Газета "Боровский просветитель" № 6 (2012)
РАЗДЕЛ: СОРАБОТНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
«Основы православной культуры и воспитание будущей элиты»
«Основы православной культуры и воспитание будущей элиты»
Научнопрактический авторский семинар «Духовнонравственный и развивающий ресурсы школьного курса А. В. Бородиной «Основы православной культуры»» проходил 27 февраля 2013 года на базе ресурсного центра Федеральной стажировочной площадки Калужской области — в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Кировский лицей». Организаторами семинара выступили Калужский государственный институт модернизации образования, отдел образования администрации МР «Город Киров и Кировский район», 14е благочиние Калужской епархии Русской Православной Церкви и Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей». На семинар собрались руководители и педагоги школ и воспитатели детских садов г. Кирова, гости из Москвы, Калуги и других городов Калужской области. Семинар организовывался в учебное время, чтобы можно было посетить уроки в их обычном режиме. Всего сотрудники лицея принимали более 50 гостей. Участники семинара имели возможность познакомиться с уникальным многолетним опытом духовнонравственного воспитания на основе изучения курса «Основы православной культуры».
Из докладов Лукьяновой Ольги Александровны, заведующей отделом образования администрации МР «Город Киров и Кировский район», Кропачева Германа Викторовича, директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей», и благочинного отца Александра Рябова, благочинного 14го благочиния, участники узнали, что преподавание курса «Основы православной культуры» в г. Кирове началось на добровольной основе в 2005 году. Это была естественная реакция на заказ социума на изучение курса, формирующего представление молодежи о религиозных истоках культуры Отечества и предусматривающего наряду с полноценным культурологическим обучением духовнонравственное воспитание.
В отличие от большинства школ, где курс ОПК ведется отдельными учителями, а иногда одним педагогом, в Кировском лицее была создана система религиознокультурологического образования по единому учебнометодическому комплекту (УМК) во всех классах — с 1 по 11. Руководство лицея, осознавая роль отечественных традиций в подготовке будущей элиты России, проделало огромную работу для систематического использования воспитывающего и развивающего ресурсов нашего УМК. И надо сказать, кроме всех качественных показателей, представленных для ознакомления гостям, налицо были такие результаты, которые не требуют специального измерения: дети вежливы, приветливы, жизнерадостны, все здоровались даже за территорией лицея, опрятны. Школьники разговаривают друг с другом дружелюбно, даже на улице не слышно нецензурных слов. Все это сильно отличает Кировский лицей от школ, например, московских, около которых нецензурные выражения обычны: причем ученики даже не ругаются, они просто так привыкли общаться.
Участники семинара увидели открытые уроки в 1, 4 и 9 классах, после чего состоялось обсуждение. Особенно понравился урок в 4 классе, проведенный Верегиной Оксаной Евгеньевной. Урок был оригинальным, с использованием разнообразных методов и приемов, насыщенный богатым содержанием, с демонстрацией результатов проектной деятельности учащихся и, что мы впервые увидели в школьной практике, с участием родителей. Оказывается, коллектив с пониманием встретил одно из последних предложений директора — активнее привлекать родителей к участию в учебном процессе, и учителя научились приглашать родителей на урок, давая им определенные задания: прочитать фрагмент произведения, стихотворение, рассказать о своем опыте и т. д. Как обычно бывает, богатый содержательный и методический материал, использованный Верегиной Оксаной Евгеньевной, располагал к открытому диалогу с автором курса, педагогическому сотворчеству и обмену мнениями. А это, как мы знаем, требует мужества, большого доверия, высокой профессиональной культуры и, главное, заинтересованности в росте мастерства и дальнейшем успешном развитии предмета. Это очень важно, чтобы научнометодические семинары не превращались в формальную демонстрацию достижений и чествование, а включали анализ и обсуждение сложных вопросов, помогали оттачивать мастерство, совершенствовать подходы, более тщательно подходить к отбору учебного материала.
В заключение участникам семинара были вручены удостоверения, школе были преподнесены подарки — комплекты демонстрационных материалов для 14 и 59 классов и учебные пособия. Все участники семинара отмечали, что основой успеха преподавания ОПК в лицее, впрочем, как, наверное, и успеха развития лицея в целом, является, прежде всего, высокий уровень управления педагогическим коллективом талантливым директором Кропачевым Германом Викторовичем, одинаково умело справляющимся и с большим комплексом зданий лицея, и с объединением большого педагогического коллектива идеей воспитания духовно развитой и нравственной молодежи в учреждении повышенного уровня образования. На этом пути сложились уже надежные отношения с Церковью, и теперь коллективу неизменно помогают не только отдел образования администрации МР «Город Киров и Кировский район» и родительский коллектив, но и постоянное взаимодействие с местным благочинием: отец Александр всегда готов откликнуться на любую просьбу, прийти на любое мероприятие, поддержать и ответить на любые самые сложные вопросы.