Поиск по архиву

Научно-методический сборник "Вера. Культура. Образование. Цивилизационный выбор России". Выпуск 4

Слово Божие — источник языковой, культурной общности и русского государства

«Нет больше той любви,

как если кто положит душу

свою за друзей своих»

 (Ин. 15, 13)

 

Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич!

Дорогие собратия архиереи!

Дорогие отцы, братия и сестры!

 

Сердечно приветствую всех участников XVII Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии с пожеланием плодотворных трудов на благо нашего Отечества.

Вновь мы собрались вместе, чтобы обсудить волнующие наше общество вопросы. Хотелось поблагодарить Губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова, Председателя Законодательного Собрания Калужской области Виктора Сергеевича Бабурина, членов Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при Правительстве Калужской области за деятельное участие в подготовке Чтений.

Чтения – это площадка, где происходит обобщение опыта работы по духовно-нравственному просвещению и воспитанию подрастающего поколения. Это место, где мы должны открыто говорить о проблемах в духовно-нравственной сфере и совместно намечать пути их решения. Результаты работы наших областных Чтений будут использованы на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут в Москве в начале следующего 2015 года.

В этом году наше общество отмечает ряд юбилейных дат. Это 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Скромного по жизни отшельника, но великого в духовном делании и решении государственных дел. Другой юбилей – 900-летие кончины преподобного священномученика Кукши Печерского, просветителя вятичей. Этот юбилей мы отмечали в сентябре, празднества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А на будущий год исполняется 1000-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, о деятельности которого мы увидели прекрасное музыкально-театрализованное действо, замечательное и по исполнению, и по содержанию. Благодарю всех, кто писал сценарий, кто участвовал в подготовке, кто выступал!

Благоверного князя Владимира Церковь чтит за равноапостольный подвиг по распространению в русских землях Евангелия Христова. С Крещения жителей града Киева началась смена культурно-религиозной парадигмы нашего общества.

Во всей полноте Церковь стала шириться при потомках достопамятного князя. В XI веке сонмом святых расцветает Киево-Печерская Лавра. Множество монахов-проповедников из этой обители расходились по европейской части России. И выходец из вятичей – преподобный Кукша – пришел к своим единоплеменникам проповедовать о Христе. Мы живем на земле вятичей, а знаем ли мы то место, где проповедовал и пострадал преподобномученик Кукша, наш просветитель? С его проповеди древние наши сородичи уверовали в Христа. Капли его крови – это то семя, из которого выросла Церковь на Калужской, Орловской, Московской, Рязанской, Тульской землях. Именно на этой территории проживали вятичи. Но пострадал он на нашей Калужской земле, в окрестностях нынешнего Мещовска, место это называется «Серенское городище». Мы должны помнить об этом. Многие из нас участвовали в освящении памятника святому Кукше, установленному рядом с Троицким собором города Калуги.

Примечательно, что этот год в нашем Отечестве Указом Президента России Владимира Владимировича Путина определен как Год культуры. Слово Божие является источником нашей языковой и культурной общности и стало одним из главных факторов, способствовавших появлению и сохранению русской государственности. Благодаря евангельским ценностям наша культура успешно закрепилась на гигантской Евразийской территории и достигла пределов Америки.

Отношение к культуре – это одно из проблемных явлений в нашей жизни. У нас еще сотни заброшенных храмов и усадьб, невосстановленные монастыри и заброшенные кладбища, умирающие деревни, а вместе с ними и исчезающий колоритный сельский быт. Такое явление не в каком-то одном конкретном муниципальном образовании или районе, а это мы видим по всей России. Мы уже не слышим, чтобы в деревнях молодежь пела народные русские песни. Все это часть нашей культуры, нашей культурной идентичности, и пока не поздно, – еще есть очаги культурного народного творчества – мы должны помочь им сохраниться и обратить на них внимание нашей молодежи, научить молодых людей любить ее. Мы теряем наш культурный код – сегодня это наша трагедия.

Поддержка отечественной культуры и сохранение монументального и духовного наследия, пожалуй, одно из самых недофинансированных направлений. Куда более трепетно государство и общество относится к экономике, обороне, природным ресурсам, чем к своей культуре. Действительно, поддержание культуры – дело затратное и не дающее сиюминутных выгод (особенно в условиях ограниченности бюджетов всех уровней). Поэтому всегда будет иметь место утилитаристское мнение: «Имеет ли смысл тратиться на сеяние разумного, доброго, вечного?»

Хочу заметить, что самые страшные диверсии против нашего государства производились именно на культурном фронте. Приведу такой пример. Когда была продана Аляска и началась ее американизация, главный удар был направлен на культуру автохтонов и их язык. В середине 80-х годов XIX в. пастор Шелдон Джексон, глава пресвитерианской миссии на Аляске, одновременно возглавлявший там федеральный отдел образования, писал, что «не следует использовать никакие книги ни на каких индейских языках... мы должны дать этим старым языкам умереть... и чем скорее, тем лучше, и заменить их языком христианским, заставив учеников во всех школах говорить только по-английски». По его мнению, только американская монолингвиальная цивилизация правильная. Что-то аналогичное мы видим сейчас. Это происходит рядом с нами в братской Украине. Наша государственность и культура вышли из одной купели – Днепра. Но новая власть пришла в Киев и заявила: «Нельзя допустить, чтобы на Украине преподавали и использовали русский язык. Только один язык у украинской нации – украинский». В такой же манере говорил на Аляске почти 150 лет назад пресвитерианский пастор Джексон. Приведу пример из истории Аляски: «Конгресс принял решение о нарушении прав человека в России». Такая запись мне встретилась в архиве, она датируется 1876 годом. Однако и сейчас мы слышим заявление о нарушении прав. Так что подобная резолюции против России – не нова.

Мы имеем массу подобных примеров сегодня, когда за десятилетия планомерной работы внешних сил разрушалась культурная идентичность народонаселения суверенных государств. Воздвигались ложные идеалы, переписывалась история. Не поместившиеся в прокрустово ложе новых парадигм люди подвергались остракизму, репрессиям, поражению в гражданских правах.

Построить и укрепить такую огромную страну, как Россия, можно, только имея веру и любя Родину, любя ближнего, как самого себя. Россия всегда имела идеалом своим – святость. Главным подвигом была жертва ради ближнего (семьи, села, города и всей страны). Господь к этому нас призывает, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Это не означает, что надо идти и где-то погибать на поле боя. Это надо понимать так, что мы должны посвятить свою жизнь полностью тому делу, к которому призваны. Необходимо дать свои таланты людям, как призывал Христос в Евангелии, которое мы читали в воскресенье. Как говорится в притче, Господь дал кому пять талантов, кому три таланта, а кому дал один талант. Талант в нашем понимании сейчас – это способность, дар. Тот, кто получил пять талантов, отдал их в работу. То же самое сделал тот, кто получил три таланта. А кто получил один талант, – он его закопал. Притча учит нас тому, чтобы мы, обладая талантами, не закапывали их в землю. Под талантом, которым Господь одарил человека, святитель Иоанн Златоуст понимает любовь. Очень важно, чтобы мы поделились своей любовью с ближним. Это поможет приобрести новые таланты. Для нашей молодежи это очень важно, чтобы она восприняла веру, русскую культуру и полюбила ее.

Святитель Феофан Затворник, говоря о проявлении жизни, подчеркивает, что очень важным в жизни человека является целеполагание. Для целеполагания, т.е. направления жизни, нужно иметь завершенное мировоззрение. Эту завершенность нашим отцам давала вера во Христа. И сегодня жизненно необходимо обращение к опыту наших отцов, который под изменяющимися одеждами политических режимов и экономических моделей видит единственное историческое земное Отечество, неразрывно связанное с Отечеством Небесным.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Для выполнения социального заказа по духовно-нравственному образованию молодежи считаю необходимым, чтобы Министерство образования и науки Калужской области разработало дополнение в Закон Калужской области «Об образовании в Калужской области», которое бы закрепило духовно-нравственное направление в качестве ключевого в организации развития, воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях Калужской области.

Надеюсь, наше плодотворное сотрудничество послужит укреплению нашего общества.

Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами!

Благодарю за внимание.

Другие статьи номера

Другие статьи этого автора
Православный календарь