Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).
Вопрос (Ирина)5 апреля 2016г.
Здравствуйте,Отец Роман. Сегодня ВТОРНИК 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.Я читаю в интернете литературу,конечно очень много не понятно,но стараюсь понять.Объясните мне ,Батюшка ,пожалуйста слова из текста "чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой ".Прости меня,Батюшка, что не могу понять. Как часто можно задавать вопросы Вам? Я читаю Кафизмы ,так там мне много не понятно.Посоветуйте ,где брать разъяснения,какую литературу.Вечерами читаю Новый Завет.Ирина.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Под клятвой подразумевается то повреждение, которое навлекли на вселенную первые люди своим неповиновением Богу. Господь уничтожил эту клятву Своей смертью и воскресением. Немного про это было в ответе 18 сентября 2015г. Ксения (ключевые слова для поиска - Адам и Ева). Про толкование Писаний ответ был 28 августа 2015г Нина (ключевые слова - Ефрема Сирина). Прежде чем задавать вопросы, рекомендую прочитать имеющиеся, так как многое уже было сказано. Используйте строку поиска.
Вопрос (Толя)4 апреля 2016г.
Ещё один вопрос озвучу, я не верю и никогда не поверю: что это слова Бога, мол якобы и восстанет брат на брата, сын на отца, если Бог говорил овцу спасать надо идти, то тем паче и с братьями и с отцом, и с сестрами надо находиться в дружбе и любви. Отношение - это отношение, а Психологический настрой, чтобы люди этого ждали - это отдельная тема. Есть такой военный термин: -" кроты", так вот если в псалтырь залезли не исключено , что и в Евангелие залезли и отсебятину там сказали. Мне все факты на лицо. Есть такое слово Юриспруденция.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Жаль вас. Ваше самостоятельное толкование Евангелия уведет вас далеко от Церкви. Будьте осторожны!
Вопрос (Людмила)4 апреля 2016г.
Отец Роман, здравствуйте, благословите. Сегодня после службы батюшка говорил проповедь, смысл которой был таков, что чем меньше просишь, тем больше тебе дается. Одним из примеров он привел разбойника, распятого рядом с Христом, который просил лишь помянуть его, но получил Царствие небесное. Не удобно было спросить у батюшки, может, Вы растолкуете: а как же тогда "просите и дано будет вам?". Наверное, чего-то не понимаю...
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Одно другому нисколько не мешает. Речь шла не о не прошении, а о прошении малого. Разбойник просил и получил. Чем больше человек постигает волю Божью, тем меньше он просит. Единственное, что его заботит, это исполнение воли Божией. "Да будет воля Твоя" - вот сердцевина молитв христианина. Но пока человек далек от этого, он всегда будет диктовать Богу что и когда ему нужно подать.
Вопрос (Толя)4 апреля 2016г.
Отец Роман я опять затрону тему будьте мудрыми , как змеи, как известно змея может съесть другую змею, а также бывает и такое , что сама ест себя есть такие фото и в природе такие явления тоже есть. Потом вы помните, из истории , что змея это символ (нехороший), и что она была так сказать не в угоду кому вы знаете, не думаю , что это были слова Спасителя. Та мудрость , которая есть у змей мне не нужна, И евангельские символы животных и ангельский символ указывают на мудрость совершенно других животных, а именно ангел, орёл, лев, бык. И никак по другому, это провакация. Есть информация, что в псалтырь залазили, добавляли туда отсебятину не весь псалтырь написал царь Давид. Да и это видно. Там очень отличается манера письма , а также традиция и отношение ко всему. Соответственно, есть расследовательская версия , что и в евангелие залазили и вписывали туда отсебятину. Серафим Саровский должен об этом сказать (помните случай Семи отроков Эфесских). Система мурости змеи -это пожирание ей подобных , а также себя. А есть ещё сказка : - "Кащей безсмертный" там ещё Булат Балагур был , там кащеева смерть была в яйце, а из яйца он достал голубя белого, и вот из под крыла выползла змея, вот её то как раз Булат и убил, и голубь вспархнул мгновенно , и кащёй умер. Ещё по поводу змей. В христианском искусстве змей и дракон часто взаимозаменяемы и представляют дьявола как искусителя, врага Бога и участника грехопадения, а также дракон Апокалипсиса.
«…великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною»[20].
Черты дракона обычно придаются образу Сатаны, а части его тела могут быть увешаны змеями. Фаллические реминисценции явно просматриваются в изображении дьявола и бесов со змееобразными гениталиями. В русле этой традиции Данте отождествляет змею с врагом.
В средневековой пластике в виде обнаженной женщины с двумя змеями у грудей изображали кормилицу грехов властолюбия (высокомерия) и сластолюбия.
Змеи в христианской традиции также обозначают:
силы зла, Люцифер, вредоносное начало;
зло, которое человек должен преодолеть в себе;
искушение — змея с женской головой, обвившаяся вокруг дерева (Древо Познания);
коварство и лукавство;
разрушение и могила. Это геральдика и символика. Поговорите на эту тему отец Роман с отцом Власием. Вопрос важный и для всех вас тоже. Сдаётся мне, что это перевёртыш.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Чтобы понять, что вы ошибаетесь, не нужно обращаться к о.Власию. В Евангелии Господь часто прибегал к таким аналогиям, которые не нужно понимать буквально, например, похвалил неправедного управителя, сравнивал Свои действия с действиями неправедного судьи. Поэтому для правильного понимания аналогии с змеей не нужно вспоминать все, что умеет змея. Для Бога было важно показать одно из змеиных свойств. Всё. Смысл передан. Все остальные мудрования лишние. Тем более неуместным является апелляция к сказкам в контексте разговора о Евангелии. Можно вспомнить, что Господь даже Себя сравнивал со змеей (Ин.3:14). В Ветхом завете когда змеи жалили израильтян, Господь сказал Моисею сделать медного змея и вознести его на знамя. То есть змее противопоставил змею. Подобное уничтожил подобным. А говорить, что Евангелия состоят из "отсебятины", это значит отрицать церковное Предание и не признавать традицию Церкви. После Лаодикийского собора 369 года Церковь отвергла апокрифы, но эти четыре Евангелия оставлены и признаны истинными и спасительными. Святые ничего не говорили про испорченность четырех Евангелий, значит и нам не нужно слушать то, что говорят противники Церкви. Это как раз и является провокацией, которая идет с самого начала появления Церкви на земле. Напротив, святые учили о святости и богодухновенности Писаний: "Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святаго Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его через святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!... И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его зловоние в смерть, мечом обоюдоострым, которым они закалывают сами себя в вечную погибель. Им убили себя навечно Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство" (свт.Игнатий Кавказский). "Священное Писание есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно из проявлений ее благодатной жизни. Вне Церкви Священного Писания и нет, и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия; живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Св. Духа. Не может быть без Церкви Священного Писания и как определенного письменного памятника, потому что не останется никакого надежного руководства для правильного понимания Писания и ничто не может ручаться за его подлинность и каноническое достоинство. Отметим еще, что, утверждая тезис: вне Церкви нет Священного Писания – мы повторяем истину, которую церковные писатели проповедывали еще во втором веке. Св. Ириней Лионский говорил, что только в Церкви неподдельное соблюдение Писания, без прибавления и убавления, и чтение Писания без искажения" (архим. Иларион). Тоже самое касается и Псалтыри. Ее святость запечатлена жизнью Церкви.
Вопрос ( Толя)3 апреля 2016г.
Здравствуйте, объясните пожалуйста, что значит: - " Будьте мудры как змеи"
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Змей - это некий символ земной мудрости. Святые отцы предлагают множество символических толкований. Например, пр.Исидор и св.Василий Великий говорят о прохождении христианином тесного пути. Как змея, когда ей нужно скинуть старую кожу, пролезает сквозь тесные места. Св.Иоанн Златоуст понимает этот текст в смысле сохранения веры. Как змея, когда на нее нападают, бережет самое главное для нее - голову. Для христианина, по словам Иоанна Златоуста, этой главой является вера, которую каждый верующий должен хранить в чистоте и неповрежденности. Можно набрать в строке поиска - змеи - и посмотреть ответ 3 мая 2012г. Наталья.
Вопрос (Георгий)1 апреля 2016г.
Батюшка благословите. Почему Господь не призрел на Каина и на дар его? И какое знамение сделал Господь Каину, что бы ни кто не убил его? Спаси Господи!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Что касается жертвы, то у них и внутреннее расположение было различным, и, соответственно этому, и внешнее. "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его" (Евр.11:4). Как более верующий и благочестивый Авель, сказано, принес "от первородных стада своего". И не просто от первородных, но "от тука их", т.е. - лучшее из лучших, самое жирное (тук - жир). Каин же взял для жертвы "что попалось, без всякого старания и разбора" (Иоанн Злт.). Потому и призрел Бог на Авеля и на жертву его, а на жертву Каина не призрел.
Что касается знамения на челе Каина, то на этот вопрос у толкователей нет однообразного ответа. Блаженный Феодорит говорит, что само божественное определение было знаком, запрещавшим убивать Каина. Димитрий Ростовский утверждает, что знамением от Бога было "трясение главы и правой братоубийственной руки; благодаря сему трясению правой руки Каин ее ни поднести к устам своим с пищею не мог и ни делать вообще что-либо". Но как же он не мог ничего делать, когда сразу же после рождения сына построил город!? (Быт4:17) Некоторые баснословцы полагают, что под знаком нужно понимать печать зверя - шестьсот шестьдесят шесть. Думаю, не нужно выискивать точное понятие. Важно понимать, что это знамение от Бога было некоторым внешним знаком, чудесным действием служившим удостоверением неприкосновенности Каина.
Вопрос (Светлана)27 марта 2016г.
Здравствуйте, отец Роман! Скажите, а что для нас должно быть более авторитетно, Священное Писание или Предание? Есть ли какой-нибудь источник, где можно узнать все Предание, может какой-нибудь свод канонов? Прочла, что учения Святых Отцов тоже относится к Преданию, но как отличить какие именно учения и есть Предание, а какие их частное мнение? Спаси Вас Господь!
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Нельзя разделять Писание и Предание, ведь Писание - это тоже часть Предания. Предание первично, Писание - вторично. К примеру, Пятикнижие написал пророк Моисей, но это было около полутора тысяч лет до рождения Христа. Как же люди жили без Писания первые 3000-3500 лет? Они жили по Преданию, которое устно передавалось через патриархов-долгожителей. Тоже самое касается и Нового Завета. Евангелия были написаны спустя разное количество лет после воскресения и вознесения Спасителя, а первые христиане жили без Писания, так как имели у себя живых свидетелей, которые делились с ними преданием. Каноны - тоже часть Предания. И писания отцов (частные и общие) и традиции Церкви и многое другое. Все, о чем вы говорите - это Предание. Нельзя принимать только мнения отцов несогласные с мнением Церкви (напр., блаж.Августин разделял учение о предопределении, которое отвергается Церковью).
Вопрос (Доментий)26 марта 2016г.
Батюшка добрый вечер, почему храмы и приходы руководствуются от личной выгоды, а не исходят из того что написано в Священном Писании?? Насколько я знаю, Иисус Христос полностью окунался в реку Иордан, а священники (во времена Иисуса книжники и фарисеи, что по Его мнению самые грешные люди народа Израиль, по чьей инициативе Он и был распят) крестят иначе. И наконец мой последний вопрос можно ли верить апокрифам например "Хождение Богородицы по мукам". Спасибо разъясните пожалуйста..
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Лучше ответьте, почему люди не следуют тому, чему учит Церковь, например, не крестятся на 40 день? И при чем тут после этого личная выгода?! В чем она? При чем тут фарисеи и новозаветное священство? При чем тут иоанново крещение (которым крестился Христос) и новозаветное таинство Крещения? Может захотите еще обрезаться, ведь Христос был обрезан? Давайте не будем трогать священников, у которых и без нас хватает забот и нужд. А лучше будем исполнять то, что предписывает Церковь, тогда проблем и ненужных вопросов будет гораздо меньше. Апокрифам не нужно доверять.
Вопрос (р.Б. олег)22 марта 2016г.
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).
Отец Роман помогите пожалуйста понять данные строки.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Ответ 16 марта 2016г. Андрей.
Вопрос (Олег)21 марта 2016г.
Здравствуйте,отец Роман!Попалась мне книга свящ.Д.Сысоева "Кто как Бог или сколько длился день творения". Там о.Даниил,ссылаясь на труды Святых отцов и приводя цитаты из Библии говорит,что надо в буквальном смысле понимать каждый день творения,как земные сутки,т.е.24 часа.Твердым аргументом послужили слова царя Соломона:"Всякое слово Бога чисто...Не прибавляй к словам Его,чтобы Он не обличил тебя,и ты не оказался лжецом."Я увлекался астрономией и был твердо уверен,что наша солнечная система,как в астрономии говорят вторична,т.е.возникла после взрыва сверхновой звезды.Это доказывается наличием элементов,которые могут возникнуть при очень высоких температурах и давлении(например при взрыве),Солнце такие не способно вырабатывать..А теперь,после прочтения книги, появились сомнения.Наука наукой,но Богу все возможно.Есть ли на сегодняшний день единое мнение Церкви,как относиться к периоду сотворения мира или надо принять слова Писания в буквальном смысле?И второе.Вы не отвечаете на некоторые вопросы,наверное они провокационные.Самое интересное,что ответ на них я получаю в ближайший день,находя его в трудах Св.отцов.Не специально ищу,а получается все случайно,Просто открываю страницу,а там ответ.Буквально недавно Св.Феофан Затворник развеял мои сомнения,касающиеся мирской и монашеской жизни,точнее пути к спасению.
Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)
Вот что сказано в Законе Божьем: "Но эти «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «iом». Но точно знать, какие это были «дни» мы не можем, тем более что нам известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Пет.3:8; Пс.89:5)". "Назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие" (Беседы на Шестоднев, свт.Василий Вел.).
Р.S. Я стараюсь ответить на все вопросы. Если ответа нет, значит не было вопроса или текст не прошел модерацию по иным параметрам (оскорбление, просьбы, пожелания, ответы другим пользователям и т.д.).