздничную радость с отцом Дорофеем, настоятелем подворья.
Сегодняшний праздник должен напоминать всем верующим о тех обетах, которые все мы дали при своем крещении (или наши восприемники за нас). И самое главное - это отречение от сатаны и разнообразного ему служения. Именно для того, чтобы разрушить дела диавола, и явился Сын Божий (1Ин.3:8). Теперь мы, чада Божии, поскольку усыновлены Богу таинством святого Крещения. Не будем же забывать об этом. Но, напротив, постоянно памятуя о высоком призвании христиан на земле, потрудимся, чтобы сторицею приумножить семена добродетелей, данных нам авансом в таинстве святого Крещения.
Иеромонах Роман (Кропотов)
Фото автора